Приведет ли "весна" к радикализации арабского мира?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Массовые народные выступления в нескольких странах арабского мира заставили некоторых экспертов как на Западе, так и в России, выразить опасения в связи с возможным приходом к власти в этих государствах сторонников радикального ислама. Но стоит ли этого ждать на самом деле?Основное внимание наблюдателей сейчас сосредоточено на Тунисе, где на первых в современной истории демократических выборах победила исламистская партия "Ан-Нахда"
Приведет ли "весна" к радикализации арабского мира?


Массовые народные выступления в нескольких странах арабского мира заставили некоторых экспертов как на Западе, так и в России, выразить опасения в связи с возможным приходом к власти в этих государствах сторонников радикального ислама. Но стоит ли этого ждать на самом деле?


Основное внимание наблюдателей сейчас сосредоточено на Тунисе, где на первых в современной истории демократических выборах победила исламистская партия "Ан-Нахда".


Большинство специалистов по фундаменталистскому исламу видят большую разницу между движением "Ан-Нахда" (что переводится как "Возрождение") и так называемыми джихадистскими движениями.


Действительно, при свергнутом президенте Туниса Бен Али движение "Ан-Нахда" было запрещено (также как "Братья мусульмане" в Египте). Но у большинства соотечественников и единоверцев эта партия не вызывает никаких опасений.


По мнению заведующей международным отделом газеты "Время новостей" Елены Супониной, довольно распространенная ошибка заключается в том, что многим за пределами арабского мира кажется, что Тунис прежде был совершенно светским государством.


На самом деле, по словам эксперта, в провинции религиозные настроения были сильны всегда. Хотя по сравнению с многими другими арабскими странами Тунис является довольно развитой страной, и, возможно, именно поэтому революция здесь прошла относительно спокойно.


Однако в Тунисе есть и более радикальные исламисты, нежели движение "Ан-Нахда", и вот они как раз выборы бойкотировали.


Эксперты считают, что в этом и заключается опасность, поскольку нельзя исключать, что эти люди могут попробовать прибегнуть к насильственной исламизации в качестве способа решения экономических и социальных проблем.


При этом, например, далеко не все женщины в Тунисе опасаются ущемления своих прав после прихода к власти исламистов.


Известная профессор из Туниса Айша Куршид, которая занимается правами женщин, на недавней конференции в Катаре отметила, что именно у партии "Ан-Нахда" есть шанс не допустить сползание Туниса в сторону жесткого религиозного правления.


Ситуация в Египте


В Египте, в отличие от Туниса, парламентских выборов еще не было. И после смещения Хосни Мубарака власть в стране, так или иначе, поддерживают военные. И гарантий, что никто из них не попытается захватить власть, особенно, если ситуация станет развиваться по худшему сценарию, не может дать никто.


Другое дело, что сейчас в рядах египетских военных нет достаточно харизматичного лидера.


Руководитель Высшего военного совета Египта Хусейн Тантави человек заслуженный, но немолодой. Создается впечатление, что он не особо стремится к власти.


Военные сделали свое дело, удержав страну от гражданского конфликта, да и народ настроен на то, чтобы военные стали заниматься своим непосредственным делом, обеспечивая внешнюю безопасность страны.


Конечно, не исключена возможность, что кто-то из силовиков захочет воспользоваться каким-либо инцидентом, таким, скажем, как недавнее столкновение между христианами-коптами и полицией, и попробует навести порядок привычными способами.


Впрочем, Египет уже столько раз сталкивался с подобными сценариями, что большинству населения это надоело.


По словам Елены Супониной, трудно представить себе, в какую пропасть должен скатиться Египет, чтобы люди сами захотели сильной власти и железного кулака.


В любом случае похоже на то, что выборы в Египте будут абсолютно демократическими, а военные не намерены мешать народу выражать свою волю.


Надо ли бояться "Братьев мусульман"?


Безусловно, существуют опасения в связи с тем, что в результате выборов к власти могут прийти "Братья мусульмане".


Дело даже не в том, что они обладают наибольшей популярностью, но и в том, что они, как движение, более организованы и дисциплинированы (на пользу пошло долгое существование в подполье).


Они умеют работать с избирателями и содержат большое количество социальных учреждений. Бесплатные школы, больницы, а иногда и помощь продуктами, - очень важны для населения бедной, а местами даже и нищей страны.


Поэтому вряд ли следует удивляться, если народ за них проголосует.


Но есть и одна странность. Сейчас "Братья мусульмане" совершенно сознательно не выдвигают кандидатов в ряде регионов на предстоящие выборы в ноябре, тем самым отказываясь от возможности получить большинство.


Причин тут может быть, как минимум, две.


Во-первых, они, судя по всему, не уверены, что у них есть четкая стратегия на предстоящий переходный период, а во-вторых, не хотят брать на себя ответственность, если что-то вдруг пойдет не так.


Вероятнее всего, в Египте, так же как и в Тунисе, будет создано коалиционное правительство, состоящее из нескольких партий.


Будущее Ливии


Если по поводу Туниса большинство лидеров арабских стран выражают удовлетворение, то столь радостного настроя относительно того, что ждет Ливию, не наблюдается.


Многие считают, что члены весьма пестрой коалиции политических и религиозных сил, участвовавших в свержении полковника Каддафи, начнут очень острую борьбу за власть.


Кроме того, в числе этих сил есть немало весьма радикальных исламистских групп и движений. Радикальных настолько, что таковыми их считают не только на Западе, но и на Ближнем Востоке.


Например, Абд-эль-Хаким Бельхадж, неформально занимающий пост министра обороны в Национальном переходном совете Ливии, провел свою молодость в Афганистане. Там он воевал в рядах моджахедов против присутствия советских войск в этой стране.


Такие люди, как Бельхадж, сейчас не просто рвутся к власти в Ливии, они фактически уже к ней пришли.


Следовательно практически неизбежен и конфликт между сторонниками исламской формы правления и теми ливийцами, которые настроены более светски, которые в свое время учились на Западе, а потом вернулись в Ливию. К числу последних принадлежит и Махмуд Джебриль, сейчас возглавляющий переходное правительство страны.


Создать коалицию между этими почти противоположными силами будет крайне непросто, говорят эксперты.


Но в нынешней Ливии существуют конфликты не только между политиками, но и между племенами, многие из которых могут не простить того, как обошлись с телом Каддафи. Поэтому без процесса национального примирения и без финансовой помощи извне просто не обойтись.

 

| Яна Литвинова


источник: BBC Russian

Поделиться: