Александр Искандарян: «Задача Армении - сочетать интересы, а не раздирать их»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Больше месяца назад премьер-министр России Владимир Путин выступил с инициативой о формировании Евразийского союза. В политических и экспертных кругах постсоветских стран эта идея вызвала различные оценки - от актуальности создания такого союза до очередного проявления имперских амбиций России. На вопросы корреспондента "ВК " о перспективах возможного членства Армении в Евразийском союзе отвечает политолог, директор института "Кавказ" Александр Искандарян.
Александр Искандарян: «Задача Армении - сочетать интересы, а не раздирать их»

Больше месяца назад премьер-министр России Владимир Путин выступил с инициативой о формировании Евразийского союза. В политическихи экспертных кругах постсоветских стран эта идея вызвала различные оценки - от актуальности создания такого союза до очередного проявления имперских амбиций России. На вопросы корреспондента "ВК " о перспективахвозможного членства Армении в Евразийском союзе отвечает политолог, директор института "Кавказ" Александр Искандарян.


- На ваш взгляд, чего положительного и отрицательного ждать Армении от членства в этом объединении?


- Армении этот проект вряд ли даст что-либо особо положительное илиособо отрицательное. У Евразийского союза два основных направления и это далеко не Армения. Это Казахстан и Белоруссия, где есть проблема возможной передачи власти. По крайней мере, в некоторых российских политических и экспертных кругах существует подобное мнение. В первом случае, это связано с возрастом Назарбаева, а во втором - с проблемностью фигуры Лукашенко в условиях мирового экономического кризиса. Видимо, в Москве полагают, что вхождение Казахстана и Белоруссии в Евразийский союз на фоне возможного изменения в элитах этихстран, в определенной степени закрепит существующее между тремя странами единое экономическое поле. Казахстан и Белоруссия важны для России - это немаленькие страны и российскому бизнесу имеет смысл входить туда. С другой стороны, и этим странам тоже выгодно иметь более широкий рынок сбыта.

Что касается Армении, то здесь не срабатывает ни один из перечисленных факторов: армянский рынок является небольшим, рынок Армении находится в основном не в России, а в Европе и конкретнее в Германии, и третье обстоятельство у нас нет общей границы с Россией.


- Насколько реально членство Армении в Евразийском союзе, если учесть, что ядром объединения является Таможенный союз? Премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что у Армении нет намерения участвовать вТаможенном Союзе. По словам главы правительства, в мировой практике нетслучая, чтобы страна, не имеющая общих границ с членами организации, участвовала в подобном альянсе.


- Таможенных союзов у неграничащих государств не бывает. Возможно, что Армения преследует цель найти какой-то способ сотрудничества, какое-то облегчение для сбыта своих товаров на российском рынке и прочее, но Таможенный союз просто невозможен, это очевидно, тут и говорить нечего.


- Однако армянское руководство уже дало свое согласие участвовать в этом объединении…


- Формально участвовать в каком-нибудь объединительном формате - почему бы нет? Это неплохо - добиваться преференций для своих товаров налюбых рынках. Армения вообще ведет себя таким образом: во всех тех инициативах, в которых можно участвовать - будь-то с Западом, будь-то с Россией или Ираном, наша страна участвует. Армения принимает участие в Индивидуальном плане партнерства с НАТО, Армения член Совета Европы, ОБСЕ, программы "Восточное партнерство", ОДКБ. На предложения о сотрудничестве, о реализации интеграционных проектов Армения обычно отвечает положительно, что будет потом - посмотрим.


- Не является ли проект основания Евразийского союза попыткой создания новой империи? Некоторые ваши коллеги считают, что единственнойцелью является усиление зависимости бывших советских республики от Москвы. Некоторые полагают, что это очередная ловушка.


- К разговорам о политическом объединении территории бывшего СССР яотношусь как к журнализму, как к газетным "ужастикам", которые не имеютни малейшего отношения к реальной политике. Политическое объединение стран бывшего СССР абсолютно невозможно и это прекрасно понимают в России. Максимум чего можно добиться и чего хотят добиться в случае создания ТС, это экономические цели.

Что касается второй части вопроса, то могу сказать, что усилить зависимость и воссоздать империю это разные вещи. При наличии экономического взаимодействия, естественно, более маленькие страны зависят от более крупных, имеющих большой рынок.

Если говорить о желании Москвы усилить зависимость бывших республикСССР, то здесь возникает такой момент: желание это одно, а реальность совсем другое. В частности, у Армении с Россией нет общей границы, товары из Армении в Россию в основном приходиться возить самолетами, иличерез много границ, а это накладывает определенные ограничения во взаимодействие этих двух экономик. А если говорить о рынках деполитизировано, то это нормальный процесс.

Кроме всего прочего, заявление Владимира Путина о расширении экономического пространства укладывается в логику предвыборной борьбы. Заявления, связанные с усилением влияния России на бывшем советском пространстве, это товар, который пока еще продается в определенных сегментах российского общества.


- Согласны ли вы с мнением о том, что проект создания Евразийского союза является альтернативой программе ЕС "Восточное партнерство"?


- Нет, конечно. У программы "Восточного партнерства" другой формат,она не предлагает никому вступать в Евросоюз. "Восточное партнерство" является форматом уже существующей организации. Причем организации, имеющей серьезную историю и серьезные достижения, несмотря на все сегодняшние проблемы. Кроме того, "Восточное партнерство" предполагает не только экономические проекты, но и взаимодействие в гуманитарной сфере, вопросы упрощения визового режима. "Восточное партнерство" и Евразийский союз это разные форматы и их сравнивать не имеет смысла.


- Можно ли утверждать, что этот проект является конкурентным проектом для программы «Восточного партнерства»? Есть ли для Армении какая-то проблема несовместимости между ведением переговоров о заключении договора о свободной торговле с ЕС, с одной стороны, и наличием соглашений о свободной торговле с другими странами?


- Несомненно, конкуренция есть. В той ситуации, в которой сегодня находится Армения, проводить сбалансированную политику, не вызывая чьего-либо крайне ревностного отношения, достаточно сложно. Так, Россия относится ревностно к проектам взаимодействия Армении с Европой и шире -с Западом. Последний в свою очередь, аналогично относится к проектам, связанным с Россией. Иногда Россия по понятным причинам проявляет большое недовольство взаимодействием Армении с Грузией. США ведут себя аналогично в случае нашего сотрудничества с Ираном и тоже понятным причинам.

Политикой Еревана никто полностью не доволен, но зато полностью никто и не проявляет недовольства. В частности, несмотря на определенноенедовольство Запада политикой Армении по отношению к России, нельзя сравнить формат взаимодействия Запад-Армения с форматом Запад-Белоруссия; нельзя сравнить формат Россия-Грузия с форматом Россия-Армения.

Сбалансированную политику между Россией и Западом проводили все армянские руководители, реализация комплементарной политики началась сразу же после обретения Арменией независимости. Конечно же, проект создания Евразийского союза и "Восточного партнерства" конкурируют, но задача Армении как раз состоит в том, чтобы сочетать интересы, а не раздирать их.


Поделиться: