Казахстан-2011: Судьба одной программы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Проблема заключается в том, что крайне сложно дать однозначную оценку эффективности или неудачи подобных программ, как например, хорошо известная стратегия «Казахстанский путь в Европу». Все дело в том, что основные пункты этой программы в основном совпадают и с положениями и принципами работы «Восточного партнерства». Но другой вопрос, что если Украина, Грузия или, к примеру, Молдова «отчитываются» перед своими «учителями» на форумах , то страны Центральной Азии такой необходимости лишены, критерии оценки достаточно произвольны.
Казахстан-2011: Судьба одной программы


Прошедший недавно форум «Восточного партнерства» убедительно показал все сильные и слабые стороны стратегии ЕС в отношении постсоветских стран. С одной стороны, Брюссель твердо намерен продолжить расширение программ сотрудничества с бывшими республиками Советского союза, которые еще не могут по объективным причинам претендовать на более высокий уровень интеграции. Причем речь идет не только о «шестерке», которая образует непосредственно «Восточное партнерство», но и о тех государствах, которые принимали национальные программы сотрудничества с Евросоюзом. В тоже время, следует признать, что и в том и в другом случае участники интеграционных проектов получили достаточно неоднозначные результаты.

Проблема заключается в том, что крайне сложно дать однозначную оценку эффективности подобных программ, как например, хорошо известной стратегии «Казахстанский путь в Европу». Все дело в том, что основные пункты этой программы совпадают с положениями и принципами работы «Восточного партнерства». Но другой вопрос, что если Украина, Грузия или, к примеру, Молдова «отчитываются» перед своими «учителями» на форумах и саммитах, то страны Центральной Азии такой необходимости лишены, критерии оценки достаточно произвольны.

После саммита ОБСЕ голос казахстанского агитпропа, вещающего об успехах взаимодействия с Европой становится все тише и теше. Вести пропаганду по двум направлениям одновременно, включая исламский вектор ОИС много сложнее, чем линейно пиарить достижения на ниве глобальной безопасности.

Тем более,что тот же Казахстан по-прежнему интересует Европу в гораздо большей степени исходя из темы энергоносителей, нежели демократических стандартов, в отличие, допустим, от Белоруссии, которая была вынуждена говорить с Брюсселем о демократии и правах человека, с которыми, как мы знаем, у Батьки далеко не все в порядке.

Когда казахстанский агитпроп только преступал к информационному сопровождению этой темы, то утверждалось, что речь идет о«постепенном вхождении крупного евразийского государства в общее европейское цивилизационное пространство». За время прошедшее с саммита ОБСЕ барабанная дробь несколько поутихла и на смену ей пришла новая идея– Таможенный союз и Единое экономическое пространство, которая вовсе непротиворечит идеи европейской интеграции. Тем более, что вопрос об инструментах и формах этого взаимодействия по-прежнему до конца не разрешен.

Иными словами, гораздо больше неразрешенных вопросов,нежели очевидных и понятных ответов. Насколько Беларусь или, предположим, Азербайджан продвинулись дальше в Европу, чем Казахстан или, напротив, отстали от него на этом пути - на мой взгляд, этот вопросостается открытым. Мы хотим создать с Европой общие правила игры, но пока чтo нам эти правила в гораздо большей степени навязывают. Ну а дальнейшее зависит от того, насколько далеко простираются амбиции постсоветских стран – Саакашвили, например, вполне доволен и этим.

Ромащенко Валерия, г. Москва

Поделиться: