Алексей Власов: Афганские риски для Казахстана.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Экономическая ситуация в стране также во многом зависит от воздействия внешнего фактора. Проблемы Еврозоны и Китая в 2012 году неизбежно затронут сырьевые государства постсоветского пространства. Последнее интервью главы Нацбанка Марченко российскому каналу РБК, как мне кажется, очень четко расставляет акценты в этом вопросе.
Алексей Власов: Афганские риски для Казахстана.


Казахстан - наиболее стабильное государство Центральной Азии с тревогой ожидает вывод войск НАТО с территории Афганистана, намеченное  на  2014-2015 год. Конечно, есть возможность, что в силу определенных обстоятельств решение Вашингтона может быть изменено, в зависимости от результатов предстоящих выборов в США. Да и в случае вывода войск американские военные инструкторы останутся не только в Кабуле, но и, вполне вероятно, в соседних государствах.

Ак Орда реально оценивает степень рисков, которые проявятся после  ухода коалиции. В 2010 году, будучи страной – председателем ОБСЕ, Казахстан неоднократно участвовал в обсуждении афганского вопроса, выдвигая миротворческие инициативы, в основном гуманитарного характера.

В то же время, в июне этого года Сенат Казахстана отклонил законопроект о ратификации соглашения с НАТО об участии Астаны в международной коалиции в Афганистане. Следует отметить, что решение Сената последовало после обнародованного 22 мая заявления движения Талибан, в котором руководство Казахстана было предупреждено о том, что отправка даже ограниченного контингента военнослужащих в Афганистан будет расценено как враждебное действие.

В настоящий момент руководство РК склоняется к тому, чтобы осуществлять участие в миротворческих акциях по Афганистану, используя для этого механизмы интеграционных структур – ШОС, ОБСЕ, ОИС. Однако ни одна из перечисленных выше структур не продемонстрировала достаточный уровень эффективности при урегулировании любых конфликтных ситуаций, не говоря уже о столь остром афганском вопросе.

В то же время, очевидно, что предполагаемые Казахстаном гуманитарные и экономические проекты едва ли могут обеспечить быстрое и эффективное решение тех узловых вопросов, которые стоят перед центрально-азиатским регионом. Имиджевые схемы в отношении Афганистана не работают, а предложить иные механизмы решения афганского вопроса, без поддержки региональных игроков Астана в настоящий момент не в состоянии. В этом смысле положение Вашингтона куда как проще - через «ответственные решения» по Афганистану появляется возможность «подвесить» в неопределенном положении не только страны ЦАР, но и Китай, Россию, Пакистан.

Главные риски для Казахстана со стороны Афганистана очевидны– это наркотрафик и беженцы из других республик Центральной Азии в том случае, если талибы нанесут удар по Таджикистану и Узбекистану. За этим последует неизбежный рост террористической угрозы и усиление деструктивных сил, представленных радикалами разных мастей.

Так же очевидно, что проблемы во внешнеполитической сфере могут   оказать существенное влияние и на внутриполитическую ситуацию в Казахстане. Ведь несмотря на положительную динамику в экономической и социальной сфере, последние несколько месяцев в стране начали проявляться точки напряженности, связанные  с проблемами государственного языка, конфликтом между Агентством по делам религии и представителям национал-патриотической интеллигенции. И, наконец, забастовки на Западе страны показывают, что проблемы регионального сепаратизма в ближайшее время также могут стать серьёзной проблемой для казахстанской политической элиты.

Экономическая ситуация в стране также во многом зависит от воздействия внешнего фактора. Проблемы Еврозоны и Китая в 2012 году неизбежно затронут сырьевые государства постсоветского пространства. Последнее интервью главы Нацбанка Марченко российскому каналу РБК, как  мне кажется, очень четко расставляет акценты в этом вопросе.

США умело создают дополнительные точки напряженности для своих «партнеров», используя отработанные схемы финансового, дипломатического, военного давления. Стратегия Вашингтона цинична, но вобщем-то вполне понятна. Увы, ни Россия, ни наши партнеры в регионе не могут похвастаться столь же линейной приверженностью к отстаиванию собственных интересов. Привходящие обстоятельства все время оказываются сильнее нас. Возможно, что идея нового Евразийского Союза, это как раз и есть шанс поменять методологию принятия решений. В протвном случае ее поменяют без нашего участия.



Поделиться: