Россия ищет новые идеи и инструменты для постсоветского пространства

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для российского гуманитарного присутствия возникают и внешние угрозы - если год-два года назад казалось, что Запад, поглощенный борьбой с финансовым кризисом, поместил СНГ на периферию своих интересов, то в последние месяцы это представление стало радикально меняться. Так, Польша как председатель ЕС в настоящее время реанимирует уже подзабытый проект "Восточное партнерство", причем упор сделан на гуманитарное измерение сотрудничества ЕС со странами Содружества. Формально новая редакция не направлена против российских интересов, но курс на дальнейшее вытеснение России с постсоветского пространства виден невооруженным взглядом.
Россия ищет новые идеи и инструменты для постсоветского пространства


Иннокентий Адясов, консультант экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы – для РИА Новости


Для молодежи стран Содружества Россия не стала модным брендом. Российское гуманитарное присутствие в странах СНГ сокращается. Политическое руководство России ищет новые подходы в работе на постсоветском пространстве, и большим подспорьем этому могла бы стать активная деятельность федерального агентства, отвечающего за выработку и координацию усилий российской стороны в Содружестве. Однако это агентство все чаще называют «агентством упущенных возможностей».


Потерянное нами поколение


Уэкспертов вызывает серьезную озабоченность очевидное сокращение  российского гуманитарного присутствия в странах СНГ - тому есть как субъективные, так и объективные причины.


Среди последних - вступление в активную жизнь (включая и политическую) поколения, которое сформировалось уже после распада СССР. Возможно, представители этого поколения еще знают русский язык, но их отношение к России уже отличается от отношения их родителей.


Для российского гуманитарного присутствия возникают и внешние угрозы - если год-два годаназад казалось, что Запад, поглощенный борьбой с финансовым кризисом, поместил СНГ на периферию своих интересов, то в  последние месяцы это представление стало радикально меняться.   


Так, Польша как председатель ЕС в настоящее время реанимирует уже подзабытый проект "Восточное партнерство", причем упор сделан на гуманитарное измерение сотрудничества ЕС со странами Содружества. Формально новая редакция не направлена против российских интересов, но курс на дальнейшее вытеснениеРоссии с постсоветского пространства виден невооруженным взглядом.


От Москвы требуется адекватный ответ на подобные инициативы ЕС.


«Агентство упущенных возможностей»?


За выработку политики и координацию усилий российской стороны  в Содружестве с сентября 2008 года отвечает Федеральное агентство по деламСНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).


Агентство создавалось как некий инструмент "мягкой силы", способный действовать вне рамок жестко регламентированной политики российского МИД. Но, к сожалению, за Россотрудничеством в экспертной и журналистской среде  закрепилось название "агентство упущенных возможностей".


Несмотряна многочисленные заявления его руководства о серьезных достижениях в работе, реальных подвижек не было ни в одной из областей (усиление российского гуманитарного присутствия, поддержка русского языка в странах Содружества, защита соотечественников и т.д.), которые относятся, согласно Указу Президента России, к приоритетам деятельности Россотрудничества.


Не удалось наладить работу и с экспертным сообществом, и с так называемыми "лидерами мнений" за рубежом.


Как следствие, Россия не стала модным брендом (как, например, Евросоюз) для молодежи стран Содружества.


Федеральноеагентство не может жаловаться на то, что ему не предоставлялись необходимые средства для решения поставленных перед ним задач. Только в 2011 году бюджет Россотрудничества был увеличен почти  на 35% и составилболее 1, 9 млрд рублей.


Кроме того, в ведение Федерального агентства перешла создаваемая многими десятилетиям собственность Совета обществ дружбы с зарубежными странами.


Отчет воспринят по-разному


Настораживающиетенденции в деятельности Россотрудничества не могли не вызвать обеспокоенности депутатов Государственной Думы. Кроме того, в последние месяцы усилился поток обращений в Администрацию Президента России и МИД РФ от организаций российских соотечественников с критикой деятельности (или бездеятельности)  представителей Россотрудничества в этих странах.


Депутатырешили пригласить главу Россотрудничества Фарита Мухаметшина 2  ноября вДуму для отчета в рамках "правительственного часа". Как и предполагалось, был представлен весь спектр оценок: от хвалебных до призывов признать работу Россотрудничества неудовлетворительной и распустить агентство.


Представитель фракции "Справедливой России" в Думе, зампред Комитета по делам СНГ Татьяна Москалькова дала самую лестную оценку деятельности агентства - "создана эффективная структура". Она же предложила рассмотреть вопрос об увеличении финансирования Россотрудничества.


Справедливости ради  надо отметить, что такая высокая оценка деятельности Федерального агентства, скорее, личное мнение депутата Москальковой, чем консолидированное мнение "эсеров". Нынешний лидер фракции Сергей Миронов накануне в комментарии телеканалу "Россия" заявил, что у эсеров есть вопросы относительно эффективности мер по поддержке русского языка в странах СНГ. А депутат от СР Семен Багдасаров спросил, что сделало агентство в связи с открытием в Узбекистане "музея оккупации"? Ответа по существу небыло получено.


Стоит отметить, что недавно президент России Дмитрий Медведев на встрече со студентами назвал недопустимыми попытки устроить антироссийскую истерию в некоторых странах СНГ.


На проблемах взаимоотношения Федерального агентства заострил внимание и  представитель фракции КПРФ  Владимир Никитин, сказав, что «эффективным инструментом агентство не стало. Масштаб работы не соответствует уровню угроз».


Представитель фракции  "Единой России" Виктор Малашенко постарался остаться в рамках конструктивной критики. По его мнению, в работе  Россотрудничества появилась новая категория – это ученые, уехавшие из России в 90-е годы и добившиеся высоких результатов. Значительно расширено число изучающих русский язык дистанционно. Однако ипо мнению представителя "Единой России", отсутствуют стройные программыработы.


Как и ожидалось, наиболее резким стало выступление лидера ЛДПР. "Это агентство будет закрыто", - «обрадовал» Владимир Жириновский руководителя Росотрудничества  Мухаметшина. "Из-за такого отношения мы теряем влияние", - добавил он. Лидер ЛДПР развил свою мысль: "Это называется Содружество? Школы закрывают, русский язык запрещают".


Что дальше делать будем?


Как известно, парламентские слушания не могут напрямую влиять на кадровую политику в органах федеральной исполнительной власти. Скорее, это констатация отношения тех или иных фракций к рассматриваемому вопросу и некая форма обратной связи.


Но Россотрудничество в любом случае ждут кадровые и, возможно,  организационные перемены: 31 января 2012 нынешнему руководителю Россотрудничества Фариту Мухаметшину исполняется 65 лет, и по закону он не сможет больше занимать должность главы федерального агентства (эта должность не относится к так называемым "государственным" и на нее распространяются возрастные ограничения).


Cредиэкспертного сообщества выдвигаются самые различные предположения о преемнике Мухаметшина: от кадровых работников МИД России до Михаила Маргелова и Джохан Поллыевой.  


Безусловно, вопрос о личности руководителя важен, но еще более важно, останется ли Россотрудничество подведомственным МИД России или приобретет (возможно, в другой организационной форме) независимость.


Уже сейчас известно, например, что с начала 2012 года функции по защите соотечественников за рубежом перейдут от Россотрудничества к специально образованному Фонду защиты прав соотечественников.


Как известно, в России с января 1992 года по май 2000-го под разными названиями существовал Госкомитет/Министерство по делам СНГ (в мае 2000 года его полномочия были разделены между МИД и Минэкономразвития – и, как результат, упала эффективность принимаемых решений по российской политике в СНГ, поскольку за ее разработку стали отвечать сразу несколько министерств).


Возможно,сейчас стоит вернуться к идее создания единого органа, условно называемого Министерством по делам постсоветского пространства, - это позволило бы более эффективно координировать российские усилия в различных интеграционных проектах на пространстве бывшего СССР.


Сверхзадача– не потерять относительно благоприятной экономической динамики последних месяцев (подписание договора о зоне свободной торговли СНГ, запуск в январе 2012 г. Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС).

Теги: Россия , СНГ

Поделиться: