Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Резервы роста российско-азербайджанского сотрудничества.

12.10.2011

Автор:

Теги:

Резервы роста российско-азербайджанского сотрудничества.

 

В чем ценность азербайджанских ресурсов, азербайджанского рынка и инфраструктуры для экономики России, для укрепления ее влияния в нестабильном регионе?

 

Нужно признать, Азербайджан стал не просто конкурентоспособным и привлекательным для инвесторов, но и достаточно влиятельным государством в масштабе региона.

В сентябре агентство Fitch Ratings подтвердило оценки долгосрочного рейтинга Азербайджана на инвестиционном уровне. Напомним, что в мае 2011 года рейтинг Азербайджана со «стабильного» (ВВ+) поднялся на уровень «позитивного» (BBB-). Иными словами он сравнялся с рейтингом Турции. Причем турецкая экономика получила такую оценку лишь осенью. Данный рост происходит на фоне нестабильности в Европе и США, а также замедлении роста экономики в странах БРИК. Характерно, что аналитики западных инвестиционных компаний, оценивая популярность среди инвесторов новых растущих экономик, предлагают ввести в политэкономический оборот новую группу роста – так называемые CIVETS (Colombia, Indonesia, Vietnam, Egypt, Turkey, South Africa). По объему экономики Азербайджан пока не может претендовать на вхождение в данную группу лидеров, но по качеству экономической активности и уровню ведения бизнеса оценки страны совпадают с данной группой. Таким образом, стратегический партнер России в каспийско-черноморском регионе, на стыке Кавказа и Среднего Востока, становится зоной устойчивого роста. Из этой констатации следует, что нам необходимы новые импульсы развития, новые проекты двустороннего взаимодействия, изыскание резервов для наращивания модернизационного потенциала в контексте общего сотрудничества в пространстве от экономики и безопасности, до культуры и науки.

 

Какие резервы можно использовать? Попробуем их бегло перечислить. В области торгово-экономических отношений усилия межведомственной координации можно сосредоточить на ряде стратегических позиций. Среди них несколько важнейших задач: подписание договора о взаимной защите инвестиций и комплексное развитие транспортных коммуникаций. В плане последней темы необходимо строительство железнодорожного моста через реку Астара и соединение азербайджанской и иранской магистрали, что дает возможность подключить Азербайджан к железнодорожной части мультимодального транспортного коридора «Север-Юг». Очевидно, что российские компании стали активно выходить на иранский сырьевой рынок: "Ростехнологии" договорились с иранскими властями о реализации совместного проекта по освоению свинцово-цинкового месторождения Mehdiabad, крупнейшего в мире из известных цинковых месторождений; компания «Русал» рассматривает возможность строительства в Иране алюминиевого завода мощностью 375 тысяч тонн. Азербайджан может стать дополнительным если не основным транспортным узлом в обеспечении этих проектов. В развитии этой темы, необходимо, наконец, организовать постоянное паромное сообщение Баку-Астрахань. В связке с транспортом идут вопросы таможни. Есть резервы для еще большего улучшение качества таможенного обслуживания на границе РФ-Азербайджан: внедрение электронного декларирования и возможность создания интегрированной базы участников двусторонней торговли, для повышения скорости таможенного оформления.

 

Перспектива взаимодействия в социо-культурной и образовательной сфере видится через призму создания позитивной репутации и благоприятного имиджа наших государств в обществах двух стран. В этой связи необходима предварительная консультация и разработка соглашения о взаимном развитии культурно-деловых центров в городах России и Азербайджана (подобный опыт впервые будет воплощен в Астрахани). В таком центре должна быть постоянная экспозиция достижений культуры страны, зал для проведения концертных мероприятий, офисы фирм и магазинов, торгующих национальными брендами (порядка 70 азербайджанских компаний могут выйти со своими товарами на российский рынок).

 

Далее. Необходимо создание полноценных программ по молодежному обмену, взаимным поездкам студентов и школьников. В более широком видении целесообразно подготовить совместные проекты в области молодежной политики. Учитывая принадлежность России и Азербайджана к Каспийскому региону и растущее значение данного региона в контексте мировой политики,  представляется целесообразным введение в образовательную программу ВУЗов, имеющих кафедры стран СНГ, направление изучения каспийской тематики через призму региональной интеграции. Ко всему прочему необходимо увеличить количество часов изучения азербайджанского языка на специализированных кафедрах ведущих вузов России. Также необходимо поддерживать условия для развития туризма на Каспии, формировать общие туристические кластеры.

 

Отдельно нужно говорить о перспективах межрегионального сотрудничества наших стран. Если по объему двусторонних межрегиональных отношений с Азербайджаном выделяется регион Москвы, что вполне закономерно, то по перспективам и неиспользованным резервам несомненно Астраханская область. Недавно между правительствами Астраханской области и Азербайджаном было подписано новое долгосрочное межправительственное соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Удачное соседство Астраханской области и Азербайджана на Каспии, с одной стороны, и привлекательность этих регионов для внутренних инвестиций и бизнеса - как раз те факторы, которые благоприятствуют активизации бизнес-структур обеих сторон. В ближайшее время в Астраханскую область на переговоры для установления деловых контактов намерены прибыть представители компаний энергетической, строительной, транспортной, туристической, агропромышленной отраслей азербайджанской экономики. По словам губернатора Александра Жилкина, астраханское правительство рассматривает Баку в качестве базы подготовки кадров для нефтегазовой отрасли Астрахани. Заметим, что Астраханская область также важна для России с точки зрения развития каспийских коммуникаций. Через область проходят два международных интермодальных коридора – «Север-Юг» через Баку, и «Европа - Азия», пересекающий Центральную Европу и следующий в страны ШОС.

Астрахань очень интересный, но не единичный пример межрегионального сотрудничества. В настоящее время во внешнеторговую деятельность с Азербайджаном вовлечены более 500 предприятий и организаций, находящихся на территории 71 из 80 субъектов Российской Федерации. В рамках межправительственных соглашений между субъектами России и Азербайджаном работают 5 межправительственных комиссий, а два региона (Татарстан и Дагестан) имеют свои представительства в Баку. Важным этапом в развитии регионального взаимодействия стало назначение главы СКФО Александра Хлопонина на пост главы межправительственной комиссии от российской стороны. Это знаковое решение Москвы можно рассматривать через призму создания общих программ межрегионального сотрудничества по линии Северный Кавказ - Азербайджан. Однако в настоящий момент потенциал торгово-экономического сотрудничества между Азербайджаном и субъектами СКФО, используется далеко не в полной мере. Очевидно, в ближайшей перспективе комплексные и многоплановые отношения регионов наших стран будут выходить на качественно новый уровень. Подтверждением тому недавний визит в Баку большой делегации во главе с Александром Хлопониным. 

 

В ближайшие годы Россию, возможно, ожидает подъем в области науки, инновационных проектов и высокотехнологической промышленности. Во всяком случае, на эту перспективу многие эксперты смотрят с оптимизмом. В этой связи разумно продумать условия для создания и поддержки российско-азербайджанских проектов в области новых материалов и компьютерных технологий на базе центров в Сколково, Института ядерных исследований в Дубне, азербайджанской Региональной инновационной зоны. Необходим поиск и активизация новых программ сотрудничества между Академиями наук двух стран. В качестве конкретного проекта можно проработать возможность создания в Баку международного Центра исследований Каспийского моря по проблемам океанографии, сейсмологии, биологии, сохранение экосистем.

 

Отдельным перспективным направлением должно стать развитие инновационных проектов в сфере медицинского обслуживания. Следует разработать специальную программу повышения квалификации азербайджанских медиков по различным профилям инновационной медицины. На двустороннем уровне обсудить организацию совместного центра высоких медицинских технологий в приграничных регионах наших стран по линиям: онкологии (с привлечением специалистов РОНЦ им.Блохина), лечения сердечнососудистых заболеваний, травматологии, ортопедии и эндопротезирования.

Учитывая расширение транспортных потоков, было бы целесообразно подготовить программу мероприятий по развитию и совершенствованию медпомощи при дорожно-транспортных происшествиях вдоль российско-азербайджанского участка коридора «Север-Юг». Усилить меры по совершенствованию санитарного и эпидемиологического контроля. В целом, по линии МЧС, Минтранса, МВД, Министерства здравоохранения и других ведомств можно разработать и согласовать стратегию (план действий) в области охраны и безопасности МТК «Север-Юг» как по наземным, так и по морским магистралям.

 

Несколько слов по газовому сотрудничеству России и Азербайджана. Исходя из доклада Международного энергетического агентства (МЭА) за 2011 год мировое потребление природного газа к 2035 году вырастет более чем на 50% по сравнению с показателями 2010 года. Перспективы газовой индустрии укрепились после того, как страны Евросоюза объявили о планах отказаться от АЭС. В частности, немецкие власти приняли решение, согласно которому Германия должна закрыть все атомные электростанции к 2022 году. Поэтому газовое сотрудничество России с Азербайджаном должно исходить из долгосрочной стратегии, выходящей за пределы ближайшей перспективы. Растущие объемы газовой добычи Азербайджана могут стать частью ресурсной базы заполнения черноморского газопровода «Южный Поток». Природный газ является крайне привлекательным и для быстро растущих экономик. К подобным странам относятся Индия, Китай и Средний Восток (Иран, Пакистан). В этой перспективе Россия может стать координатором каспийских поставок газовых ресурсов в сторону данных рынков.

 

В заключении о сотрудничестве в области безопасности. Современную безопасность следует мыслить с учетом реальных, а не гипотетических угроз возникающих в регионе. Фокус внимания необходимо сместить от геополитических вызовов на службы, осуществляющие поддержание гражданской безопасности. В частности межведомственное сотрудничество МЧС, спецслужб и армии должно быть направлено в сторону постепенного создания многопрофильных региональных сил реагирования на кризисные ситуации (техногенные и экологические катастрофы, морские бедствия, аварии на добывающей инфраструктуре, атаки террористов и наркобизнеса). Этот подход должен предусматривать интегрированное взаимодействие сил МЧС, МВД, пограничных ведомств, и ВМС двух стран. Возможность создания таких сил может стать следующим шагом после подписания Россией и Казахстаном подготовленного Азербайджаном текста Соглашения по безопасности, регулирующего взаимные гарантии. В качестве гарантий от возникновения непредвиденных инцидентов, необходимо предусмотреть создание Единого Операционного Центра Реагирования и Информационного Мониторинга на Каспии для выдачи оперативной информации в порты базирования сил МЧС и ВМС каспийской «пятерки». Подобный Центр может быть организован в Баку. На уровне экспертного взаимодействия военных нужно рассмотреть все варианты использования Габалинской РЛС после 2012 года. Кроме традиционного военного использования станции (возможно, продумать совместную систему ПРО от потенциальных угроз с иранского направления), Россия и Азербайджан могут создать совместный проект научного применения объекта для изучения ионосферы Земли.

 

Новые перспективы развития, все более взыскательные ожидания граждан наших стран, а также неожиданные риски и вызовы, с которыми Азербайджан, Россия и шире весь регион столкнется во втором десятилетии XXI века, требуют консолидированных решений по всему комплексу вопросов социальной, экономической, информационной политики. Честная и качественная работа по умножению социально-экономического потенциала двух стран создаст более конкурентоспособные общественные системы в наших государствах, и улучшит качество жизни граждан.

 

"РОССИйСКАЯ ГАЗЕТА" 11 октября


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение