Высокая избирательность

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вы смотрели фильм «Кандагар»? Там наши из афганского плена убегают на своем же отбитом у душманов самолете. Сейчас как раз разворачивается его сиквел. Но в реальной жизни. И не в Афганистане, а в Таджикистане. Который считается как бы дружественной нам страной. У нас с этой страной безвизовый режим, что отлично видно на улицах наших городов и на наших стройках. Таджикистан – член ОДКБ, ЕврАзЭС и претендует, наряду с соседней Киргизией, на вступление в Таможенный союз. Чему, наверное, в Москве многие будут рады, как радуются такие люди всякому ничтожному намеку на создание любого объединения, которое (пусть отдаленно) напоминало бы почивший СССР.
Высокая избирательность

Высокая избирательность.

Георгий Бовт.

Вы смотрели фильм «Кандагар»?Там наши из афганского плена убегают на своем же отбитом у душманов самолете.Сейчас как раз разворачивается его сиквел. Но в реальной жизни. И не вАфганистане, а в Таджикистане. Который считается как бы дружественной намстраной. У нас с этой страной безвизовый режим, что отлично видно на улицахнаших городов и на наших стройках. Таджикистан – член ОДКБ, ЕврАзЭС ипретендует, наряду с соседней Киргизией, на вступление в Таможенный союз. Чему,наверное, в Москве многие будут рады, как радуются такие люди всякомуничтожному намеку на создание любого объединения, которое (пусть отдаленно) напоминало бы почивший СССР.

 

Наверное, наши власти очень ценят такого союзника и потому никакне хотят омрачать наши безоблачные отношения такой ерундой, как защитароссийского гражданина, который мало того что уже более полугода сидит втаджикском СИЗО, так ему грозит просидеть в тамошней тюрьме еще лет эдакдесять. Вот эта история.

Два русских летчика – Владимир Садовничий и Алексей Руденко,первый из которых является гражданином РФ, а второй Эстонии, – работали насамолетах Ан-72 в Афганистане, куда по контракту возили гуманитарную помощь ипродовольствие. Весной нынешнего года контракт закончился, а летчиков вместе ссамолетами попросили освободить стояночную территорию кабульского аэропорта,который получил статус военного. Собрав все технические манатки двух самолетов,включая, в частности, один запасной полуразобранный двигатель, и получивразрешение на пересечение границы с Таджикистаном (это важное обстоятельство: без этого им вряд ли вообще выдалибы разрешение на взлет), 12 марта оба самолета вылетели в сторону аэропортаКурган-Тюбе. Однако, когда они пересекли воздушную границу Таджикистана, то неожиданнополучили отказ в посадке и предписание вернуться обратно в аэропорт вылета. Онибы и вернулись, возможно. Но, рассчитав топливо, летчики поняли, что обратно доКабула им не дотянуть. Что делать в таких случаях? По всем правиламмеждународной авиации – просить экстренную посадку. Что они и сделали.Разрешение на сей раз было получено.

 

После приземления доблестные таджикские таможенники составили актоб отсутствии запрещенных предметов и контрабанды. Однако затем к летчикамподошли уже сотрудники службы безопасности и задержали их без особых объясненийи церемоний. В результате они оказались сначала под домашним арестом, а затем вСИЗО. Сейчас в Курган-Тюбе идет суд над обоими русскими, которым грозит от 10до 15 лет тюрьмы за незаконное пересечение границы и контрабанду (тот самый злополучный двигатель). Вовсяком случае, таджикский прокурор уже потребовал 13 лет.

 

Может, вы видели этот сюжет в программе «Время»? Которая довольно регулярно информирует нас, к примеру,о процессе над Виктором Бутом, которого захватили и судят по обвинению внезаконной торговле оружием американцы, но не таджики. Я что-то не видел.Интересно, а если бы Бута судили таджики, то заступались бы мы за него так жерьяно, как в случае с американцами? И попали бы таджикские чиновники всоставленный в пику известному «спискуМагнитского» список тех, кому за нарушения прав человека (и наших граждан в особенности) запрещен въезд в Россию?

 

По поводу Бута выступал даже МИД России, заклеймивший треклятыхянки и их непонятное нам правосудие. Была официальная реакция Москвы и поповоду другого российского летчика – Константина Ярошенко, который недавно былприговорен судом Нью-Йорка на 20 лет за то, что возил наркотики где-то в Африкеи намеревался, как утверждают американцы, поймавшие управляемый им самолет снаркотой, ввезти их в Америку. Насчет Ярошенко тоже было немало пафосныхсюжетов на российских федеральных каналах, которые все как один были проникнутыправедным гневом в адрес американского правосудия. Сейчас супруга Ярошенконаписала премьеру Владимиру Путину с просьбой вступиться за мужа. Все этосовершенно нормально для международных отношений. В принципе страна должна какминимум интересоваться судьбой своих граждан, даже если они наркоторговцы.

 

Владимира Садовничего таджикские власти не обвиняют внаркоторговле или торговле оружием. Его, гражданина России, потомственноговоенного, подполковника запаса, в прошлом командира эскадрильи стратегическойавиации, служившего в том числе и в «горячихточках», вообще обвиняют черт знает в чем. Однако где же на сей раз гневныефилиппики в адрес таджикского правосудия? Где вмешательство «возмущенной общественности» в лице в том числе всевозможных уполномоченныхпо всяческим правам, которые всякий раз тут как тут на телеэкранах, когда речьидет о нарушениях прав или о просто сложной ситуации с нашими гражданами взападных странах?

 

Представитель российского посольства действительно был замечен напервом заседании суда в Курган-Тюбе. Однако ни посольство, ни вообще российскийМИД никак не комментируют данную ситуацию, даже когда к ним напрямую обращаетсяпресса. Еще ранее, по свидетельству друзей Садовничего, представитель компании,на которую он работал, три дня провел под стенами российского консульства вТаджикистане с написанным от руки плакатом, но его не соизволили даже принять,и он вынужден был опустить свое обращение просто в почтовый ящик на заборе.Друзья российского гражданина утверждают, что в течение полугода, пока Владимирнаходился в СИЗО, он не получил от консульства даже минимальной помощи. Ниморальной, ни материальной, ни правовой. Говорят, сейчас в российском МИДенепростая кадровая ситуация и в такие страны, как Таджикистан, найти вменяемыхсотрудников на работу крайне сложно: все хотят ехать в Америку или Европу. Ноне до такой же степени!

 

Никто не слышал никаких заявлений и других наших официальныхвластей по этому поводу. Хотя бы с выражением «серьезной обеспокоенности». Притом что, в отличие от тех жеСША или другой западной страны, у нас, мне думается, все же есть весьмаэффективные меры воздействия на такие страны, как Таджикистан. Причем в тойстилистике, которую они отлично воспринимают. И зачем нам вообще, спрашивается,такие «союзнички»,благорасположение которых надо поддерживать все время за наш же собственныйсчет? Или за счет отдельных граждан Российской Федерации?

Это уже не первый случай, когда на фоне чрезвычайно трепетной «заботы» о судьбе наших граждан взападных странах – обиженных усыновленных детей, брошенных жен, попавшихсянаркоторговцев или торговцев оружием, а то и вовсе убийц сепаратиста-террористаЯндарбиева (в Катаре) – нашивласти проявляют поразительное безразличие к согражданам, попавшим в непростуюситуацию в авторитарных, но, увы, формально дружественных нам странах той жеСредней Азии. Как будто там не притесняют русских и не усиливают гонения нарусский язык, а положение оставшихся там (иброшенных) русских чем-то лучше, чем в бесконечно поминаемых всуе Эстонии илиЛатвии. К примеру, в настоящее время власти Туркмении устроили настоящую охотуза обладателями российских паспортов, заставляя их отказываться от российскогогражданства в пользу туркменского. Но это почему-то тоже не является предметомнашей высочайшей озабоченности.

 

Вообще-то граждане своей страны должны пользоваться совершенноравными правами на защиту своего государства вне зависимости от того, в какойстране с ними приключилась беда. Когда же государство подходит к вопросам такойзащиты на основе явно двойных стандартов, возникает мысль, что речь с егостороны идет не о защите своих граждан, а о банальном политиканстве и весьмадешевого свойства пропаганде.


Читать полностью: http://www.gazeta.ru/column/bovt/3817514.shtml

 


Поделиться: