Французский ход в "карабахской партии"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
У этой страны отсутствует необходимая ресурсная база для сколько-нибудь реального продвижения переговоров. Франция сама по себе не обладает ни экономическими, ни политическими рычагами для оказания давления на Баку и Ереван, чтобы подтолкнуть их к принятию решений. Можно с уверенностью предположить, что действовать она будет в тандеме с США, и заявления посла Мэтью Брайзы косвенно свидетельствуют об этом. Но очевидным является и то, что без учета позиции России ни один вариант мирного урегулирования не будет претворен в жизнь
Французский ход в "карабахской партии"

Французский ход в "карабахской партии"

Многочисленные прогнозы о том, что Франция возьмет на себя более активную роль в посредничестве вокруг нагорно-карабахского конфликта, похоже, начинают сбываться. После визита французского президента Николя Саркози во все три страны Южного Кавказа, появилась информация о готовящейся при французском посредничестве встрече между президентами Азербайджана и Армении. Об этом, во всяком случае, сообщило азербайджанское агентство Turan со ссылкой на информированные источники в дипломатических кругах. Официальный Париж хочет организовать встречу президентов Армении и Азербайджана с целью подтолкнуть их к возобновлению переговоров по Карабахскому урегулированию. Эту идею поддержали после обсуждений США и Россия. Как указывает агентство, предложение об организации встречи было высказано Николя Саркози в ходе его визита в Ереван и Баку на минувшей неделе. Реакция сторон пока неизвестна, сообщает агентство. 


Как мы уже писали в предыдущих статьях, после неудачи последнего раунда переговоров по карабахскому урегулированию при российском посредничестве, когда встреча президентов в Казани закончилась безрезультатно, в переговорном процессе сложилась, скажем так, неудобная для всех ситуация. Сторонам конфликта стало просто не о чем говорить друг с другом. Дошло до того, что армянский президент сорвал попытку ЕС организовать встречу с президентом Азербайджана в рамках саммита "Восточного партнерства" в Варшаве. В то же время, российский президент Дмитрий Медведев фактически отстранился от посреднической миссии, и при таком раскладе лишь новая инициатива со стороны Франции или США могла бы спасти мирный процесс от неминуемого коллапса. Иначе напряжение в конфликтном регионе продолжило бы усиливаться, и риск возобновления боевых действий возрос бы в разы. Именно в этом контексте необходимо рассматривать повысившееся в последние дни внимание к нагорно-карабахскому конфликту. Так, посол США в Баку Мэтью Брайза анонсировал визит в страну заместителя госсекретаря США по вопросам демократии и прав человека, Уильяма Бернса. По словам американского посла, основная цель визита Бернса - это представление официальному Баку новых идей по решению нагорно-карабахского конфликта, которые Бернс развил совместно с американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Робертом Брадтке.


Правда, эти "новые идеи" пока не нашли своего отражения на прошедших на этой неделе слушаниях по нагорно-карабахскому конфликту в хорватском городе Дубровник в рамках осенней сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Как передает армянское агентство News.am, на заседании под председательством Жоао Соареша выступили сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Американский сопредседатель Роберт Брадтке заявил, что посредники видят урегулирование конфликта на основе трех принципов: неприменение силы, территориальная целостность государств и право на самоопределение народов. Сопредседатель также заявил, что ведется работа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта по шести элементам: освобождение районов вокруг Нагорного Карабаха; предоставление переходного статуса Нагорному Карабаху; обеспечение непосредственной связи между Арменией и Нагорным Карабахом; итоговое решение правового статуса Нагорного Карабаха, путем юридически обязывающего волеизъявления населения Нагорного Карабаха; возвращение беженцев в свои родные края; обеспечение международной безопасности в регионе и проведение миротворческой операции.


Таким образом, на сессии ПА ОБСЕ ничего нового по сути озвучено не было. Есть и другие факторы, которые существенно затрудняют урегулирование нагорно-карабахского конфликта в ближайшем будущем. Довольно шаткие позиции Сержа Саргсяна на внутриполитической арене в Армении не оставляют ему возможностей для «продавливания» непопулярных решений в нагорно-карабахском вопросе, необходимых прежде всего для того, чтобы вытащить страну из затяжного кризиса. Но и угроза перехода ситуации в «горячую фазу» тоже не очень пугает Армению: здесь открыто делают ставку на вмешательство России, тем более что Москва всячески поддерживает эту уверенность Еревана, намекая на то, что «не позволит» возобновить боевые действия и «не останется в стороне», если это произойдет. При самом поверхностном взгляде на ситуацию такую роль можно даже назвать «стабилизирующей», если бы в результате не «цементировался» тот самый статус-кво, от которого страдает весь регион. В Ереване это отлично понимают, а посему продолжают упорствовать и не идут ни на какие уступки, продолжая  со спокойной душой использовать "карабахскую" карту в своих внешне- и внутриполитических манипуляциях. Есть, конечно, шанс, что на определенном этапе в Армении на фоне продолжающегося кризиса сформируется влиятельная группа «прагматиков», готовых к компромиссам в Карабахе ради будущего страны, но сколько времени это потребует – вопрос открытый.


Но эта ситуация оказывает свое влияние и на отношения России с Азербайджаном. В отличие от многих стран СНГ, Баку старается вести с Москвой равноправный диалог, не набиваясь в «младшие братья», которых надо опекать и поддерживать щедрыми кредитами. Он не предъявляет ей, в отличие от некоторых других государств бывшего СССР, исторических счетов и обид. Азербайджан не стремится вступить во враждебный России военный блок НАТО, и подтвердил это в очередной раз, став членом "Движения неприсоединения". Но в Баку уже едва скрывают свое раздражение по поводу некоторых элементов политики России на Южном Кавказе. Как передает агентство АПА, второй секретарь Управления проблем безопасности МИД Азербайджана Эльчин Гусейнли на конференции ГУАМ в Баку заявил буквально следующее: «Связи между Россией и Арменией становятся причиной нестабильности в регионе. Самая маленькая страна региона Армения имеет важные военно-политические соглашения с Россией. Конфликты в регионе являются серьезной преградой для развития региона. Если эти конфликты будут решены, Южный Кавказ превратится в экономически развитый регион. Позиция Азербайджана известна – до тех пор, пока не будут решены конфликты в регионе, о совместных проектах не может быть и речи». То есть, в Азербайджане выразили непонимание, почему Москва "делает ставку" на нищую и полностью зависимую Армению, а не на партнерство и сближение с экономически преуспевающим Азербайджаном, открытым к тесной интеграции с Россией в случае ее отказа от поддержки Армении. 


Свою роль играет и «газовый фактор». С ожидаемым началом разработки газового месторождения "Шахдениз-2", открытием двух новых газовых месторождений "Умид" и "Абшерон", активизировавшейся энергетической политикой ЕС в каспийском регионе, риски становятся чересчур высоки. Слишком много проектов могут остаться не реализованными, слишком много доходов может быть упущено. С одной стороны, многие эксперты трактуют «газовый фактор» как «сдерживающий»: дескать, начинать войну вблизи трубопроводов никому не с руки. Но, с другой, той же Европе тоже не хочется терпеть рядом со столь многообещающими газовыми проектами и трубопроводами очаг неразрешенного конфликта. Теоретически это должно подтолкнуть Европу к более активным усилиям по урегулированию карабахского противостояния. И не просто активным усилиям, а выстраиванию новой, более адекватной переговорной стратегии, в основе которой должен лежать ответ на простой вопрос: кто агрессор, кто жертва, чья территория оккупирована и чья территориальная целостность нарушена. Но визит Саркози в Армению ни в коей мере не продемонстрировал готовности Франции перейти от увещеваний, адресованных в равной степени обеим сторонам, к «адресному» давлению на Ереван. 


А это значит, что в нынешних условиях не остается иных возможностей, кроме продолжения имитации переговорной деятельности. В противном случае, неизбежно будет усиливаться напряжение в азербайджанском и армянском обществах, и тогда даже авторитет и влияние России в Баку и Ереване может не удержать регион от нового взрыва. Ведь в ожиданиях и надеждах от регулярных встреч президентов Армении и Азербайджана два южно-кавказских народа провели уже долгие 17 лет. И прекращение переговоров будет расценено и в Азербайджане, и в Армении, как верный вестник грядущей войны. На этом фоне предполагаемая инициатива Николя Саркози весьма своевременна. Но не стоит переоценивать роль Франции в качестве самостоятельного игрока. У этой страны отсутствует необходимая ресурсная база для сколько-нибудь реального продвижения переговоров. Франция сама по себе не обладает ни экономическими, ни политическими рычагами для оказания давления на Баку и Ереван, чтобы подтолкнуть их к принятию решений. Можно с уверенностью предположить, что действовать она будет в тандеме с США, и заявления посла Мэтью Брайзы косвенно свидетельствуют об этом. Но очевидным является и то, что без учета позиции России ни один вариант мирного урегулирования не будет претворен в жизнь. Исходя из этого, можно сказать, что французское посредничество будет не более чем продолжением фарса, длящегося уже 17 лет.

Поделиться: