Надежда Кеворкова: «Страстная романтическая любовь из сериалов – это не сюжет кавказской жизни»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Проблема межэтнических отношений в России, прежде всего – с народами Северного Кавказа – по-прежнему стоит остро. Часто найти общий язык со своими согражданами мешают страх, предрассудки и отсутствие интереса к ближнему. Здравый смысл подсказывает, что пора познакомиться с культурой Кавказа, для понимания того, кто ты есть и рядом с кем ты живёшь, – это ли не задача уважающего себя человека и гражданина уважаемого государства?
Надежда Кеворкова: «Страстная романтическая любовь из сериалов – это не сюжет кавказской жизни»

Надежда Кеворкова: «Страстная романтическая любовь из сериалов – это не сюжет кавказской жизни»

Проблема межэтнических отношений в России, прежде всего – с народами Северного Кавказа – по-прежнему стоит остро.Часто найти общий язык со своими согражданами мешают страх, предрассудки иотсутствие интереса к ближнему. Здравый смысл подсказывает, что пора познакомитьсяс культурой Кавказа, для понимания того, кто ты есть и рядом с кем ты живёшь, –это ли не задача уважающего себя человека и гражданина уважаемого государства?

Предлагаем рассмотреть эту темучерез призму женского вопроса на Кавказе. В этом нам помогла одна из самыхизвестных российских журналистов – Надежда Кеворкова . Она приоткрыла эксперту ИАЦ МГУ ширму загадочного и сложногомира Северного Кавказа и рассказала о женщинах российского Востока.

- Народы Северного Кавказа населяют этот регион с древних времён. Ониимеют много общего между собой в традициях, культуре и образе жизни. Как бы Выохарактеризовали образ кавказской женщины?

- Главная черта – отсутствиеуныния. В христианстве уныние считается источником всех грехов. Вот на Кавказеэтого настроения нет в публичном пространстве. Представление о дозволенном тожестроже, чем у других. Поэтому и отступление от дозволенного воспринимается гораздоострее, и безнаказанность сильных, распространённая по всей стране, на Кавказевоспринята обществом как угроза всем устоям жизни. Семья на Кавказе, в отличиеот разрушенного русского мира, играет определяющую роль – что в семьепозволено, в соответствии с этим женщины себя и ведут. А в семьях на Кавказевсё же пока позволено меньше, чем в других местностях. Но телевизор работает издесь, и делает свою работу, главным образом, по расширению дозволенного дотаких рамок, которые уничтожают все приличия.

- Какими чертами характера обладает типичная представительницаСеверного Кавказа?

- Женщины на Кавказе плачутредко, если она заплакала, то это значит, что всё, край.

Пока что горянка остаетсяженственной. Здесь мужеподобных бесполых существ нет, с серьгой в носу, или статуировкой, или с голым пупком. Даже если не красавица, женственность при ней.Нет бездомных, нет сирот, у каждой за спиной – семья, родные. Это и защита, иответственность. На Кавказе никто не расслабляется – все собраны, в том числе иженщины. Но если она ведёт себя как женщина без семьи, без рода, то еёсобственное ощущение падения так остро, что и поведение становится вызывающим –порой даже преувеличенно вульгарным.

Существуют жёсткие запреты: матьникогда не будет говорить с сыном о том, о чём не принято, жена никогда небудет вести себя с мужем, как со слугой, даже если она зарабатывает большенего. Все роли в семье и обществе расписаны, их нельзя изменить,либерализовать, расшатать. Ни сексуальной революции, ни фрейдизму не удалосьпроникнуть в кавказское общество под видом либерализации, только под видомразврата и греха, поэтому и горянка более защищена, но и менее «свободна».

- Какие жизненные ценности стоят в приоритете у современной кавказскойженщины?

- Выйти замуж и родить детей. Укавказских женщин в голове меньше романтической ерунды про любовь. Хотя целыеармии психологов работают на изменение этих «архаичных» представлений, ногорянки не теряют невинность в школе на вечеринке в обязательном порядке, какэто делают американки, жители Европы и в России.

Кавказ не воспринял идейсвободного секса ни в 20-е годы, ни в 40-е, ни в 60-е, ни в 80-е, ни в 2000-е –ни одна волна эмансипации от чести Кавказа не затронула. Поэтому здесь женщинывыходят замуж и рожают детей, в отличие от всей остальной страны. Здесь нетпромискуитета как общественной нормы.

Если семейная установка несработала, если девушка попадает в обычную городскую среду, то она либонеистово начинает делать карьеру, либо ведет себя, как все вокруг – пьет, бравируетэтим, пляшет полуголая в клубах по выходным, выставляет свои фотографии всоцсетях.

В отличие от русских, у кавказцевдругое отношение к богатству. Оно разное – в исламе и в христианстве. Иисуссказал, что скорее верблюд пройдет в игольное ушко, чем богатый в Царствиенебесное. Быть христианином и преуспевать в этом мире нельзя, что бы ниговорили проповедники разного рода. Быть мусульманином и преуспевать – в этомпротиворечия нет. Христианам тяжело – преуспевая, каждый в глубине души, еслион не протестант, вопрошает: «Господи, что я сделал не так?» Это культурныйкод, от него не уйдешь.

Женщины вообще любятпреуспевание, успех, богатство. Кавказские женщины из богатых не стесняютсясвоё богатство показывать. Раньше кто из мусульман кичился своим богатством?Кто строил особняки? Крепости строили и мечети. А русские? То же самое.Буржуазная жизнь перемалывает всех, но кавказские народы оказались лучшезащищены от этих челюстей молоха. Кавказская женщина складывает своё золото смыслью о том, что это её неприкосновенный запас на время бед. А русская женщинапоследнее отдаёт своим детям. Поэтому русская женщина легче перенесёт нужду,одиночество и разруху – она к ней всегда готова.

- Отличаются ли женщины Северного Кавказа по образу жизни и мышления оттех своих землячек, которые переезжают жить в Москву?

- Это зависит не от места жизни,а от семьи – как воспитали, так она и идёт по жизни. Дети на Кавказе противродителей не бунтуют, конфликта поколений там нет – это заслуга и ислама, игорских обычаев. Если семья вольных нравов, то и дочери позволяют себе всё.Своего рода бунт против отцов проявился в среде салафитов, но, скажем, вчеченском и ингушском обществе открытое проявление неуважения к старшимневозможно, а в дагестанском – случается.

В больших городах, кстати,мусульманки быстрее вспоминают о том, как полагается себя вести. Здесь каждаяпребывает в агрессивном, враждебном окружении. Поэтому она вокруг себявыстраивает непроницаемую стену. Или же бросается в омут столичной жизни, повторюсь,чтобы пропасть и потеряться. Такое старинное понятие как честь в кавказскойсреде существует. А у жителей больших городов понятия о чести изжиты, но укавказской женщины они изжиты не могут быть по определению – у неё тысячародственников, и если с честью что-то не так, она вычеркнута из жизни.

- Насколько открыты российские мусульманки внешней среде?

- Как и все другие существа людского мира, они беззащитны передвнешней средой, она их разъедает так же неистово, как и других. Но, в отличиеот безродных и внерелигиозных городских жителей, у мусульманки, которая приняларешение быть мусульманкой на деле, есть громадный источник силы – правила еёрелигии. Такое преображение можно наблюдать у православных девочек, проделавшихмощную внутреннюю работу над собой. Есть семьи и на Кавказе, которые непринимают выбора своих дочерей – надеть платок. В этом случае конфликт бываетничуть не менее острым, чем у благочестивых родителей с дочерью, которая гуляети ходит по ресторанам.

Но всё же, мне кажется, кавказцамлегче – за их спиной громадная семья. А русским труднее – весь ХХ век ушёл нато, чтобы разрушить источник русской силы – село, семью, общину.

- В последнее время в общественных местах всё чаще можно встретитьмусульманок, одетых в хиджаб. По Вашему мнению, выход мусульманок на улицыМосквы в соответственном исламским традициям виде является знаком того, чторусское общество стало более открытым и дружелюбным по отношению к другойкультуре? Или же эта тенденция является свидетельством возрастающего влияния исламскихсоотечественников в российском обществе, укреплением их позиций?

- Это знак того, что женщина отгораживает себя от мира лжи ирастления. Она своим покрывалом отделяет себя и всем это показывает. Это неявление культуры, а отношение к этому – не проявление дружелюбия общества и нетрадиция. Надеть платок – это каждый разосознанный шаг, требующий воли и решимости отдельно взятой личности.

Православные монахи, старообрядцыс восторгом относятся к таким женщинам, а поборники свобод – с ненавистью. Верующиеи нелицемерные люди ценят такой явный и трудный вызов расслабленному миру отлица хрупкого существа, каким является женщина. Вообще, верующие люди иныхконфессий в России к хиджабу, как правило, относятся с громадным пониманием исочувствием. Я говорю о реальных верующих, а не о виртуальных активистахфорумов и не о городских люмпенах.

Что касается никаба, то многие,понимая, что к исламу он не имеет отношения, носят его для того, чтобы ещёболее жёстко продемонстрировать этому миру: «Я от тебя отгорожена». Чем большемир вокруг оголяется, тем закрытее хочет быть мусульманка. У русских девочек,которые ислам принимают, исступлённое желание отгородить себя от враждебногоокружения чаще принимает такие формы – она никаб надевает, который является частьюплеменной одежды у некоторых народов, с тем же чувством, что нигилистки косыотрезали и шли в народ.

Мир очень верно распознал, чтоэто такое – женский исламский платок. Именно поэтому с платком в либеральномобществе идёт такая война не на жизнь, а на смерть. Ведь никто не борется спьяными рожами, с матом, с полуголыми телами, с проституцией, если не считатьза «борьбу» шумные и бессмысленные медийные скандалы. А с закрытыми женщинамиборются ежедневно – прохожие, милиция, начальство на работе, хотя они никому немешают.

Если женщина надела платок – этовызов всему миропорядку, круговороту лжи, а не просто растленным нравам. Хиджаб– знак избранничества, дарованный не происхождением, а ставший проявлениемволи. Что может быть страшнее для расслабленного больного человеческогосообщества, пожираемого левиафаном и поклоняющегося золотому тельцу, чем проявленнаяволя не следовать его гибельным путем?

- Как правило, женщина является хранительницей не только домашнегоочага, но и традиций своего народа. Кто на Кавказе является хранителемкультурных и религиозных традиций?

- Кавказское общество – мужское. Главныеего атрибуты – мужские. Поэтому и хранят его мужчины. Религия там тоже деломужское. Но все роли в кавказском обществе чётко распределены. Женщины обладаютбольшим кругом обязанностей, довольно тяжёлых в том числе. Я знаю многихделовых женщин, но со своими мужьями они – жёны, а не командирши. Ни однакавказская женщина не позволит себе и десятой доли того, что в иных сообществахсойдет за тривиальное домашнее поведение.

Исламские нормы в отношенииравенства прав женщин на Кавказе не слишком известны. Кавказские мужчинысохраняют свое доминирование и сдавать позиции не собираются. В этом смысле, всёу них, как когда-то в счастливых русских семьях: муж – главный. Мужскоедоминирование – в крови.

Это имеет и оборотную сторону. Удивительнобывает видеть, что религиозная молодёжь первым делом осуществляет право начетырёх жен. А кавказские женщины к этому не слишком готовы – разводятся.

- Легко ли разведённой или овдовевшей кавказской женщине выйти замуж?

- Нелегко, поскольку в Россииженщин больше, чем мужчин. Нелегко и потому, что в кавказской среде на вдов иособенно на разведённых смотрят не как на желанных невест. Однажды девчонка,летевшая со мной из Чечни, всю дорогу разговаривавшая сосверстницами-чеченками, вышла с круглыми глазами из самолета и сказала: «Какаяужасная проблема у чеченских женщин – им их мужья изменяют, и они с нимиразводятся!» А вот в исламской части сообщества эти проблемы разрешаются легче.Не блудят мужья. Там, к слову, помнят об указании пророка Мухаммеда брать вжены вдов, у которых нет кормильца и средств к существованию.

В Иране после восьми лет войны,развязанной против него Ираком, осталось целое поколение вдов и женщин, чьиженихи погибли на фронте. И, хотя в Иране многожёнство редкость, сами жёныпросили мужей жениться на вдовах погибших, а женщины, многие из которых были нафронтах, чьи мужья пали или они не успели выйти замуж, вышли замуж за инвалидоввойны, в том числе парализованных, заботились о них. Я знаю такие трогательныепары в Иране, в Ливане, в Палестине – в тех странах, где люди пережили тяжёлыевойны.

Кавказская молодёжь тоже узналаэту реальность, поскольку многие молодые люди погибли в тихо тлеющей войне,которая идёт уже второй десяток лет. В этой среде на вдовах женятся не порецептам сериалов про любовь, а по религиозному долгу. А их оппоненты сочиняютпро них побасенки, что, мол, там чуть ли не хипповские коммуны с общимиженщинами. Но Бог правду видит.

Время, в которое мы живём, точитвсе устои, в том числе и исламские. Но видно, как мусульмане преодолеваютсоблазны. В исламском браке, как и в христианском, война полов, предписаннаясовременному человечеству как норма блуда, преодолевается. Ведь религиозныйбрак ограждает пару броней служения, которое оберегает от соблазнов.

- Знаменитое кавказское мужество и стать – это заслуга матерей илиотцов?

- Мужчин воспитывают мужчины. Таквезде на Кавказе, где в семьях всё более или менее нормально. Там, где мужчинвоспитывают женщины, с мужчинами что-то начинает происходить неладное. Номатери и бабушки на Кавказе – это особая статья. Они не вьются над дитятей, какнаседки, не квохчут, не одёргивают, не обкладывают ватной заботой – поэтому ивырастают там такие ладные и складные мужчины.

Поразительно, что не высокогороста кавказцы нисколько не чувствуют себя закомплексованными. Их правильновоспитывали, они не боятся ни холода, ни голода, могут дать отпор и страшатсяне смерти, а бесчестия. Но заслуга такого воспитания не матерей, а отцов идедов. Пока они держат воспитание мальчиков в своих руках, всё будет в порядке.Если кавказские мужчины обабятся, как обабились мужчины на Западе, торезультаты будут соответствующими.

Меня поражает, что младенцы умусульман спокойные, дети не капризничают. Вообще ни разу не наблюдалабалованных кавказских малышей, которые катались бы в истерике по полу.

Миллионеры же, хоть они кавказцы,хоть не кавказцы, живут по законам своих миллионов, хотя их воспитывали горцы.

- Что отличает жительницу Северного Кавказа от представительницыпрекрасного пола Закавказья?

- Ислам отличает – это главное. ВАзербайджане, наверное, слишком вкусная кухня, поэтому так нравы смягчены (улыбается ). Отличает и многовековая борьба за свободу –это в крови.

- Какой образ русской женщины сложился на Северном Кавказе? Что орусских женщинах говорили во времена СССР?

- Русская русской рознь. ВДагестане поставили памятник русской учительнице. Сколько русских повыходилитам замуж, сколько сейчас живёт по горным аулам в громадном почёте. А то, чтослучилось с русскими вне Кавказа за 20 лет, так кавказцы – народ воспитанный,они в доме повешенного о верёвке не говорят.

Советское время много далокавказским народам. Оно по всем прошлось катком, но и имело громадное значениев жизни кавказского общества – оно вывело кавказцев в большой мир, в науку, вкультуру, дало им ощущение причастности к судьбам мира, а не только своейобщности. СССР так долго был политическим лидером мира, мира угнетённых, чтоважно для исламского миропонимания, и кавказские народы разделяли это лидерствонаравне с другими советскими народами. Они оказались вовлечены в этот дерзкийпроект, в отличие от их единоверцев в исламских странах, которые переживали временаупадка. Это важно, но это не осмысленно молодыми на Кавказе.

Считайте, что русские подариликавказцам чувство всемирности, когда исламский проект переживал плохие времена.Соотечественники, потомки мухаджиров, живут порой лучше, богаче, и ислам у нихв порядке, но у них сознание иное. А у наших кавказцев сознание тех, комувручена судьба мира и судьба страны. Эта ответственность и в исламе налагаетсяна личность, так что в итоге получается, что персональный масштаб другой – иэто плоды советского времени.

- Как реагируют на террористические акты, регулярно совершаемые в нашейстране, кавказские женщины?

- Кавказские женщины больше другихот этих терактов страдают. Их самих убивают, их детей, родителей. Кавказскиеженщины поражаются, почему страна им не сочувствует, а подозревает их в том,что они и есть источник терроризма. Но, поскольку в культуре нет обычаяжаловаться, то никто и не слышит, каково живется горянкам.

Кто в большой стране проявилдушевное участие к семьям тех, кто был убит на рынке в Грозном, когда по немубила ракетами федеральная армия? Или когда произошёл взрыв на рынке воВладикавказе? Кто волнуется, что в Чеченской республике вследствие 10 летнепрерывной войны федеральной армии самые высокие показатели по раковымзаболеваниям среди женщин? Единственный раз, когда страна обратила своёвнимание на Кавказ с некоторым сочувствием – так это когда захватили школу вБеслане. Но теперь осетинки – такие же точно нежелательные в большой стране «лицакавказской национальности».

У кавказских женщин, горянок ирусских, живущих на Кавказе, есть чёткое понимание того, что они и их семьиопределены в жертвенных агнцев. Русские, которые родились на Кавказе – точнотакие же «лица кавказской национальности». И, поразительно, они вовсе нестремятся вырваться в привилегированное нынче сословие, они громче кавказцеввозмущаются сегрегации своих братьев. Так что все кавказские женщины страдают,не от каких-то мифических религиозных и этнических разногласий, а как взятые вплен заложники в результате беззастенчивой политической возни.

- Как кавказские женщины могут повлиять на решение проблемымежэтнических отношений в России? Как эту задачу могут решить русские женщины?

- В России нет межэтническихпроблем, которые нужно решать женщинам. В России есть проблемы, которые созданысуществующими методами управления, хозяйствования, распределения.

Знаете, у «лесных» нет никакихэтнических проблем, а там весь интернационал. В Югославии при Тито никакихэтнических проблем не наблюдалось, а это была страна с самыми либеральнымиправилами жизни в советские времена, югославы ездили по всему миру. Разбередитьобщество на основе этнических химер – простейшая задача, решаемая любойнебольшой группой пиарщиков. Чтобы этому противостоять, нужно иметь политическуюволю, а не делегировать женщин на конгрессы.

Единственное, что могут и русские,и кавказские женщины сделать, разве что сказать своим мужьям и сыновьям, чтобы тене страдали националистической ерундой.

- Вы безусловно правы! Но на бытовом уровне очень сложно бывает этосделать. Вот Вы говорите о достоинствах народов Кавказа, и с Вами нельзя несогласиться. Но когда к девушке грубо пристаёт кавказец на улице… А когдакавказского юношу забирают в отделение милиции или славяне избивают только зато, что он кавказец… Как найти в себе силы и первому протянуть руку мира исогласия? Как сказать раненному ножом славянскому сыну или избитому кавказскомусыну, что всё нормально, мы живём в одной стране, мы должны любить и уважатьдруг друга, они хорошие, просто власть плохая, журналисты плохие или кто-тоещё?..

- То, что вы описываете, этовиртуальная реальность. Ни к одной девушке, нормально одетой, нормально себяведущей, никто не пристаёт. А к полуголой, раскрашенной, татуированной, ссерьгой в пупке, с пивом в руке, – а почему к ней нельзя «пристать», еслиприставалам не противно? Если свои парни, родители, друзья довели девок дотакого рабского свинского состояния, может, хотя бы страх перед кавказскоймолодёжью их образумит?

Снова вспомню Иран. До революции этобыла страна с толпами проституток. После революции иранки провели референдум ипотребовали, чтобы дресс-код у женщин был такой, как мы видим. Я многихспрашивала, почему они так ходят – отцы и мужья заставляют? Множество иранокответили мне, что это их выбор, потому что они не хотят быть игрушкой мужскихстрастей, куклами на продажу. В Иране женщина разводится, если муж требует,чтобы она на улице одевалась менее строго.

Вавилон настаивает, чтобы чужакиуважали вавилонские правила, называя этот разврат души – «нашими традициями». Нихристиане, ни мусульмане никогда не считали нравы Вавилона, Содома и Гоморры«нашими традициями».

Драки бывают – но с каких портакое пристальное внимание, кто участвовал в драке? Драка в ночном клубе? Такне ходите в ночные клубы, не шатайтесь по пьяной миле. Я живу недалеко оттакого заведения, которое в газетах для иностранцев рекламируется как место,где можно подцепить подружку. По пятницам и субботам оттуда валит матерящаясяпьяная толпа. Иногда они дерутся, иногда лупят своих девок – на глазах милиции,охранников, прохожих. Но там кавказской молодёжи нет, поэтому никого это всёособо не трогает.

И что касается «славян» вотделении милиции. Извиняюсь, славяне выглядят иначе. В московской полицииработает весь интернационал. Бьют там порой без разбору. ОМОН лупит тоже, неособенно присматриваясь к национальности. Легче всего развести людей понациональному принципу – вот нам и рассказывают, как там того побили, тут кэтой пристали. Но ведь есть же и разум! Разум включается тогда, когдакакая-нибудь дамочка начинает вопить, что с мусульманкой в платке она в самолётене полетит. Вот её, какой бы нации она ни была, надо успокоить – шутками.Химеры массового сознания трудно развеять. Но либо ты у них в плену, либо ты –человек.

- Какой совет Вы бы дали русской девушке, собирающейся вступить в бракс кавказским юношей?

- Она должна чётко понимать,выходит она за религиозного мусульманина или за мажора, за соблюдающего илипьющего. Она должна понимать, готова ли она принимать всю его семью с радостьюу себя дома. Она должна быть готова много работать по дому и быть услужливой ивежливой с роднёй мужа, рожать детей и выходить к мужу с улыбкой, нарядной.

Страстная романтическая любовь изсериалов – это не сюжет кавказской жизни. А вот суровые требования свекрови –это норма.

Исламский брак легко заключается,легко расторгается. В нём клятв не дают и не обещают жить до гробовой доски,пока смерть не разлучит. Но и на поверку исламский брак оказывается прочнее.Так что тут всё зависит от того, чего ждёт русская невеста.

Но мне кажется, это больше не жизненныйвопрос.

Браки с русскими больше не модны нина Кавказе, ни у русских, они заключаются либо ради карьеры, либо радипрописки. Больше генералов Дудаевых, женатых на русских девушках, не будет.Мало какая семья рада тому, что придёт русская невестка в дом. Мало какаярусская невестка захочет вписаться в круг обязанностей и не затосковать повольнице своей прежней жизни. Да и мало какая русская семья отдаст дочку замужна Кавказ.

-В настоящий момент в СМИ говорится о том, что не только в нашей стране,но и в Европе всё больше людей принимают ислам. Следовательно, количествосмешанных браков – наоборот – должно расти?

- Тут не цифры и не статистикаважна. Не все люди принимают ислам ради брака. Люди принимают ислам потому, чтоэто самая строгая форма противостояния князю мира сего и его порядкам. Естьанглийские, итальянские, французские пары – они встретились, уже будучимусульманами. Русские женщины охотно выходят за палестинцев, сирийцев, ливанцев– десятки тысяч счастливых семей, часто женщины сохраняют своё вероисповедание.Русским женщинам понятно, почему надо следовать за мужем, который живёт в условияхпредвоенной готовности. И та форма семейного тепла больше подходит русскимженщинам. Я как-то наблюдала встречу американских невесток иранскими семьями.Боже, каждую приходили встречать по двадцать человек родни мужа – от мала довелика. У себя в Америке она ни при каких обстоятельствах такого тёплого приёмане получит у родных. И надо армиям феминисток видеть, как американки в самолётенадевают платки, каким счастьем лучатся их глаза, когда они ощущают себязакрытыми женщинами.

А в России Кавказ совсем невсегда символ ислама. Это ещё и символ того, что горец несёт целый комплексособых поведенческих требований, совсем не всегда исламских.

- Что бы Вы посоветовали семье русской невесты кавказского жениха?

- Я бы посоветовала семье этойдевушки встретиться с его семьей, не пить в присутствии семьи жениха,демонстрировать им согласие и ровность отношений. Но если молодые приняли такоерешение, то, значит, их воля сильнее традиций. А когда воля сильнее хода жизни,то из этого может получиться что-то стоящее. В исламе и в христианстве войнаполов прекращается, но чтобы понять это молодым людям, их души должны многопотрудиться.

Беседовала Шаркова

Поделиться: