Казахстан-2011:Что год грядущий нам готовит?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Совсем недавно в российских СМИ была опубликована программная статья Владимира Путина, посвященная перспективам евразийской экономической интеграции. Этот материал вызвал оживленную дискуссию в Казахстане, поскольку тема Таможенного союза и Единого экономического пространства до сих пор вызывает полемику с участием политиков и экономистов. И, как правильно было отмечено на одном из прошедших в Казахстане круглых столов, людям этой профессии очень сложно найти друг с другом общий язык.
Казахстан-2011:Что год грядущий нам готовит?

Совсем недавно в российских СМИ была опубликована программная статья Владимира Путина, посвященная перспективам евразийской экономической интеграции. Этот материал вызвал оживленную дискуссию в Казахстане, поскольку тема Таможенного союза и Единого экономического пространства до сих пор вызывает неоднозначную реакцию. У политиков одни резоны, у экономистов совсем другие. И, как правильно, было отмечено на одном из прошедших в Астане круглых столов, людям этой профессии очень сложно найти друг с другом общий язык.

Сегодня, в день открытия саммита глав правительств стран СНГ и встречи в верхах в формате ЕврАзЭС, пора наконец определиться, в каком направлении пойдет развитие интеграционных инициатив? Что ждет Москву и Астану - возрождение СССР на новом уровне? Копия ЕС (улучшенная, ухудшенная)?

Похоже, что особых поводов для паники в рядах казахстанских националистов не наблюдается. Все, что озвучивают российские власти не так уж грозно, да и рассуждения нашего премьера не новы. Позиции, которые обозначены в статье Владимира Путина, во многом схожи с методологией, использованной президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в его программных работах «Ключи от кризиса» и «Пятый путь».

Казахстанский лидер и российский премьер (по разным причинам и побуждениям) формируют общую идеологию интеграционного проекта, исходя из конкретной ситуации - в нынешних сложнейших условиях глобальной экономической турбулентности это и есть единственный выход из того тупика, к которому ведет слепое копирование моделей, почерпнутых из западных учебников по политэкономии. Но где добавленная стоимость? Где качественно новые идеи?

Получается таким образом, интеграция Казахстана и России – это, говоря на новоязе, включение в политику стратегий крупного бизнеса или, как сейчас модно говорить, модели «win win». Когда эксперты утверждают, что интеграция между Россией и Казахстаном – это умозрительный проект по причине сходства, близости экономических моделей двух стран, остается вне поля зрения тот факт, что в современной экономике наивысшее мастерство бизнесмена как раз и состоит в превращении конкурента в партнера. При этом нет необходимости использовать методы так называемых игр «с нулевой суммой возможностей», а следует добиваться успеха, предусматривающего также и успех твоего партнера. 

Так и в рамках евразийского проекта сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала, поможет Астане и Москве быть более конкурентоспособными в индустриальной и технологической гонке, или, как пишет Владимир Путин, «в соревновании за инвесторов».

Безусловно, те содержательные вопросы актуальной повестки дня, которые обозначают Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин, нуждаются в глубоком осмыслении на уровне реальных практик. Сейчас в обсуждении тем Таможенного Союза и ЕЭП слишком много искусственного, спекулятивного, связанного с политическими манипуляциями определенных сил, которые обращены не в будущее, а пытаются опираться на реалии, более соответствующие логике прошлого столетия.

Однако превращение евразийской интеграции в общественный проект в каком-то смысле неизбежно, поскольку эта идея опирается на огромный совместный багаж – интеллектуальный, социо-культурный, ценностный, который был накоплен народами, населяющими это пространство на протяжении многих столетий.

Сейчас, когда мировая экономика отчаянно ищет выход из глобального тупика, Казахстан и Россия оказались в состоянии предложить максимально простую и ясную формулу – постсоветское не помеха европейскому. Это открытый проект. И Кыргызстан неизбежно войдет в ТС, вопрос только в сроках.

Именно в этом базовом принципе и заключен потенциал, который должен быть реализован нашими странами в рамках общего модернизационного проекта – взаимодополняя друг друга, конкурируя и, в то же время, сохраняя  общий стратегический курс развития.

Однако остается комплекс нерешенных вопросов, и, прежде всего, что дальше? Каким будет образ Евразийского Союза через два-три года? Будет ли это политическая конфедерация? Или может быть экономический Союз? Кто уже сейчас может дать точный прогноз на ближайшее будущее? 

Между тем....Реакция Запада:

"Евразийский союз" на территории бывшего СССР, создание которого продвигают Путин и Россия, будет иметь много общего с Советским Союзом. Авторитаризм придет на смену коммунизму. Доминирующая идеология и членство будут добровольными, однако в геополитическом смысле и во многих других два союза будут иметь много общего.

Страны, управляемые сильными лидерами типа Путина, вполне посчитают это хорошей идеей.

Разумеется, они будут пытаться минимизировать российское влияние вновом союзе. Однако в итоге они могут воспринять новый властный блок как способ придать силу своим слабым голосам на мировой арене, а также как механизм поддержки своих авторитарных режимов в период, когда диктаторы вынуждены нервно оборачиваться в поисках угрозы. Если Путин создаст псевдо СССР перед лицом растущего китайского и американского влияния, его провозгласят человеком, который вернул России империю".(The Telegraph, Великобритания)


Поделиться: