Маликов: Религиозная карта Центральной Азии будет меняться

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Директор независимого аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов в интервью "Азаттыку" делится своим мнением об влиянии Международного центра транзитных перевозок на взаимоотношения Кыргызстана с остальным мусульманским миром; по вопросам экстремизма и безопасности и перспективы развития демократии в мусульманских странах.
Маликов: Религиозная карта Центральной Азии будет меняться



Директорнезависимого аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов в интервью "Азаттыку" делится своим мнением об влиянии Международного центра транзитных перевозок на взаимоотношения Кыргызстана с остальным мусульманским миром; по вопросам экстремизма и безопасности и перспективы развития демократии в мусульманских странах.


Азаттык:В связи с недавней инициативой Алмазбека Атамбаева вновь встал вопрос безопасности. Насколько реальна угроза с афганской стороны для Кыргызстана. Особенно для его южных регионов?


Маликов: Лично я немогу конкретно сказать, что есть такая угроза, потому что нужны доказательства. Опасения кыргызских властей наверное в какой-то мере связаны с некой теорией заговора. Если говорить о ближайшей перспективе,то тут стоит рассматривать ситуацию в Центральной Азии и в том числе Кыргызстан в привязке к странам Ближнего и Среднего Востока. Последние события, которые имели место и продолжают происходит в странах Ближнего иСреднего Востока демонстрирует нам как Запад использует инструмент защиты прав человека для достижения своих целей в геополитических задачах и по сути в контроле над энергоресурсами.


Такое развитие политической ситуации в этих странах вызывает опасения, потому что в результате происходящих перемен в этих странах на смену светским режимаммогут прийти к власти такие силы, которые в своей внутренней и внешней политике будут опираться как бы на исламски принципы.


Ливия​​

Вэтой связи скорей всего в ближайшей перспективе карта Центральной Азии иэтих стран может поменяться сколько не в политическом контексте, а в идеологическо-религиозном направлении. Поэтому в этом отношении можно сказать, что инициатива победителя президентской гонки Алмазбека Атамбаева в чем-то оправдан и направлен на перспективу. Все-таки мы являемся частью мусульманского мира. Посмотрите на Турцию, сколько она стучалась в европейские двери, и в итоге повернулась к странам Ближнего иСреднего Востока.


Азаттык:Обсуждается ли ситуация вокруг американской базы под Бишкеком в средствах массовой инфоормации остального мусульманского мира?


Маликов: Давайте, остановимся на реакции арабских СМИ. Она в больше степени прохладная. Вообще в арабскихСМИ не только Кыргызстан, но и весь центрально-азиатский регион не является ведущей темой. У них своих проблем внутренного арабского мира хватает. Если говорить о крупных региональных игроках в этом регионе.


Например,Исламская республика Иран, Саудовское королевство и Турция. Каждая из этих стран имеет свой проект в этом регионе. В этой связи мы понимаем, что скорей всего Кыргызстан будет двигаться в Таможенный и Евразийский союз. Поэтому в этом случае трансформация Международного центра транзитных перевозок выглядет нормально. Ведь не говорится об ее полном закрытии, речь идет всего лишь о том, чтобы трансформировать его в центргражданских перевозок.


При этом мы прекрасно понимаем, что даже после 2014 года Соединенные Штаты не смогут физически покинуть этот регион ввиду взятых на себя обязательств по безопасности в регионе и перед Афганистаном и Центральной Азии. Они понимают, что постосоветские страны в этом регионе не смогут самостоятельно после 2014 года справитсяс теми проблемами, которые сейчас они решают в Афганистане.


Хотиммы этого или нет мы должны действовать вкупе. Соединенные Штаты будут укреплять свои позиции в Центральной Азиии. Недавний вояж Хиллари Клинтон в Душанбе и Ташкент демонстрирует всем нам, что Узбекистан чем Кыргызстан в ближайшей перспективе будет играть важную роль в американской политике в Центральной Азии. Возможно открытие некоего коридора или же размещение американских войск только укрепит эти отношения. На котором и так сейчас много лежит по обеспечению поставок американским войскам в Афганистане. Поэтому можно сказать, что Штаты в какой-то степени заинтересованы в укреплении этих режимов, где ведут такую политику. Вообще сейчас наблюдается такое широкое разочарование в демократических ценностях, потому что многие начинают их воспринимать как некий западный инструмент власти.


Тайип Эрдоган, премьер-министр Турции​​Азаттык: В таком случаем есть ли альтернатива демократии?


Маликов:Есть альтернатива. Та же самая Турция. Вспомните с какой моделью государства она пришла на Ближний Восток и для Кыргызстана турецкая модель развития была бы приемлимой. Политическое руководство страны не раз подчеркивало о привлекательности так называемого турецкого проекта государства, которая в себя включает как бы светкую форму и религиозное содержание. На Ближнем Востоке идет борьба идей и проектов,и в этом отношении Штаты заинтересованы в активной позиции турецкого государства.


Азаттык: Существуют ли такое понятие как мусульманская демократия?


Маликов: Нет. Такого понятия нет.


Азаттык:Совместимы приниципы демократии с религиозными догмами ислама. Можем лиговорить, что последние события в арабских странах свидетельствуют о демократии?


Маликов: Конечно совместимы. Только не стоит забывать, что ислам прежде всего религия, а демократия это некий конечный продукт человечества в системе управления. В особенности в многострадальной истории Западной Европы. Инструменты демократии изначально были заложены в исламе. Если в целом говорить о неких исламских ценностях демократии, то следует пересмотреть всю историю, какие-то инструменты власти по шариту, потому что если мы говорим о кораническом исламе, об исламе времен пророка Мухаммеда то там были все признаки высшей демократии. Но постепенно в средние века исламская модель демократии подверглась сильному влиянию тогдашних правительств и ксожалению, превратилась в инструмент.


Все дело в том, что в исламе нет разделения между светкостью и религиозностью, потому что светкость это и есть ислам. Часть светской жизни она должна быть в исламе. Ислам нельзя воспринимать только как форму, скажем как ношение бороды, исполения намаза. Ислам выше этого. Это отношение к материи и правам человека. Ко всему живому. Это и есть основа Ислама. Мы можем строить с учетом своих национальных особенностей, ментальности и так далее и это разрешено Шариатом.


К сожалению, волна исламофобии которая есть во всем мире, спровоцирована не только некими провокационными силами, но и самим мусульманами. Самая большая угроза исламу это крайне низкий уровень грамотности мусульман. И тут речь идет не только о религиозном образовании, но и светском у мусульман.


Азаттык:Может поэтому есть опасения, что за умеренными политическими силами в Тунисе и в других странах могут прийти радикалы...


Маликов: Все может быть. Это будет зависить от реакции мирового сообщества. От того какую позицию они займут по отношению к Тунису или Египту. Если вдруг в Египте к власти придут "Братья-мусульмане". От готовности к диалогу в этом случае. Другое развитие ситуации как игнорирование и блокада толькорадикализирует общество и даст шанс радикальным организациям самоутвердится на таком фоне. В соседнем Таджикистане по Конституции дано право Исламской партии возрождения Таджикистана принимать активное участие в политической жизни страны.


Но в последний период из-за сильного давления и невозможности свободно осуществлять свою деятельность на смену ей приходят ее радикальные оппоненты. Из числа "Хизб ут-тахрир" и непримиримых салафитских течений, которые резко критикуют ее за умеренну позицию в отношении властей. Мы видим, как складывается ситуация в соседнем Казахстане. Особенно в ее северо-западной части. Ввиду жесткого давления со стороны властей с 2008года, а также из-за отсутствия у государства выборочного подхода к мусульманам, потому что под прессинг попали даже умеренные силы. Идет радикализация и власти сами способствуют этому.


Азаттык: Сегодняшнее развитие религиозной ситуации в соседнем Казахстане вызываетмного вопросов, потому что всегда существовал некий стереотип, что это страна далека от радикализации в вопросах ислама и население в большей степени далеки от норм и правил ислама.

Лидер казахских суфиев Исматулла Абдугаппар на скамье подсудимых, Алматы, 2011​​


Маликов:Многие такие стереотипы, во многом связаны с Казахстаном и Кыргызстаномввиду их кочевой культуры и отдаленности от неких исламских центров. Это предубеждения вчерашнего дня. Все дело в том, что после распада СССРв эпоху глобализации Казахстан и Кыргызстан оказались без идеологии. Эти две страны больше всех были подвергнуты русификации в регионе. Они сейчас в поиске своей этнической идентичности и религиозных корней, потому что религия и национальность тесно связаны между собой в этом регионе. Интересно, что нынешняя молодежь в этих странах воспринимает ислам никак как традицию, а как систему новых взглядов на все происходящее в мире и идеологию. Поэтому она более глубже и идейно заходить в ислам.


Азаттык: Перечисляя радикальные религиозные организации, вы практически не упомянули "Таблиги джаомати", которые власти считают экстремитской организацией..


Маликов: Это умеренная организация. Она не является экстремитской не по форме, не по содержанию. Но в соседних странах в России, Казахстане и Узбекистане ее считают экстремистской организацией.


Азаттык: Если она не экстремистская организация, то почему ее так власти боятся?


Маликов:Тут две причины. Во-первых, наверное из-за внешнего центра управления, который находится в Пакистане. Во-вторых, из-за того, что она не имеет юридического статуса – соответственно быть контролируемой властями ,и из-за ее массовости. В Кыргызстане эксперты нашего Центра стараются убедить государство, в особенности правоохранительные органы, чтобы они не применяли к ним репрессивные меры как в соседних странах. Что необходимо в таких случаях делать выборочный подход.


Мы стараемсяубедить, что даваатчы аполитичная организация, умеренного толка похожа на наш ханифитский мазхаб. Единственное, конечно же, мы подозреваем, чтоее верхушка, так называемые амиры могут быть проводниками неких проектов Пакистана. Слава Всевышнему к нам прислушиваются, потому что в 2006 и 2008 годах стоял вопрос об запрете деятельности этой организации вКыргызстане. Но мы убедили властей, что такой шаг только радикализируетмусульманскую общину страны и эти организации могут уйти в подполье, что во многом осложнит мониторинг их деятельности, потому что в этом случае им на смену пришли более радикальные джамааты.


Азаттык: В последнее время в Таджикистане и кыргызской части Ферганской долины могут говорят об появлении женских религиозных организаций радикального направления. Можете прокомментировать это явление?..


Маликов: Этоне самостоятельные организации, а так называемое женское крыло "Хизб-ут-тахрир", который последние два года резко сменил тактику и сталбольше работать в расширении женского крыла своей организации. Сегодня вэтой организации на женщин полностью перешла идеологическая работа. Онирасклеивают листовки, раздают брошюры. Такое изменение тактики, наверное можно объяснить тем, что женщины больше имеют влияния на мужчин. Во-вторых, они меньше привлекает внимание правоохранительных органов и меньше подвержены репрессиям. Больше защишены законом, и они больше подвержены влиянию...



Алмас Ысман

Источник - rus.azattyk.kg

Поделиться: