Киргизия и магнит Кремля

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Бишкек, Киргизия - Когда премьер-министр России, Владимир Путин, объявил в этом месяце о планах формирования нового альянса стран-бывших советских республик в форме так называемого Евразийского Союза, некоторые из них вздрогнули, увидев в этом призрак СССР, версия 2.0.
Киргизия и магнит Кремля

Бишкек, Киргизия - Когда премьер-министрРоссии, Владимир Путин, объявил в этом месяце о планах формирования нового альянса стран-бывших советских республик в форме так называемого Евразийского Союза, некоторые из них вздрогнули, увидев в этом призрак СССР, версия 2.0.


Но не Киргизия.


В воскресенье, через полтора года после кровавого низвержения авторитарного президента и взрыва насилия на национальной почве, в результате которой погибли сотнилюдей, Киргизия собирается организовать президентские выборы, и многие люди здесь, измученные нестабильностью, с надеждой смотрят на перспективу связи с бывшими друзьями своей страны, и в первую очередь, сРоссией.


Читайте также: Киргизия выберет своего первого послереволюционного президента


"Дажете из нас, кто больше всего озабочен проблемой сохранения суверенитета инациональной независимости, понимают, что мы нуждаемся в объединении, -заявил Эдил Байсалов, видный активист демократического движения и бывший консультант нынешнего президента. – Нам лучше прикрепить свой вагончик к поезду России и Казахстана".


Занимающая небольшую территорию и не имеющая выхода к морям Киргизия давно научилась использовать свое стратегическое расположение в сердце Центральной Азии,позволяющее ей играть необычайно важную геополитическую роль, приютив на своей территории американскую и российскую военные базы и втягивая обе державы, к немалой своей выгоде, в конкурентную борьбу за свою благосклонность. И Россия, и Соединенные Штаты Америки поддержали временное правительство, пришедшее к власти в прошлом году.


Но, если эксперты не ошибаются, близость Киргизии и ее исторические связи с Россией могут возобладать над тем, в чем многие видят просто временные стратегические интересы Америки.


Многие обладающие влиянием кандидаты, участвующие в президентской выборной кампании, поддержали идею предложенного Россией Евразийского Союза. Предполагаемый основной претендент на этот пост, Алмазбек Атамбаев, в этом месяце встретился с г-ном Путиным в Москве и выразил свою поддержку членству Киргизии в возглавляемом Россией таможенном союзе, в состав которого сегодня входитБелоруссия и Казахстан.


Г-н Атамбаев, бывший премьер-министром до ухода с должности в сентябре, чтобы полностью сосредоточиться на проведении собственной кампании, даже активно способствовал в этом году продвижению идеи назвать гору в Киргизии именем Путина.


Большинствокиргизской элиты, в том числе и те, кто известен своими явно прозападными настроениями, похоже, считают, что у страны нет особого выбора, кроме как связать свою судьбу с Россией. Многие с подозрением относятся к растущему китайскому влиянию в регионе. Но, возможно, еще важнее то, что они опасаются, что от них отвернутся Соединенные Штаты Америки.


Американская военная база в аэропорте Манас под Бишкекомиграет решающую роль в поддержании сил НАТО, сражающихся в Афганистане,и является весьма важным источником доходов для киргизского правительства. Аренда базы заканчивается в 2014 году; в этом году президент Обама поклялся вывести американские войска из Афганистана, и кое-кто здесь с большой тревогой относится к этой перспективе.


"Мы,несомненно, будем двигаться в направлении таможенного союза и, вероятно, также Евразийского Союза, - заявила Роза Отунбаева, которая в конце этого года уйдет с должности временно исполняющего обязанности президента. – Вывод вооруженных сил НАТО в 2014 году не оставляет нам иного выбора, если мы заботимся о безопасности страны".


Хотя некоторые предостерегают, что присоединение к таможенному союзу может нанести ущерб торговым отношениям Киргизии с Китаем и осложнить ее положение во Всемирной Торговой Организации, к которой он присоединился в1998 году, г-жа Отунбаева заявила о решительном повороте в сторону России в экономическом плане.


"Вся продукция, изготавливаемая в стране, идет на рынки Казахстана и России, - говорит она. – Мы не можем конкурировать с Китаем и мы не можем конкурировать с Европой. Пока мы живем в этом пространстве и, видимо, ближайшие десять лет как минимум будем еще здесь буксовать".


Такая позиция совпадает с недавно наметившимся сдвигом в региональной политике России. Поначалу усилия, предпринимаемые Путиным для восстановления своего авторитета в странах-бывших республиках Советского Союза, зачастую выглядели довольнонеуклюже. Попытки оказать влияние на внутреннюю политику Грузии, Украины и Киргизии потерпели крах, когда пророссийские лидеры этих странбыли свергнуты в серии так называемых цветных революций, проходивших небез помощи западных правительств.


Но Россия совершенствовала свои методы. Восстанию в апреле 2010 года в стране, приведшему к свержению президента Курманбека Бакиева, продажного автократа, порою действовавшего вопреки интересам России, особенно в том, что касается американской военной базы, которую россияне хотели бы закрыть, предшествовала кампания "мягкой силы", включающая показ документальных фильмов на российском телевидении и осуждение российскими официальными правозащитниками насилия.


В последние годы торговые связи России здесь сильно расширились; в частности, она много инвестировала в энергетическую инфраструктуру Киргизии. В сентябре российский энергетический гигант "Газпром" заявил об открытии своего представительства в Киргизии. Уже теперь Россия поставляет большую частьэнергоносителей в страну.


В этом месяце Путин торжественно пообещал оказать помощь экономике Киргизии. В этом году Россия также поддержала создание ряда российских культурных центров в Бишкеке, столице страны, с целью, в частности, способствовать распространению русского языка, который многие тут уже начинают забывать.


"Мы начали учиться на своих ошибках", - говорит Алексей Власов, московский эксперт по Центральной Азии, работающий над созданием прочных связей между российскими и киргизскими университетами. – Сейчас мы работаем сразу с несколькими деятелями внутри страны, диверсифицируя риски. И мы работаем не только с элитой, но со всем обществом Киргизии".


Хотяроссийские вспомоществования Киргизии бледнеют по сравнению с той помощью, какую оказывают ей западные страны, российская стратегия приносит свои дивиденды. В ходе опроса, проведенного недавно вашингтонской исследовательской организацией, способствующей распространению демократии, International Republican Institute, оказалось, что 96% населения Киргизии считают отношения с Россией "хорошими"; для сравнения, лишь 45% населения считает таковыми отношенияс Соединенными Штатами Америки.


Отношение к Китаю, крупнейшей экономической державе региона, здесь довольно критическое, что обусловлено тем, что в своих проектах по развитию инфраструктуры он использует труд китайских рабочих, а не местных жителей. Здесь многие живут за счет перепродажи китайских импортных товаров в Казахстан, Россию и в другие страны Центральной Азии; однако в результате создания таможенного союза, по словам торговцев, продажи упали.


Гульнара Курумбаева, директор института истории при Киргизском государственном университете, возглавляющая российский культурный центр, поддерживаемый Москвой, сказала, что интерес студентов к России, практически полностью угасший еще несколько лет назад, снова начал возрастать. За последние два года число студентов на факультете, которые предпочли учиться полностью на русском языке, выросло в этом году от почти нуля до около восьмисот, поскольку многие хотели бы улучшить свои шансы найти высокооплачиваемую работу в России.


"Здравый смысл и желание оказаться конкурентоспособным на рынке рабочей силы, - говорит Курумбаева, - побуждает молодежь, из практических соображений, изучать русский язык".


Оригинал публикации: Kyrgyzstan Votes for a President, Feeling the Pull of Russia



("The New York Times", США)

Майкл Швиртц (MICHAEL SCHWIRTZ)

Поделиться: