Казахстан-2011: прямая и явная угроза

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Важно создать эффект присутствия абсолютно беспощадной силы, которая карает всех "отступников". Для мирного и абсолютно толерантного Казахстана, это прямая и явная угроза.
Казахстан-2011: прямая и явная угроза


Эксперты ИАЦ об террористической угрозе для Казахстана и России.

Андрей Карпов: Ситуация не кажется однозначной. Я бы не стал отметать с порога внешний фактор, хотя «Республика», например, заведомо отрицает возможность внешней провокации, видимо более осведомлены коллеги о причинах последних терактов в стране. Пока ясно, что ситуацию в Казахстане пытаются раскачать искусственно, и проблемы в религиозной сфере, это только одна из зон рисков. 

Да, были как и в России допушены определенные просчеты в работе по выявлению экстремистских группировок. У нас в некоторых регионах в 90-е годы агентурную сеть разрушили до основания и до сих пор собрать толком не могут. А именно наличие эффективной агентуры может позволить бороться с терроризмом не по факту, а на стадии предотвращения теракта. Значит, есть определенные недоработки.

А что касается законопроекта вокруг которого столько копий сломано, то это только предлог. Очевидно, что организаторы используют эту полемику как дополнительный аргумент в обосновании своих действий. Как и в Азербайджане, где Исламская партия организовала ряд митингов против решения министерства образования в отношении хиджабов, но почему-то главным «борцом» за права активистов этой партии оказался в итоге Иран. Искать надо по принципу Qui prodest?

Юлия Якушева. Вопрос о том, как надо реагировать на все более возрастающие темпы исламизации центрально-азиатских обществ,  выходит за пределы Казахстана. И более того, здесь риски заметно меньше, чем в некоторых других странах региона. Ислам в Казахстане никогда не принимал радикальные формы. Поэтому можно согласиться с мнением тех экспертов, кто утверждает, что заметную роль играет фактор внешнего влияния. В том числе, влияния духовного образования, полученного за пределами Казахстана.

Когда говорят, что с исламизацией надо бороться - возникает вопрос - как? какими  методами? История показывает, что силовые методы далеко не всегда бывают самыми эффективными, а для других, более гибких форм противоействия нужны соответсвующие кадры. Так вот, мне кажется, что и в Казахстане и в России наблюдается кадровый дефицит по самому острому и опасному направлению - противодействию религиозному экстремизму.

Видимо «ловцы душ человеческих» более подкованы, нежели их оппоненты из госструктур, поскольку и в наших регионах и в Казахстане основной контингент тех, кого вовлекают в подобные действия - не старше 30 лет.

Эдуард Ковель. Я согласен с моими коллегами, в том плане, что теперь это наши общие проблемы. Ситуация в сфере безопасности стремительно ухудшается, а в ближайшие три-четыре года и вовсе может выйти из под контроля, если не предпринять совместные меры по противодействию экстремистским группировкам.Но еще больше беспокоит то, что в Казахстане запущена технология распространения панических слухов. Кто-то пытается искусственно посеять панику среди населения, внушить страх. Я имею ввиду известные события в Астане и ряде других городов в начале ноября. Это не просто "старушки на базаре". Важно создать эффект присутствия абсолютно беспощадной силы, которая карает всех "отступников". 

Для мирного и абсолютно толерантного Казахстана, это прямая и явная угроза.  

Поделиться: