Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А.Ткаченко: Несколько вопросов "на полях" евразийской интеграции

17.10.2011

Автор:

Теги:


Несколько вопросов "на полях" евразийской интеграции
Наднях в Алматы прошла научно-практическая конференция Евразийского банкаразвития (ЕАБР), озаглавленная как "Таможенный союз и Единое экономическое пространство ЕврАзЭС - перспективы дальнейшей интеграции".

Проведениеэтого мероприятия сейчас логично, учитывая важный рубеж в интеграционных процессах - Таможенный союз полностью сформирован и запущен, а базовые документы Единого Экономического пространства ратифицированы и с 1 января будут введены в действие. Речь идет о дополнении общего рынка товаров, работающего в рамках Таможенного союза,общими рынками капиталов, услуг и труда. То есть, формат экономическоговзаимодействия Казахстана, России и Беларуси с нового года изменится чрезвычайно сильно, став беспрецедентно плотным для постсоветских стран.Но и это еще не все. Как заявил на конференции ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, следующий этап экономической интеграции - формирование структур общего экономического пространства в формате создания Евразийского экономического союза. План формирования которого сегодня разрабатывается, и, по словам Глазьева, к концу года, вероятно, главами государств будет принята соответствующая декларация.

Такимобразом, прогнозы критиков участия Казахстана в Таможенном союзе, звучавшие в прошлом году, о том, что ТС-ом эти процессы не закончатся и пойдут дальше, в сторону все более плотной привязки казахстанской экономики к российской, сбываются. Сбываются безотносительно того, правыбыли критики в своем неприятии этого или нет. Впрочем, ряд заявлений, сделанных Глазьевым в Алматы, носят в этом контексте успокаивающий характер. Так, "начальник ТСа" заметил, что в рамках Единого экономического пространства будут обеспечены равные условия конкуренции,так как в пакет документов, регламентирующих его функционирование, входят соглашения по антимонопольному регулированию, по регулированию работы естественных монополий, которые обеспечат предоставление национального режима всем участникам экономической деятельности на всем пространстве ЕЭП. Есть в пакете и соглашение о доступе к госзакупкам.

-Будет действовать общий рынок, в котором для всех хозяйствующих субъектов будут поддерживаться равные условия работы, обеспечиваться механизмы рыночной конкуренции и рыночного регулирования, - пояснил Глазьев.

Тем не менее, ряд вопросов так и остается без ответа.

Первый.Значит ли все сказанное, что, наконец-то, удастся решить ту задачу, к которой Казахстан не мог подступиться в течение многих лет - доступ казахстанских компаний к внутренним, российским, транспортным тарифам? От этого в большой мере зависит конкурентоспособность нашего экспорта нарынке третьих стран. Что особенно важно сейчас, когда, в силу кризиса, цены на сырьевые товары на рынках Европы могут пойти вниз. Не удивительно, что Глазьева попросили прокомментировать этот вопрос. Он ответил:

- В соответствующем соглашении по ЕЭП такой доступ прописывается. В частности, речь идет о выравнивании тарифов на внутренние и внешнеторговые перевозки. При этом тарифы должны предоставляться на недискриминационный основе. То есть, перевозчики из разных государств-членов Таможенного союза должны иметь одинаковые возможности. В то же время, сам уровень тарифов в государствах может различаться. Но, главное, чтобы строго соблюдался принцип недискриминации.

Соблюдение принципов, это хорошо. Но ясного представления как изменится транспортная составляющая в цене казахстанского экспорта для потребителей из третьих стран, этот ответ так и не дал. Ведь "сам уровень тарифов в государствах может различаться". Большая часть промышленного потенциала России, как известно, находится в ее европейской части, сравнительно близко к морским портам, и уже в силу этого, географического, фактора, российскиеэкспортеры находятся в более выигрышном положении.

Вопрос второй. Казахстанские апологеты Таможенного союза (которые, в основном, являются чиновниками), часто используют такой аргумент: налоговые ставкив Казахстане, ниже, чем в России, и это приведет к перетоку части российского бизнеса к нам. Соответственно, появятся новые инвестиции, налоги, рабочие места. Можно это услышать и в дискуссиях российского бизнеса с российским правительством; мол, вот уйдем в союзный Казахстан,если не понизите налоги! Насколько, при этом, россияне действительно готовы уходить к нам, а насколько используют этот аргумент для шантажа своего правительства, вопрос открытый. При чем, шантаж-то, в любом случае, не удается: снижать налоги на бизнес в России не собираются, чтоотметил и Глазьев на конференции в Алматы (значит, не очень боятся власти этих угроз бизнеса?). Вроде бы, перенос каких-то российских предприятий действительно имеет место, хотя странно, что это никак не отражено в СМИ. Говорят, что такие прецеденты касаются в основном предприятий, работающих в сфере сельхозпереработки. И имеют место, в основном, в северных приграничных регионах Казахстана. Что, конечно, не плохо, но есть ли в этом тот потенциал, на который выстроена идеология участия Казахстана в интеграционных процессах?

Да и как-то слабо можно представить, чтобы переехал в Казахстан, при нынешнем дефиците технических специалистов любого уровня (лаборантов, тех не хватает!), какой ни будь завод, выпускающий более менее сложную продукцию. Не говоря уже о промышленном оборудовании. И хотя в России ситуация с квалифицированными кадрами тоже сложная, но у нас-то - хуже!

Вопростретий. Кстати, о рынке труда. Известно, что уже подала официальное заявление о присоединении к ТС Киргизия. И руководство этой структуры готовит план действий, которые необходимо реализовать для вступления Бишкека в ТС. Затем возможно присоединение Душанбе к ТС. После того, какпо присоединению к ТС Киргизии, появится общая граница у пространства ТС и у Таджикистана. Логично ожидать, что вслед за ТС эти две республикиначнут процесс вхождения в ЕЭП. Значит, между ними и Казахстаном, со временем, появится и общий рынок труда? Но, учитывая демографический потенциал Киргизии и, особенно, Таджикистана, миграционную мобильность населения, уже хорошо "отработанную" в России, да и у нас во время строительного бума середины 2000-х, нужно ли нам это?

Александр ТКАЧЕНКО, специально для pulsanet.kz

Источник - pulsanet.kz

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение