Два лица арабской революции

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Послереволюционные события в Тунисе и Египте развиваются весьма по-разному. В то время как первое тунисское правительство, избранное в результате свободных выборов, уже приступило к работе и обладает всей полнотой власти, в Египте выборы состоятся лишь 28 ноября, и никому неизвестно, получит ли новое правительство власть в свои руки.
Два лица арабской революции
3 ноября 2011 | Вальдемар Краус

Послереволюционные события в Тунисе и Египте развиваются весьма по-разному. В то время как первое тунисское правительство, избранное в результате свободных выборов, уже приступило к работе и обладает всей полнотой власти, в Египте выборы состоятся лишь 28 ноября, и никому неизвестно, получит ли новое правительство власть в свои руки.
Две соседние североафриканские страны стали «первыми ласточками» панарабской революции. В Тунисе она произошла быстро, бурно, ее искры зажгли пламя «финиковой революции» в Египте. Но сегодня пути, по которым пошли оба государства, весьма отличны друг от друга. Если тунисцы, получившие право свободного волеизъявления и знающие, что им больше никто не может приказать голосовать «как надо», считают свою революцию состоявшейся, то египтяне из числа тех, кто выходил на демонстрации и стоял насмерть на площади Тахрир, чу Они всерьез опасаются, что, с одной стороны, «Братья-мусульмане», присоединившиеся к протестам лишь тогда, когда режим Мубарака стал трещать по всем швам, попытаются захватить власть и превратить страну в «республику Аллаха», с другой - опасаются, что взявший власть Высший военный совет откажется эту власть передать в руки законно избранного правительства.

Тунис верит в «новое начало»

Тунисская революция завершилась первыми свободными выборами - на них, к немалым опасениям всего мирового сообщества, победили исламисты, однако они поспешили заверить всех, что в их намерения не входит ни установление шариата, ни превращение Туниса в оплот «арабского Талибана».


Более того, как партия, не набравшая абсолютного большинства, «Эннахда» (или «Возрождение» в переводе) заключила союз с двумя совершенно светскими партиями: Социалистической («Эттакол») и левонационалистическим «Конгрессом за республику» (CPR). Образовавшаяся коалиция, с одной стороны, является вполне дееспособной, с другой же - позволяет осуществлять действенный контроль за возможными проявлениями радикального исламизма со стороны «главного партнера».


Миф о «зарождении исламской диктатуры» окончательно покинул пределы Туниса. В стенах парламента страны повеял новый, демократический ветер. Наконец-то 217 депутатов нового временного законодательного органа могут без стыда говорить о том, что они депутаты, парламентарии: они в самом деле демократически избранные представители народа. Их задача - в течение года подготовить новую Конституцию и новые, теперь уже регулярные выборы.


Однако теперь, когда выборы позади и их победители определились, речь зашла уже о «шкуре медведя» - о распределении высших государственных постов, о дележе реальной власти. Кто же те люди, которые должны занять министерские кресла - пусть всего лишь на год?


Именно в их подборе профессор Юссеф Седдик, тунисский политолог, видит серьезную проблему: «Мы сейчас за деревьями не видим леса, - считает он, - все ругаются и спорят исключительно о подборе кандидатур на ту или иную должность, о постах в том или ином министерстве. И забываем об основной задаче этого правительства - о закладке основ новой республики!»


Что ж, хорошо уже то, что больше в Тунисе никто, ни одна партия не может править единолично. Любимая и пестуемая, скажем, в России или в Казахстане «вертикаль власти» для Туниса - пусть и недавнее, но все же прошлое.


Ключевые посты в правительстве займут давние противники диктатора Бен Али: лидер левых Монсеф Марзуки стал президентом страны, социал-демократ Мустафа Бен Джафар - спикером парламента, а «номер второй» в исламистской партии «Эннахда» Хамади Джебали возглавил кабмин.


Довольно неплохой расклад, считает профессор Седдик и тем не менее не торопится предаваться эйфории. Ему недостает ясности в вопросе: чем, собственно, желает стать новый Тунис? Каким содержанием наполнится здесь понятие «демократия»? После 23 лет правления Бен Али это немаловажный, по его мнению, вопрос: «Мы немножко поговорили о национальной идентичности, об освобождении от оков диктатуры - и тут же забыли многие важнейшие вопросы: к примеру, какую роль должен играть ислам в новой Конституции? А если не ислам - что должно стать фундаментом нашего нового государства?»


Скажем, тот же премьер-министр Джебали еще во время коалиционных переговоров с двумя другими партиями обронил такую небезынтересную фразу: «Тунис встал на путь создания шестого халифата». Что он имел в виду?


Сам премьер сегодня утверждает, что его просто неверно процитировали, однако критики видят в его оговорке проявление религиозных планов исламистов, обладающих в новом парламенте 89 местами и, таким образом, крупнейшей фракцией. Новый президент страны Марзуки, в свою очередь, заверил всех: «Наша главная задача в данный момент не борьба за торжество халифата, а борьба с безработицей. Потом - с экономическим кризисом, потом - возрождение экономики и рынка. За таким количеством дел халифат вряд ли вообще попадет в повестку дня».


Интересно, что в отношении защиты демократических прав, свободы и в особенности защиты прав женщин среди партнеров по коалиции, включая «Эннахду», никаких противоречий не возникает. В основном они спорят в данный момент на экономические темы. «Тунисцы проявляют нетерпение, и их вполне можно понять, - подчеркнул президент. - Мы стоим на пороге трудных времен, но и на пороге нового начала».


Что-то очень интересное зарождается в «лаборатории арабской демократии» под названием Республика Тунис. Впервые в арабской, исламской стране народ «одолжил» власть политикам - на строго определенное, ограниченное время. Поэтому и критично настроенный философ, профессор политологии Тунисского университета Юссеф Седдик все же проявляет осторожный оптимизм.


«После десятилетий колониализма и диктатуры ни от одного народа нельзя требовать немедленного достижения демократического уровня, скажем, Великобритании, - подчеркивает он. - Но нас уже сейчас можно поздравить: то, чего мы достигли, - это в самом деле революционные перемены для арабского мира. Мы - первые».


Египетские «куклы» ушли от «кукловодов»


В то время как в Тунисе новое правительство только успело приступить к работе, в Египте министры переходного кабинета уже подали в отставку. Причиной ее стали события, начавшиеся в минувшие выходные на каирской площади Тахрир: беспорядки и стычки продолжаются по сей день. Премьер-министр Эссам Шараф от имени членов своего кабинета отправил в Высший военный совет прошение об отставке.


По сообщению телеканала «Аль-Джазира», Высший военный совет принял отставку кабмина, однако позже его представитель опроверг это сообщение в официальном коммюнике, размещенном на близком к правящим кругам Египта веб-сайте «Аль-Ахрам Online». Согласно его утверждениям, решение о принятии отставки еще не принято - предположительно, генералы хотели бы сначала определиться с кандидатурой нового премьер-министра, прежде чем Шараф и его команда уйдут.


Вступивший в должность в марте этого года Эссам Шараф пользовался поначалу немалой популярностью среди про-демократических движений Египта, однако на протяжении минувших месяцев это чувство растворилось под влиянием полнейшего разочарования: правительство оказалось совершенно бессильно перед военным советом, неспособным к проведению демократических реформ в стране.


Именно это разочарование и вылилось в нынешние беспорядки в Каире: с пятницы демонстранты дерутся с полицейскими на площади Тахрир. Здесь минувшей зимой началась революция, приведшая к свержению Хосни Мубарака. Не за горами новая зима, а на площади Тахрир - опять побоище.


Египетские революционеры чувствуют себя обманутыми. Их новый «образ врага» - это Высший военный совет. «Народ хочет свержения фельдмаршалов!» - скандируют демонстранты. Председатель совета, фельдмаршал Мохаммед Хуссейн Тантауи, воплощает для них в себе образ «нового Мубарака». Страшный счетчик людских жизней уже вертится вовсю: с пятницы на площади Тахрир погибли 26 человек, более 2000 получили ранения. Врачи окрестных больниц, правда, утверждают, что убитых гораздо больше.


Каирские демонстранты требуют скорейшей передачи власти гражданскому правительству. До сих пор планировалось, что Военный совет отойдет от управления страной после президентских выборов. Однако их срок никак не получается назначить, а что касается предстоящих парламентских выборов в стране, которые должны начаться 28 ноября (и продлиться в три этапа до января), то Высший военный совет заявил, что а) намерен оставить за собой право наложить вето на любые решения нового парламента и кабинета министров, б) не собирается никому предоставлять отчет о военном бюджете страны. То есть, по сути, идея генералов сводится к одному: народ подотчетен правительству, правительство подотчетно нам.


Кроме того, Высший военный совет требует, чтобы и после избрания нового президента армии были предоставлены права политический и экономической автономии - своего рода «государство в государстве».


В мире эти события вызывают немалое беспокойство. Министерства иностранных дел целого ряда европейских государств опубликовали заявления о «глубокой обеспокоенности состоянием демократии в Египте» и одновременно официально предостерегли своих граждан об опасности поездок в эту североафриканскую страну, а тем, кто уже там находится, посоветовали «избегать скоплений народа и демонстраций».


Руководитель Лиги арабских государств, египтянин Набиль аль-Араби, призвал своих соотечественников к спокойствию. По его словам, он «весьма огорчен происходящим» и желал бы, чтобы все стороны поупражнялись в выдержке, соблюдая при этом право на свободу мыслей и свободу собраний.

Руководительница МИДа ЕС Кэтрин Эштон подчеркнула желание европейцев послать в Египет наблюдателей к предстоящим выборам - эта просьба была уже дважды отклонена временным правительством, а точнее - Высшим военным советом.

Вполне возможно, что Египет стоит на пороге новых потрясений. Если волнения на площади Тахрир будут, как сейчас, разрастаться - они вполне могут перекинуться на другие города страны и тогда может оказаться, что «финиковая революция» вновь придет в Египет...

Поделиться: