Комментарий эксперта: Обезглавленный Крым живет по инерции

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Один из самых значимых в политическом и экономическом плане регионов Украины – Крым – остался несколько месяцев назад без руководителя: скончался премьер-министр Автономной Республики Василий Джарты. Перед местными выборами 2010 года он навел почти силовой «порядок» на полуострове. Снова заговорили о политических процессах, «принуждении к сотрудничеству» представителей недружественных политических сил и т.п. Как изменилась ситуация? Чего стоит ожидать полуострову – расшатывания системы управления или продолжения «закручивания гаек»? Ситуацию разъясняет крымский политолог,член Ассоциации политологов Крыма Кирилл Губа"
Комментарий эксперта: Обезглавленный Крым живет по инерции

Один из самых значимых в политическом и экономическомплане регионов Украины – Крым – остался несколько месяцев назад без руководителя: скончался премьер-министр Автономной Республики Василий Джарты. Перед местными выборами 2010 года он навел почти силовой «порядок» на полуострове. Снова заговорили о политических процессах, «принуждении к сотрудничеству» представителей недружественных политических сил и т.п. Как изменилась ситуация? Чего стоит ожидать полуострову – расшатывания системы управления или продолжения «закручивания гаек»? Ситуацию разъясняет крымский политолог, член Ассоциации политологов Крыма Кирилл Губа" 

Какова новая структура крымской власти после смерти Джарты? Как справедливо отмечают эксперты, Василий Джарты оставил после себя большое наследство, содержащее и полезные, и вредные элементы. Крымская власть утратила и без того малые остатки самостоятельности во взаимоотношениях с Киевом. Этому во многом способствовал закон о Совмине, сделавший крымское правительство высшим органом исполнительной власти Крыма. А учитывая факт отсутствия законодательной инициативы у крымского парламента, крен в сторону исполнительной власти становится максимальным. Но весь парадокс в том, что крымское правительство получило контроль над кое-чем из того, что раньше находилось в ведении центра. Например, Джарты переподчинил Совмину ГТРК «Крым», добился расширения поля деятельности крымской власти в земельной сфере. Таким образом, крымская власть хоть и взяла насебя часть полномочий Киева, но в целом стала полностью контролируемой центром.

С другой стороны, Джарты дал мощный толчок социально-экономическому развитию Крыма. Его усилиями регион был удостоен особых, в основном финансово-экономических, привилегий со стороны президента.

В целом и сегодня крымская власть продолжает работать по схеме, выстроенной покойным крымским премьером.

Как и в чью пользу изменился баланс сил на полуострове?

Можно сказать, что баланса сил не было и при Джарты. Другое дело, что при нем был установлен либо закреплен сильный перекос всоотношении сил по этнополитическому (русские-крымские татары) и так называемому властно-элитному (местные-пришлые) признаку. И происходило это все при полном одобрении действий крымского премьер-министра Киевом.

Сейчас в Крыму идет неявное перетягивание каната между парламентом и правительством, на глазах смелеют крымские регионалы. В то же время Павлу Бурлакову удалось частично сгладить острые углы на этнополитическом направлении, в частности снизить напряжение в отношениях с казачеством и не потакать давлению меджлиса.

Коренной перегруппировки сил в системе крымской власти ожидать не стоит даже в случае, если преемником покойного Джарты будет назначен не представитель макеевской элиты. Слишком уж прочно они тут обосновались, поэтому для позиций Киева в Крыму будет очень болезненна еще одна смена элит. К тому же, крымчане могут попробовать отыграться именно в этот непростой момент.

Полагаю, что причина этого в двух вещах: во-первых, сегодняшняя крымская власть чрезмерно зависима от Киева; во-вторых, Киевзаинтересован в продолжении крымской политики Джарты, что гарантирует ему полную управляемость ситуацией в этом непростом регионе.

Специально для проекта «Эксперт RU-UA»


Поделиться: