Южная Осетия: раскол или процветание

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В конце ноября в Южной Осетии пройдет второй тур президентских выборов. За президентский пост будут бороться два кандидата от оппозиции, радикальной и умеренной – 62-летняя пенсионерка Алла Джиоева и 41-летний Анатоалий Бибилов
Южная Осетия: раскол или процветание

В конце ноября в Южной Осетии пройдет второй тур президентских выборов. За президентский пост будут бороться два кандидата от оппозиции, радикальной и умеренной – 62-летняя пенсионерка Алла Джиоева и 41-летний Анатоалий Бибилов. Хотя первый этап голосования не выявил явного победителя, смело можно назвать проигравшую сторону – это действующий президент Эдуард Кокойты, ставленник которого Георгий Кабисов в первом туре набрал всего 7% голосов избирателей. Избиратели, по сути дела, выразили вотум недоверия нынешней власти и дали четкую и ясную оценку президентству Кокойты.


В настоящий момент стоит вопрос о будущем Южной Осетии, поскольку уровень протестного голосования ясно продемонстрировал, что политика, которую проводил до последнего времени официальный Цхинвал, не пользуется поддержкой большинства жителей Южной Осетии; необходима радикальная смена курса, прежде всего в социальной и экономической сфере.


В то же время необходимо признать, что результат Бибилова в первом туре выборов, является безусловным успехом. В канун голосования Бибилов был явным фаворитом, а потому превратился в объект нападок и грязных политтехнологий как со стороны «кандидатов от власти», так и представителей радикальной оппозиции. В этих условиях, полученный Бибиловым в первом туре результат нужно рассматривать как победу.


Феномен Аллы Джиоевой – это своего рода индикатор протестных настроений в южноосетинском обществе. Недовольство политикой Кокойты проявилось во время избирательной кампании максимально рельефно, и Джиоева, пользуясь поддержкой влиятельных лиц, сумела воспользоваться определенным общественным запросом, направленным на смену элиты. Поэтому, в отличие от Бибилова, который шел на выборы с четкой и продуманной программой действий, результат Джиоевой едва ли можно считать ее личной заслугой или успехом ее команды.


Если оценивать личные качества кандидатов, уровень их поддержки в южноосетинском обществе, то, безусловно, нужно отметить, что в активе Бибилова поддержка широкой партийной коалиции, в которую вошли, в том числе, оппозиционные силы ЮО - Коммунистическая партия (С.Кочиев) и «Фыдыбаста» (В.Гагозов). В его пользу неоднократно высказывались уважаемые в республике люди, к чьему мнению прислушиваются и старшее, и младшее поколения. Бибилову удалось привлечь на свою сторону целый ряд оппозиционных политиков и общественных деятелей, в частности, Альберта Джуссоева и находящегося в заключении Алана Кочиева.


Джиоева, по некоторым данным, пользовалась поддержкой авторитетного спортсмена Тедеева и его друга Баранкевича. Избирательная кампания Джиоевой была достаточно затратной, и привлеченные средства свидетельствуют о серьезных финансовых вливаниях в кампанию оппозиционного политика со стороны тех сил, которые были заинтересованы использовать ее как главный оппозиционный бренд. Местные эксперты говорят об управляемости претендента, отмечая, что лица, стоящие за Джиоевой решают собственные задачи, которые мало совпадают с программными тезисами кандидата в президенты.


Что касается основных положений программ Бибилова и Джиоевой, то стратегия Бибилова «Осетинский прорыв» составлена с учетом мнения избирателей и ориентирована, прежде всего, на решение социальных вопросов и принятие комплекса антикоррупционных мер. В обращении к избирателям Бибилов называл три компонента, препятствующих устойчивому развитию республики - коррупция, некомпетентность и безответственность. По мнению кандидата в президенты Южной Осетии, одним из важнейших инструментов, позволяющих решить эти задачи, является народный контроль.


Именно этот фактор – обращение к избирателям как к полноправным участникам процесса модернизации, перемен в южноосетинском обществе, сыграл наиболее значимую роль в первом туре голосования, когда против Бибилова была развернута жесткая кампания черного пиара, в рамках которой некоторые политтехнологи допускали прямое искажение фактов и клевету.


Что касается программы Джиоевой, то она составлена, прежде всего, в расчете на эмоции избирателей. Первый шаг, который она обещает после победы на выборах, это пойти в тюрьму и начать разбираться, правильно ли там «сидят» люди. Программа Джиоевой, которая появилась совсем недавно, поразительным образом напоминает «Осетинский прорыв» Бибилова. По меньшей мере, 70% текста программ близки по смыслу или полностью совпадают.


В оставшееся до второго тура время Джиоева, безусловно, будет продолжать критику Кокойты, пытаясь «увязать» Бибилова с правящей элитой Южной Осетии. Однако следует учитывать важный факт - Джиоева в течение 6 лет работала в команде уходящего президента. Она была осуждена за коррупционные преступления, причем инициатором этого уголовного дела были не власти в Цхинвале, а Москва. История с бесплатными образовательными квотами до сих пор остается «горячей» темой для противников Джиоевой. Поэтому дальнейшая артикуляция темы коррупции в правящей элите в каком-то смысле становится ловушкой для нее самой.


В то же время Бибилов старается не использовать популистские лозунги и говорит о коррупционной проблеме как проблеме системной, а не личностной. Возможно, с тактической точки зрения, это не совсем дальновидно, поскольку сам Бибилов не причастен к коррупции, и это один из важных факторов, который определяет заинтересованность России именно в нем. Известно, что глава МЧС живет с женой и тремя младшими детьми в обычной двухкомнатной квартире, причем этот факт не оспаривают даже его явные недоброжелатели. В южноосетинском обществе этот факт вызывает безусловное доверие.


В то же время в выступлениях Джиоевой есть определенная обида на Россию, что вполне вероятно связано с уже упомянутым коррупционным скандалом.


Таким образом, основные риски в преддверии второго тура голосования можно определить по двум основным направлениям. Прежде всего, возможна игра Кокойты на обострение ситуации. Результатом «управляемой дестабилизации» может стать введение чрезвычайного положения, а в стратегическом плане переход к парламентской республике, что позволит Кокойты сохранить доминирующие позиции в южноосетинской политике. Победа Джиоевой может не просто внести раскол в местное общество, а толкнуть его в пучину межклановых столкновений, поскольку лица, стоящие за ее спиной, будут стремиться отомстить своим обидчикам в высших эшелонах власти. Сдержать эти устремления крайне сложно, поскольку группа поддержки Джиоевой представляет достаточно пестрый и не сбалансированный конгломерат политиков и бизнесменов.


Другой путь очевиден - консолидированная и ответственная работа по строительству новой Южной Осетии. Следовательно, победа Бибилова является шансом для страны на выход из растущего комплекса социальных, экономических и политических проблем. Не менее важным фактором, а может одним из основных, остается внешнеполитическое позиционирование Южной Осетии. Но, как представляется, этот фактор все меньше и меньше волнует некоторых людей, забывших об интересах страны и народа в угаре борьбы за власть.


Поделиться: