Фархад Мамедов: Будущее нагорно-карабахского урегулирования. Взгляд из Баку

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт в очередной раз становится причиной нашей встречи. Однако сегодня эта тема презентационной книги, которая несет в себе позитивный заряд, закладывает определенное видение будущего и демонстрирует сколько много еще нужно будет сделать для того, чтобы наладить нормальную жизнь на оккупированных землях. Как было показано в презентационном материале профессора Муззафарли, для полной реабилитации территорий нужны годы, а может быть и целое десятилетие. На сегодня нет точного видения точки старта этого процесса, так как не достигнут мир между сторонами конфликта, на линии соприкосновения армянских и азербайджанских армий каждый день слышны выстрелы и не редко гибнут люди.
Фархад Мамедов: Будущее нагорно-карабахского урегулирования. Взгляд из Баку

 "текст выступления Мамедова Фархада - заведующего сектора в отделе Политического анализа и информационного обеспечения Администрации Президента Азербайджанской Республики на презентации книги "Концептуальные основы восстановления пост-конфликтных территорий Азербайджана"".

******************************************************************************************************************************* 

Уважаемые дамы и господа, 

Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт в очередной раз становится причиной нашей встречи. Однако сегодня эта тема презентационной книги, которая несет в себе позитивный заряд, закладывает определенное видение будущего и демонстрирует сколько много еще нужно будет сделать для того, чтобы наладить нормальную жизнь на оккупированных землях. Как было показано в презентационном материале профессора Муззафарли, для полной реабилитации территорий нужны годы, а может быть и целое десятилетие. На сегодня нет точного видения точки старта этого процесса, так как не достигнут мир между сторонами конфликта, на линии соприкосновения армянских и азербайджанских армий каждый день слышны выстрелы и не редко гибнут люди. 

2011 год был одним из немногих, когда ожидания в скором разрешении конфликта были очень велики. Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ несколько раз выступали с заявлениями по нагорно-карабахскому конфликту, что можно охарактеризовать в качестве стимулирования сторон к реальным подвижкам. Однако, как и в прошлые периоды переговорный процесс не смог перейти в стадию реализации достигнутых договоренностей и сторонам не удалось зафиксировать прогресс. Долгожданного изменения статуса-кво, анонсируемого с заявлениях стран-сопредседателей, не произошло. Армения не вывела свои войска с оккупированных территорий. С армянской стороны посыпалась целая серия провокационных заявлений на саммите глав государств СНГ в Душанбе, Генассамблее ООН в Нью-Йорке, на саммите Восточного Партнерства в Польше, где нашли отражение ряд мыслей, которые отбрасывают переговорный процесс к 1994 году. Далее армянская сторона стала называть инициируемые ими же перестрелки на фронте «карательными операциями», используя жизни армянских солдат в процессе консолидации разобщенного армянского общества.  

Нечто подобное мы могли наблюдать после заключения Цюрихских проколов по армяно-турецкой нормализации, когда руководство Армении, используя этот процесс получила международную легитимность. Получив призрачную надежду на открытие границ с Турцией, Армения ужесточила позицию и свела на нет надежды на заключение мирного договора.   

Переговорный процесс не может зайти в тупик, так как при признании этого, сопредседателям не останется ничего кроме отхода от процесса урегулирования. Позиция Азербайджана по этому вопросу предельна ясна, и подразумевает искреннее желание продолжения переговоров, а не их имитацию или же возвращение к обсуждению вопросов, по которым было уже достигнуто согласие. Именно в этом контексте следует понимать требования Азербайджана к сопредседателям Минской группы относительно активизации переговорного процесса. Компромиссы Азербайджана налицо: это и гарантии физической безопасности армянам Нагорного Карабаха, демилитаризованная зона, беспрепятственная связь с Арменией, обеспечение экономического благосостояния и социокультурного развития как азербайджанского, так и армянского  населения края. Президент Азербайджанской Республики не раз указывал на возможность совместного сожительства армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе и указывал на прецеденты в Европе. В мире есть многочисленные примеры успешного разрешения территориальных конфликтов на основе совмещения принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение. Использование определенных механизмов в разрешении этих конфликтов может способствовать более трезвой оценки реальности со стороны армян Нагорного Карабаха. 

К сожалению, руководство Армении блокирует информирование армян Нагорного Карабаха об этих инициативах. Мы не раз становились свидетелями, когда так называемые карабахские неправительственные организации, или же «послушная их часть», выступала с заявлениями о бойкоте тех или иных международных миротворческих организаций, когда последние выступали с инициативами совместного проживания армян и азербайджанцев в Карабахе. В Армении и Нагорном Карабахе блокируются азербайджанские армяноязычные информационные ресурсы. Именно Армения перестала участвовать в «инициативе послов», когда послы Азербайджана и Армении в сопровождении известных представителей общественности посещали конфликтующие стороны. На сегодня инициатива во встречах азербайджанских и армянских общин также принадлежит Азербайджану.    

Показанные в данной книге предложения и финансовые суммы реальны для Азербайджана и абсолютно фантастичны для Армении. Азербайджан может вложить указанные в исследовании десятки миллиардов долларов в процесс восстановления территорий, тогда как Армения на протяжении двух десятилетий не вложила в эти территории и пяти процентов от указанной суммы. 

Презентуемое исследование наполняет содержание азербайджанских предложений по налаживанию нормальной жизни для населения Нагорного Карабаха: как армянского, так и азербайджанского. Наряду с этим и другими исследованиями в экономической сфере, в Азербайджане завершаются исследования в направлении возможных вариантов имплементации политических прав армян Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. В данных исследованиях будут продемонстрированы те элементы прав и свобод, которые армяне могут получить в составе Азербайджана. Думается, что после этого армяне Нагорного Карабаха смогут сравнить: что имеют сейчас при военном режиме, и что могут получить в будущем.       

Нынешнее поведение армянских властей демонстрирует, что единственное чего они добиваются – это сохранение нынешнего положения с надеждой на то, что в будущем позиции Азербайджана или же международного сообщества претерпят изменения. Но, продолжение армянской оккупации заставляет Азербайджан все более активней изолировать Армению от региональных экономических проектов, и после начала деятельности железнодорожной ветки Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс в регионе не останется даже гипотетического регионального проекта, где могла бы участвовать Армения. Процесс миграции населения также является наглядным примером отсутствия перспектив в Армении: из стран Южного Кавказа Армения занимает первое место по заявкам на гражданство в Российской Федерации и лидирует по заявкам на получение Грин карт в США и Канаде. 

Презентуемое исследование является также одним из вариантов видения Азербайджаном пост-конфликтного региона. К сожалению, со стороны заинтересованных в продолжение нынешнего, кризисного положения кругов планомерно распространяется мнение, что разрешение конфликта приведет к непредсказуемым последствиям в регионе, и в частности навредит интересам России и Ирана. Разрешение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта несомненно изменит архитектуру системы безопасности в регионе, однако не перенаправит ее в какую-либо сторону. Государства региона, и в частности Азербайджан, не раз заявляли, что не хотят видеть себя пространством соперничества мировых держав. Урегулирование конфликта создаст возможность государствам Южного Кавказа более плотно интегрироваться между собой, снять напряженность в отношениях с соседями, как на Юге, так и на Севере. Территория Южного Кавказа станет более предсказуемой, откуда будет нивелирована угроза безопасности. 

Таким образом, Азербайджан демонстрирует добрую волю по отношению к армянскому населению Нагорного Карабаха. Азербайджан нацелен на прогресс и перспективу, так как имеет для этого потенциал и ресурсы. 

Я еще раз хотел бы поблагодарить авторов издания за проделанную работу и выразить надежду, чтобы данное исследование станет реальностью и позитивно отразится на жизни сотен тысяч людей. 

Спасибо за внимание.   

   

  

Поделиться: