Казахстан 2011: Тюркский гамбит

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Во-вторых, позиции Турции в Центральной Азии существенно сдерживается присутствием в регионе других внешних игроков, прежде всего, России, Китая, США. Экономические и политические проекты этих держав в Казахстане и в регионе в целом существенно перебивают по значимости культурно-гуманитарную деятельность «ТЮРКСКОЙ».
Казахстан 2011: Тюркский гамбит

Состоявшийся в Алматы Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств показал, что идеи тюркскогоединства находят, наконец, реальное институциональное воплощение. Особаязначимость этого события подчеркнута, прежде всего,  долгим и сложнымпоиском пути достижения древней мечты предков современных тюркских народов -«единства в языке, мыслях и делах». 

Первые возможности для тюркскойинтеграции открылись после распада СССР и появления на карте мира новых тюркскихгосударств - Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана. Туркменистана иУзбекистана. Постсоветские тюркоязычные республики с первых дней независимостиоказались в зоне приоритетных интересов динамично развивающейся ТурецкойРеспублики. Однако тяжелый системный кризис, необходимость практически с нулястроить политическую и экономическую системы, не позволяли постсоветскимреспубликам активно участвовать в процессах объединения тюркского мира,инициированных Анкарой. Кроме того, в бывших советских республиках были оченьсильны тенденции недоверия к Турции как партнеру по интеграции.  

Но по мере экономическогоусиления и утверждения постсоветских стран в качестве полноправных участниковмеждународных отношений происходит переосмысление ими своей роли  в тюркскойинтеграции. 

Если в 90е годы главныминициатором и вдохновителем тюркского единства была Турция, то к началу первогодесятилетия 21 века процесс единения тюркоязычных государств приобретаетмногополюсный характер. 

Активными участникамиукрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества стран тюркского мирастановятся наиболее успешные члены клуба постсоветских государств  -Казахстан и Азербайджан. Эти страны не только стали постоянными участникамиразличных саммитов, фестивалей, двусторонних и многосторонних встреч,направленных на развитие сотрудничества тюркских народов, но и сыгрализначительную роль в переходе тюркоязычных  стран на качественно новый этапвзаимодействия. 

Не случайно создание регионального общетюркского объединения - Совета сотрудничества тюркоязычныхгосударства (ССТГ) - были инициировано именно казахстанским лидером НурсултаномНазарбаевым в рамках Саммита глав тюркоязычных государств, состоявшегося вазербайджанском городе Нахичеване 3 октября 2009 года. 

«Казахстанская сторонапредлагает создать орган, располагающий всеми необходимыми атрибутамиполитического регионального объединения, с определенным правовым иорганизационным статусом», - заявил тогда глава  Казахстана.

Целью этого объединения было провозглашеноукрепление связей в экономике, культурно-гуманитарной сфере и развитиеэкологической безопасности.

Уже тогда в 2009 году,некоторые эксперты поспешили обвинить Нурсултана Назарбаева чуть ли не впотворстве идеям «пантюркизма», переориентации внешнеполитического курсаКазахстана на Турцию. Подобные опасения и сегодня достаточно распространенысреди казахстанской интеллигенции и политической элиты, не говоря уже о простыхгражданах...Поводом же  для таких выводов является  и историческаяпамять об агрессивной захватнической политике Османской Империи, и, что болееважно, не всегда однозначная и предсказуемая внешнеполитическая деятельностьсовременной  Турции. Достаточно вспомнить о турецко-израильском конфликте,спровоцированным событиями вокруг расстрела израильским спецназом флотилии стурецкими гражданами, направлявшейся в сектор Газа.

 Международные экспертыуже давно не берутся однозначно предсказывать, какие шаги в тот или иной моментвремени предпримет быстро набирающая мощь и претендующая на роль мировогоцентра силы Турецкая Республика. А неизвестность и непредсказуемость, какизвестно, пугает.

Особенно громко голосаскептиков, причем прежде всего из числа российских элитариев и общественныхдеятелей, зазвучали в преддверии Первого Саммита Совета сотрудничестватюркоязычных государств. Так, в опубликованной казахстанским Интернет-ресурсом «pulsanet.kz»статье «Пантюркизм Астаны -угроза Евразийскому союзу» Владимир Базинский, основываясь лишь на факте проведениясаммита ССТГ в Алматы, делает громкие заявления о «ползучем пантюркизме Ак-орды»,который якобы самым непосредственным образом угрожает будущему Евразийскогосоюза. Приведу показательную цитату из статьи: «Становитсяочевидным, что пантюркизм не утратил свою антироссийскую направленность ипредставляет серьезную угрозу жизненно важным интересам РФ. Пантюркизм Анкарыбыл и остается не только теорией, но и программой действий, в реализациикоторой Астана начинает играть роль удобного опорного пункта, находящегося всердце Евразийского союза». Автор статьи, пользуясь недостаточнойосведомленностью российского экспертного сообщества о деятельности Советасотрудничества тюркоязычных государств, либо намеренно сеет панику чтоназывается «на пустом месте», либо сам оказался в плену собственных домыслов истрахов. Более того, создается ощущение, что факты как будто специально подгоняютсяпод  нетерпящую никакой критики теорию. Витоге автор доходит до полного абсурда, когда установление монументальнойскульптуры «Кёктюрк» - «Небесные тюрки» трактует в контексте «политическогооппортунизма Н.Назарбаева». Следуя этой незамысловатой логике, памятникиКириллу и Мефодию в разных регионах России следует отнести к политике панславизмароссийского руководства. Однако мало к кому из здравомыслящих людей придут вголову подобные умозаключения.

Попробуем объективно взглянутьна процесс укрепления сотрудничества тюркских стран, инициированный президентовКазахстана. А выводы на поверхности. Достаточно на самом неглубоком уровнепроанализировать итоги состоявшегося в Алматы саммита, чтобы понять - тревожныеожидания «турецкой экспансии» не более, чем необоснованные фобии и страшилки отзаинтересованных лиц.

Во-первых, Казахстан задвадцать лет независимости, достиг достаточно высокого уровня экономического иполитического роста, прочно утвердившись в качестве полноправного участникамеждународных отношений. Таким образом, Астана является вполне самостоятельнымсубъектом международных отношений, и сложно представить, что турецкая элитаможет всерьез рассматривать возможность включения динамично развивающегосяКазахстана, с которым считаются ведущие мировые игроки, в орбиту турецкоговлияния.

Во-вторых, позиции Турции вЦентральной Азии существенно сдерживается присутствием в регионе других внешнихигроков, прежде всего, России, Китая, США. Экономические и политические проектыэтих держав в Казахстане и в регионе в целом существенно перебивают позначимости культурно-гуманитарную деятельность «ТЮРКСКОЙ». Здесь стоитсогласиться с мнением Алексея Власова: «Турецкихамбиций не надо бояться, тем более России, для которой конкуренция внешнихигроков должна быть формой проверки собственных возможностей, а не поводом дляпаники ».

Наконец, итоги состоявшегося вюжной столице Казахстана Саммита, хоть и свидетельствуют о придании новогоимпульса сотрудничеству тюркоязычных стран, особенно в экономической сфере, ноне носят революционный характер.  По большому счету, речь идет обинтенсификации сотрудничества государств тюркоязычного мира вторгово-экономической, экологической, культурно-гуманитарной областях, причемна взаимовыгодных условиях. И уж конечно, в подписанной Алматинской декларациидаже самый внимательный исследователь не найдет положений, затрагивающихинтересы России или угрожающих развитию евразийской интеграции.

Таким образом, укреплениетюркского единства через формирование Совета сотрудничества тюркоязычныхгосударств, инициированного Нурсултаном Назарбаевым, необходимо рассматриватьисключительно в контексте многовекторной внешней политики Казахстана, гдетурецкий вектор органично сочетается с китайским, российским, европейским ит.д. Эффективность такого курса, проводимого президентом РК, уже подтвержденагодами.

Поэтому вместо фобий и страховперед турецким влиянием, не лучше ли подумать над теми возможностями, которые объединениетюркских народов открывает перед всеми странами постсоветского пространства.

По оценке российского экспертаИсмаила Агакишиева, тюркская интеграция может позволить реанимировать идеютюркско-славянской общности, которая начиная с 6-8 века стала реальностью, откоторой невозможно отмахнуться. У тюрок и славян много общего в ментальности,культурных традициях, духовной жизни. А сегодня соединение тюркской иевразийской интеграции формирует окна новых возможностей, создает пространстводля реализации  новых прорывных инициатив, прежде всего, в экономическойсфере.


Поделиться: