Казахстан-2011: возможны варианты….

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вторую версию озвучил Юрий Солозобов, который сделал акцент на необходимость синхронизировать политические процессы в Казахстане и России, в связи с предстоящим избирательным циклом в нашей стране, где в течении нескольких месяцев пройдут выборы в Государственную Думу и будет выбран новый президент. Ну и с учётом новых евразийских реалий, логично, что Астана также стремиться зафиксировать вотум доверия со стороны населения по отношению ко всем политическим институтам в стране.

Интервью генерального директора ИАЦ Алексей Власова с аналитическим журналом ЕвроАзия.

ЕвроАзия: Прежде всего, вопрос о сегодняшних печальных новостях из  Тараза...какие последствия  могут иметь эти события?

А.Власов: Самые серьезные  - для всего региона. В Кыргызстане уже предприняты максимальные меры безопасности. Будут сделаны соответствующие шаги во всех регионах РК. Власти страны осознают уровень угрозы, но бороться с терроризмом, расчитывая на быстрый результат - задача трудно выполнимая. В любом случае, Астана может полагаться на безусловную поддержку Москвы.

 ЕвроАзия: Казахстан стоит на пороге досрочных парламентских выборов. Очевидно, что подготовка к ним шла на протяжении нескольких месяцев, но до сих пор нет полной ясности в отношении того, зачем именно сейчас, в конце 2011 – начале 2012 года,Ак Орде понадобилось приводить состав парламента в соответствие с демократическими стандартами. Имеется ввиду появление в парламенте страны представителей оппозиционных партий.

Алексей Власов: Я думаю, что нынешняя ситуация вокруг досрочных выборов  отражает сложный характер развития политических процессов в стране. Совершенно очевидно,что действуют разнонаправленные тенденции. Далеко не все из них полностью управляются Ак Ордой.

Есть определенные противоречия по сценариям развития политического процесса и внутри самого окружения Нурсултана Абишевича.

С другой стороны, когда идет конкуренция проектов всегда появляются недовольные и обиженные. Но в такой сложный, переходный, период жизни страны, наверное, это неизбежно. Кто-то теряет, кто-то находит. Главное,чтобы сохранялся необходимый уровень стабильности и чтобы элитные противоречия не выливались в полномасштабную информационную войну.

Что касается причин роспуска Мажилиса, то есть две основные версии. Первую версию озвучил Андрей Грозин,который посчитал, что роспуск парламента напрямую связан с желанием президента страны существенно обновить состав ближайшего окружения. В таком случае важно не столько формирование нового состава Мажилиса, сколько отставка правительства, которая, по мнению эксперта, последует в послевыборный период.

По мнению Грозина, речь идёт об усилении позиции Тимура Кулибаева как через партийные инструменты (имеется ввиду партия Ак Жол), так, возможно, и через назначение Кулибаева на пост премьер-министра. По мнению Грозина этот вариант вполне реален.

Вторую версию озвучил Юрий Солозобов,который сделал акцент на необходимость синхронизировать политические процессы в Казахстане и России, в связи с предстоящим избирательным циклом в нашей стране, где в течении нескольких месяцев пройдут выборы в Государственную Думу и будет выбран новый президент. Ну и с учётом новых евразийских реалий, логично, что Астана также стремиться зафиксировать вотум доверия со стороны населения по отношению ко всем политическим институтам в стране.

Я думаю, что есть доля истины как впервой, так и в второй оценке. Не стал так однозначно утверждать, что целью всех этих изменений является расчистка политического поля под фигуру преемника, как пишет Грозин. Тем более, нет уверенности в том, что такие знаковые фигуры как Аслан Мусин и Карим Масимов отойдут на второй план после января 2012 года.

Мне-то как раз кажется, что смысл происходящих перемен как в Казахстане, так и в России, заключается в том, чтобы создать новый баланс сил, новый баланс интересов. Линейное усиление одной фигуры в данной ситуации будет скорее риском, нежели благом, для сохранения стабильности внутри казахстанского политического класса. Равно как и в России, решение, что тандем меняется местами, я оцениваю как сильный ход, который позволяет снять известную долю аппаратного напряжения между окружением Путина и Медведева.

В конце концов, есть ведь и ещё один фактор – возможного обострения мирового экономического кризиса. Такие специалисты как Марченко, Масимов и Келимбетов в подобной ситуации были людьми на своём месте, равно как и Тимур Кулибаев во главе холдинга Самрук-Кызына.

Оценка ситуации внутри казахстанской элиты с позиций игры с нулевой суммой возможностей, как мне кажется, становится всё более и более опасной, а вот предложить вариант стратегии win-win – этот путь был бы оптимальным вариантом.

В нынешней ситуации кадровая скамейка запасных и в России и в Казахстане настолько узкая, что разбрасываться кадрами было бы крайне не разумно. Поэтому соглашаясь с тем, что теории далеки от реальности (к сожалению, это касается и Казахстана и России), я бы всё-таки заметил, что та идеальная модель, которую рисует Юрий Солозобов, более логична и разумна.

ЕвроАзия: Если предположить, что второе место на выборах займёт партия Ак Жол, руководство которой некоторые российские эксперты также связывают с именем Тимура Кулибаева. Возможен ли вариант при котором в послевыборный период глава Самрук-Кызына возглавит эту политическую силу?

Алексей Власов: Мне кажется, что как раз в парламенте страны обновление кадрового состава действительно логично и необходимо. Поэтому вхождение в Мажилис партии Ак Жол, равно как и любой другой политической силы, оппонирующей Нур Отану, можно только приветствовать.

Ну, например, появляется возможность изменения гендерного состава законодательного органа, его омоложения, появления группы талантливых ораторов, которые способны стать рупором определённых групп населения, определённых регионов. Всё это необходимо и для Мажилиса, и для российской Государственной Думы, в которой перемены также назрели.

Что касается интриги вокруг Ак Жола,то мне кажется, что это навязывание определённого позиционирования тех людей, которые пришли в руководство этой партии. Я бы вообще избегал в данном случае штампов, и подождал бы, пока помимо слов появятся какие-то важные дела.

Ясно, что за два оставшиеся месяца,набрать желаемые 20% - мало реально, а приемлимые 10-12% - возможно. Тем более за счёт раскрученного и авторитетного оппозиционного бренда.

Что будет дальше? Посмотрим, не стоит развешивать ярлыки, а то можно оказаться в ситуации тех российских комментаторов,которые отдали Правому делу Прохорову чуть ли не 30% мест в будущем в Государственной Думе -  и что?

ЕвроАзия: Какие ещё политические партии могут поучаствовать активно в борьбе за места в парламенте?

Алексей Власов: Я уже сказал, что убеждён в победе НДП Нур Отан, равно как и во втором месте партии Ак Жол.Неплохие шансы у партии Адилет, которая также, думаю, будет пользоваться определённой поддержкой со стороны Ак Орды.

Что же касается, непримиримой оппозиции, и, прежде всего, партии Азат, то я не очень верю в её попадание в парламент страны. И даже не столько из-за какого-то административного нажима, апо причине того, что к концу 2011 года, оппозиция по-прежнему находится в полуразрушенном состоянии, и пока что не в силах предложить какую-то новую, яркую программу, равно как и новых, известных всех стране лиц. 

Хотя лично я к тому же Булату Абилову отношусь с очень большим уважением.


Поделиться: