Армения: риски бюджета-2012

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Очевидно, любое повышение фискального плана скажется бюджетниках, мелких и средних бизнесменах. Слишком уж высоких пределов достигла олигархизация республики для того, чтобы у правительства хватило решимости надавить на крупных бизнесменов, в первую очередь монополистов-импортеров. Именно в их карманах оседают сверхприбыли, надежно укрытые от налогового бремени и фискального пресса в “тени”. На днях это косвенно подтвердил и замминистра финансов Вардан Арамян, заявивший, что предполагаемое увеличение налоговых сборов будет и должно обеспечиваться исключительно за счет экономического роста и более эффективного налогового администрирования. Однако чиновник, ответственный за экономику, так и не пояснил, что он подразумевает, говоря о “эффективном налоговом администрировании”.
Армения: риски бюджета-2012


Правительство Армении утвердило проект госбюджета на 2012 год, согласно которому его доходная часть составит 910 млрд драмов, расходная –1042,5 млрд драмов, а дефицит – 132,5 млрд драмов (1000 драм = 2.6420 дол).

Проектом госбюджета планируется существенное сокращение дефицита путем увеличения налоговых поступлений в виде пошлин, налогов и социальных выплат на 101 млрд драмов (или 273 млн дол.) до 874 млрд драмов. Эта мера выглядит уместно в свете разразившегося в Европе долгового кризиса.

Армянские экономисты считают, что в стране есть все основания для того, чтобы выполнить бюджет 2012 года за счет вывода огромных средств из “тени”. Учитывая, что теневая экономика в Армении, по разным оценкам, составляет 30%-50% от общего ВВП, это мнение, на первый взгляд, выглядит объективно, поскольку у руководства страны действительно есть внушительный резерв. Но это лишь на первый взгляд…


Очевидно, любое повышение фискального плана скажется бюджетниках, мелких и средних бизнесменах. Слишком уж высоких пределов достигла олигархизация республики для того, чтобы у правительства хватило решимости надавить на крупных бизнесменов, в первую очередь монополистов-импортеров. Именно в их карманах оседают сверхприбыли, надежно укрытые от налогового бремени и фискального пресса в “тени”. На днях это косвенно подтвердил и замминистра финансов Вардан Арамян, заявивший, что предполагаемое увеличение налоговых сборов будет и должно обеспечиваться исключительно за счет экономического роста и более эффективного налогового администрирования. Однако чиновник, ответственный за экономику, так и не пояснил, что он подразумевает, говоря о “эффективном налоговом администрировании”.


Так, по прогнозам правительства, из ожидаемых 101 млрд драмов 65-70 млрд будет собрано за счет опять-таки ожидаемого экономического роста. В целом же при прогнозируемом реальном росте ВВП в 4,2% экономика по доходной части, по прогнозам властей, зарегистрирует 8,8-процентный номинальный рост. Оставшиеся 25-30 млрд драмов будут получены за счет улучшения налогового администрирования, путем реализации законодательных реформ.


Не забыло правительство и о снижении дефицита госбюджета в долгосрочной перспективе. По словам министра финансов Ваче Габриеляна, дефицит госбюджета к 2014 году будет снижен до 2,4% против 7,6% в 2009 году. Ожидается, что к 2014 году сократится и дефицит платежного баланса - до 7,9% против 15,8% в 2009 году. Прогноз же по росту ВВП на 2011 год составляет 4,6%.


Нацеленная на обеспечение предусмотренного проектом госбюджета 2012 года увеличения налоговых сборов инициатива правительства по изменению ряда законов в фискальной сфере уже вызвала тревогу малого и среднего бизнеса. Председатель Союза промышленников Армении Вазген Сафарян выразил крайнюю озабоченность тем, что в целом проект бюджета носит социальный характер, никак не способствуя стимулированию инвестиций и росту промышленности. На его взгляд, сегодня необходимо перейти от социально направленного бюджета на инвестиционную направленность, в первую очередь, на развитие промышленности. Уже сегодня ясно, что предусмотренное бюджетом-2012 увеличение социальных выплат с нынешних 7 тыс. драмов (около 18 дол.) до 9 тыс. (около 24 дол.) может привести разве что к расширению “тени” в экономике, так как многие работодатели просто не готовы к такому ужесточению фискального пресса.


Помимо этого, правительство, так и не придумав ничего нового, предложило уравнять ставки по акцизному налогу по линии алкогольной продукции для местных производителей и импортеров, аргументируя этот шаг необходимостью выполнения взятых на себя обязательств перед ВТО. Уже сегодня ясно, к чему может привести эта налоговая инициатива, которая по традиции ляжет дополнительным бременем на потребителей. Повышение акциза еще более углубит социальное напряжение в обществе (поскольку в результате произойдет рост цен на алкоголь), став очередной непопулярной мерой правительства.


Еще одна мера - двукратное увеличение штрафов за нарушение налогового законодательства - может очень негативно сказаться на том же многострадальном малом и среднем бизнесе. Такая перспектива имеет все шансы на реализацию, учитывая наличие в республике множества небольших магазинчиков и объектов сферы обслуживания, которые могут закрыться после первого же штрафа.


Содержит в себе немалые риски и увеличение на 10% налога на экспорт ферромолибдена, цинка и меди, в котором и заключается “секрет” роста ВВП в 2010-2011 годах. Увеличение налога еще больше углубит отрицательное сальдо в соотношении экспорта и импорта, который и так в три раза превышает объемы армянского экспорта.


Власти Армении, заставляя малый и средний бизнес затянуть пояса, делают обратные шаги, относительно шагов, предпринимаемых той же Грузией, продолжающей облегчать условия существования МСБ. Не секрет, что увеличение налоговых ставок часто приводит к сокращению налогооблагаемого поля и еще большему расширению теневой экономики.


Однако о необходимости проявления политической воли и обложении прогрессивными налогами олигархов и их капиталов сегодня говорят все, но только не власти предержащие. Уже сегодня ясно, что увеличенные налоги будут собираться со всех, кроме олигархов, учитывая же действующую практику, самым болезненным этот процесс будет для малого и среднего бизнеса.


Об этом говорил и экс-премьер Армении Грант Багратян, оценивший проект бюджета на 2012 год предполагающий увеличение бюджетных доходов как неплохой. При этом Багратян выразил стопроцентную уверенность в том, что для обеспечения роста поступлений в бюджет власти не намерены трогать олигархов, стремясь обеспечить рост поступлений в бюджет за счет обычных граждан.


Справедливости ради следует отметить, что запланированное увеличение налоговых доходов бюджета-2012 может стать причиной для раздумья олигархов и в первую очередь собственника одного из крупнейших в Армении концерна Multi Group, лидера второй по значению коалиционной партии “Процветающая Армения” Гагика Царукяна. По мнению главы парламентской фракции оппозиционной партии "Наследие" Степана Сафаряна, запланированный рост налогов стал сигналом высшего руководства Армении тем олигархам, которые не желают поддерживать правящую Республиканскую партию Армении перед парламентскими и президентскими выборами, которые соответственно пройдут весной 2012 и 2013 года. По мнению оппозиционного политика, повышение налогового бремени будет происходить как за счет строптивых олигархов, так и за счет малого и среднего бизнеса, учитывая, что в преддверие выборов власти явно не будут трогать олигархов им лояльных.


По мнению Сафаряна, в перечне строптивцев помимо Царукяна фигурируют и другие лица, неугодные действующему режиму. Учитывая, что противоречия между Царукяном и РПА лидером которой является президент Армении Серж Саргсян, начались после того, как Царукян уже второй раз отказался заявить, чью кандидатуру он поддержит на президентских выборах, эта версия имеет право на существование. Благо, в случае «раскулачивания» Царукяна, Саргсян одним выстрелом поразит две цели, обеспечив бюджет и ослабив позиции соперника на выборах.


Между тем, власти продолжают осыпать население нелепыми по своей сути прогнозами относительно “экономического роста”. Министр финансов Ваче Габриелян, выступая на экономическом форуме РПА, посулил Армении по итогам 2011 года экономический рост в 4-5%. Он особо выделил тот факт, что таким образом показатель роста ВВП Армении даже превысит показатель тенденций экономического роста в мировой экономике. Рост ростом, но на пороге зимы рядовым гражданам Армении остается лишь потуже затянуть пояса, так как уже ясно как отразится “армянское экономическое чудо” на их карманах.

 / Автор: Давид Степанян, Ереван. Специально для «ВК»

Поделиться: