Перспективы Евразийского интеграционного проекта

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последнее время российские интеграционные инициативы приобрели более внятные контуры и очертания. Новая фаза мирового кризиса заставляет поспешить с завершением внутренних регламентов и процедур. Однако для успешной реализации интеграционного проекта нужны более эффективные политические и организационные формы, гибкие методы и существенные финансовые ресурсы.
Перспективы Евразийского интеграционного проекта

Перспективы Евразийского интеграционного проекта

Сергей Валерианович Толстов - зав. отделом Институтамировой экономики и международных отношений НАН Украины.

 

В последнее время российские интеграционные инициативы приобрели болеевнятные контуры и очертания. Новая фаза мирового кризиса заставляет поспешить сзавершением внутренних регламентов и процедур. Однако для успешной реализацииинтеграционного проекта нужны более эффективные политические и организационныеформы, гибкие методы и существенные финансовые ресурсы.

После распада СССР прошло более 20 лет. Оглядываясь назад, нынешние политикиневольно переживают стресс, понимая, какие возможности были за это времяпроигнорированы, не реализованы или безвозвратно утрачены.Конкурентоспособность постсоветских экономик оставляет желать лучшего. Россия,Казахстан, Азербайджан и Туркмения, которые показывают относительно устойчивыетемпы экономического роста, в основном опираются на сырьевой нефтегазовыйэкспорт. Об остальных республиках, за исключением Узбекистана, можно сказать,что они оказались в ловушке экономической рецессии. В ряде стран показатели ВВПостаются ниже уровня докризисных 1989–1990 годов. Индустриально-технологическаябаза деградирует. Доступ к современным западным технологиям остаетсяограниченным, что не позволяет провести системную модернизациюпроизводственного сектора. К этому следует добавить целый ряд экономических,финансовых и социальных эффектов глобализации, которые усиливают международнуюконкуренцию и экономическое отставание стран и экономик, не сумевших занятьсвою конкурентную нишу в новом мировом балансе. Иными словами, последствияпоражения СССР в холодной войне не преодолены и продолжают устойчиво определятьположение стран региона в новой мировой экономической мозаике и межрегиональномразделении труда.

В этом контексте первые фазы реализации российского интеграционного проектасвидетельствуют о переоценке роли и возможностей России в мировых экономическихи политических процессах. Оформление интеграционного проекта в его нынешнемдизайне можно считать результатом длительной эволюции. В его основе явноприсутствует критическая оценка роли многосторонних институтов, созданных врамках СНГ в течение последних полутора десятилетий, включая неэффективностьподписанных соглашений и создаваемых координирующих структур, необязательностьвыполнения принятых обязательств, автономный статус отдельных стран, болееозабоченных внутренними процессами, доминирующее влияние внешних центров силы ит.п. Показательно, что соглашения о Таможенном союзе подписывались его участникамиедва ли не трижды, прежде чем это объединение начало реально функционировать с1 июля 2011 года.

 

Параметрыинтеграционного проекта

 

Логика и принципы реализуемого российским правительством Евразийскогоинтеграционного проекта прописаны довольно поверхностно. Согласно концепции егоосновного разработчика, ответственного секретаря комиссии Таможенного союзаСергея Глазьева, формирование устойчивого интеграционного альянса предполагаеттри стадии: зону свободной торговли в рамках СНГ (подписание соответствующегосоглашения состоялось 18 октября 2011 года), Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС(имеет характер выборочного членства и поэтапно реализуется с 2008 года) иЕдиное экономическое пространство (РФ, Казахстан, Белоруссия), состоящее изряда проектов и соглашений, членство в которых определяется каждой странойсамостоятельно. Документы о формировании ЕЭП в рамках ЕврАзЭС вступят в силу с1 января 2012 года.

Завершающим звеном этой конструкции должно стать создание Евразийскогосоюза, по-видимому, в форме политической надстройки, позволяющейконсолидировать весь спектр постсоветских международных организаций иэкономических структур. В перспективе декларируется возможность установленияновым объединением режима свободной торговли с ЕС и заключения соответствующихсоглашений со странами АТР (объединением ШОС, Китаем, участниками зоны АСЕАН+).

Проект предусматривает восстановление индустриально-технологическогокомплекса бывшего СССР, увеличение емкости внутреннего рынка формирующегосяобъединения и повышение его конкурентоспособности. Представленная модель далеконе во всем выглядит понятной даже на бумаге. Неудивительно, что ее практическаяреализация связана с рядом серьезных проблем и препятствий.

1. Хотя по замыслам формирование интеграционного объединения должно носитьстрого унифицированный характер, его «первый этаж» в виде зоны свободнойторговли СНГ, по сути, еще не создан. До публикации текста подписанного врамках СНГ торгового соглашения о режиме и условиях торговли говоритьпреждевременно. Поэтому нет смысла пытаться прогнозировать возможностисовмещения более жесткого протекционистского режима, действующего в рамкахТаможенного союза, с более либеральными ставками таможенных пошлин, принятыми востальных странах региона. Очевидно лишь то, что такой выход должен бытьнайден.

2. Схема Таможенный союз–ЕЭП–Евразийский союз создается вокругинтеграционного ядра, в котором реальное значение имеют только институтыТаможенного союза и ЕЭП. Декларируется возможность присоединения к союзуостальных государств СНГ. Причем каждый новый участник должен адаптироваться кдействующим нормативам, что создает трудности и паузы. Первым реальнымиспытанием жизнеспособности проекта станет присоединение к нему Киргизии,являющейся членом ВТО.

3. Было бы безусловно полезным обеспечить возможность асимметричного участияразличных государств – нечленов Таможенного союза в различных соглашениях врамках ЕЭП, особенно в сфере производственной кооперации, транспорта и связи.

4. Оценивая характер переговоров российского правительства по вступлению вВТО, трудно прийти к однозначному выводу, насколько серьезны намерения Москвы.Тем более неясно, какими могут быть последствия вступления России в ВТО дляостальных участников Таможенного союза и как это отразится на торговом режиме врамках ЗСТ СНГ.

5. Учитывая внеблоковый статус Украины, а также формальный нейтралитетМолдавии и Туркмении, было бы ошибкой пытаться придать Евразийскому союзу обликполномасштабного межгосударственного альянса, перенеся на него ряд функцийОДКБ. Многополярность может рассматриваться как отдаленная перспектива мировойсистемы, а для ухудшения отношений с США будет достаточно перехода стран СНГ нарублевые расчеты в торговле.

6. Интеграционный проект может быть успешным в случае использования методоввовлечения, а не поглощения. Цели проекта должны быть понятны не толькополитическим кругам стран СНГ, которые в условиях глобализации привыклируководствоваться узкосубъективными побуждениями, но и широким слоям общества.В этом смысле важна артикуляция позитивных целей и возможностей, таких какмодернизация экономик стран региона, повышение жизненного уровня, защита откризиса и обеспечение выхода из хронической депрессии.

7. Субъективным моментом, который влияет на реализацию интеграционногопроекта, являются сомнения в успехе экономической модернизации в самой России.С одним лишь участием государственных корпораций эту задачу решить не удастся.Необходимо изменение политического климата, обеспечение социальной поддержки,раскрепощение частной инициативы, развитие частно-государственных партнерств ит. п.

 

Украинскийфактор

 

На пороге новой волны экономического кризиса положение Украины остаетсякрайне уязвимым. ВВП Украины оценивается лишь в 66% от уровня 1990 года. Хотяправительство Николая Азарова обещает за 10 лет удвоить объем ВВП, с учетомнынешних тенденций в это верится с трудом. Торговый и платежный баланс страныпродолжают ухудшаться. В случае создания зоны свободной торговли между Украинойи ЕС, по самым оптимистическим оценкам, вероятен спад выпускаемой продукции на1,13%, уменьшение ВВП на 0,42%, рост экспорта на 3,1% при увеличении импорта на6,7%.

На этом фоне российский интеграционный проект открывает реальные возможностидля ряда отраслей украинской промышленности. Заинтересованность российского иукраинского руководства в привлечении к интеграционным схемам технологическиемких отраслей украинского машиностроения является обоюдной. В структуреукраинского экспорта в Россию доля машиностроения составляет 36%. Безукраинского машиностроения интеграционный проект не получится, а на созданиедублирующих мощностей нет ни времени, ни денег. Однако включение винтеграционную схему отдельных отраслей украинской экономики требует гибкогоприменения специальных режимов, которые могут быть основаны на принципах ЗСТСНГ, а не на нормативах Таможенного союза.

Эксперты считают возможными три способа взаимодействия Украины с Таможеннымсоюзом. Первый – установление спецрежима в торговле. Второй – использованиепериода ожидания, пока страны ТС вступят в ВТО, для пересмотра условий торговлипо ранее подписанным соглашениям. Третий – выход из ВТО с целью присоединения кТС. Этот способ был бы самым обременительным, с выдвижением претензий на сумму4–6 млрд. долл.

С экономической точки зрения участие Украины в Таможенном союзе и ЕЭПпредставляется выгодным и целесообразным. Имеющиеся препятствия носятполитический и международно-правовой характер. Учитывая неясность перспективроссийского интеграционного проекта, а также высокую вероятность возобновления конфликтароссийского руководства с Западом, участие Украины в евразийском объединении непользуется поддержкой лидеров основных промышленно-финансовых группировок,контролирующих украинскую экономику.

Пока российское руководство отрицает возможность «особого» режима отношениймежду Украиной и ТС, оставляя при этом окно для продолжения переговоров.Стороны явно не могут преодолеть взаимное недоверие, обеспечить взаимный учетинтересов и формат согласования решений и соответственно теряют время. При этомнеопределенность в отношениях между Украиной и ЕС, а также высокая степеньроссийского экономического влияния на Украину, в том числе посредствомдействующих газовых контрактов 2009 года, позволяют сделать вывод, что ни одиниз возможных сценариев развития ситуации, включая вхождение Украины вТаможенный союз и ЕЭП, отвергать не следует


Подробнее: http://www.ng.ru/courier/2011-10-31/11_perspective.html

 


Поделиться: