Симулякр протеста

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Редко когда создание группы в “Фейсбуке” попадает во все информационные ленты. Однако создание антифашистского комитета несколькими казахстанцами, среди которых оказались известные политологи и журналисты, сразу оказалось в центре внимания общества и вызвало неоднозначную реакцию.
Симулякр протеста

Редко когда создание группы в “Фейсбуке” попадает во все информационные ленты. Однако создание антифашистского комитета несколькими казахстанцами, среди которых оказались известные политологи ижурналисты, сразу оказалось в центре внимания общества и вызвало неоднозначную реакцию.

Во-первых, если создается антифашистский комитет – значит есть фашисты? Кого создатели новой группы называют фашистами? В блоге говорится: “Группа создана для отслеживания откровенно фашистских высказываний казахстанских нацистов иреагирования на них всеми доступными законными способами. Мы не выступаем против казахов или любой другой этнической группы Казахстана. Мы – интернационалисты, которые уверены, что Казахстан – полиэтничная страна, наша родина, где нет места узколобости и притеснениям граждан по национальному признаку!”.

“Не путать фашизм с национализмом…”

Сама идея создания антифашистского комитета тут же вызвала неоднозначную реакцию среди отдельных комментаторов. Газета “Жас Алаш” задалась вопросом: если есть антифашисты, значит, есть и фашисты. Кто они? Не путает ли, мол, большинство людей фашизм с национализмом?

Писатель Касым Аманжол в своем комментарии поясняет, что “никакой силы антифашисты явно не имеют. А если они называют небезызвестный сайт “Тюркмедиа” фашистским, то это вопрос их политической грамотности. Фашизм призывает уничтожать все нации, кроме собственной, национализм же всего лишь призывает к возвышению национального духа… Надо было тогда назваться антинационалистическим комитетом…”.

Политолог Айдос Сарым на другом медийном ресурсе и вовсе назвал инициативу антифашистов “глупой затеей”:

–По моему мнению, не стоит бояться таких начинаний, наоборот, нужно всячески высмеивать их. Поскольку это уму непостижимая смешная идея…

Дурдом на ровном месте!

Среди тех, кто первыми вошел в группу “антифашистов”, называли Данияра Ашимбаева, Андрея Чеботарева, Александра Князева и других. Однако, как выяснилось, членство в группе социальных сетей – это еще не членство в партии, однако тоже имеет свои последствия…

Когда мы созвонились с Данияром Ашимбаевым для комментария, он спросил:

–Вы звоните по такому смешному поводу? Меня просто включили в группу, я поначалу даже не заметил. А потом кто-то сделал заметку на “тотал.кз”, приписав мне чуть ли не авторство создания группы. Пока я выходил из группы, Жанболат Мамай что-то написал про меня, Айдос Сарым что-то написал. Дурдом на ровном месте возник…

На сайте сам Данияр написал: “Этот “комитет” мне кажется бессмысленной затеей, ибо опускает до уровня так называемых оппонентов. Прошу прощения, никого не хотел обидеть, но я выхожу…”.

Президент общественного фонда “Стратегия” Гульмира ИЛЕУОВА , которая тоже состоит в этой группе, также высказалась о несерьезности своего в ней членства:

–Мало ли в каких группах я состою в социальных сетях? Я туда зашла, потому что меня пригласили, сейчас выставлять меня участником антифашистского движения в Казахстане просто смешно. Для меня участие в группе – не более чем очередная куча мусора в моей личной почте, когда мне приходят уведомления. Я вижу, что там между собой “махается” узкий круг довольно известных людей, которые проявляют свою активную позицию восновном в Интернете. Рассматривать эту борьбу серьезно я бы не стала. Конечно, название “Антифашистский комитет” немного преувеличено, но я сама лично видела немало высказываний в соцсетях, которые смело можно отнести к фашистским.

“Мы не виноваты, что попали в яблочко…”

Модератор группы “Антифашистский комитет Казахстана”, по совместительству шеф-редактор Восточного бюро информационного агентства “Регнум” Михаил ПАК рассказал нам, что поначалу группа создавалась для 20 человек, чтобы обсуждать тренды в гражданских инициативах…

–Но мы же не виноваты, что попали в яблочко. Если националисты думают, что это про них, это их трудности… Мы не собираемся регистрировать партию, НПО, это всего лишь группа в “Фейсбуке”, в которой собралось 150человек. О каком воздействии на умы общества может идти речь?

– Кого тогда вы называете фашистами?

–Речь шла больше о тенденциях, а не о личностях, хотя некоторые участники группы стали даже называть имена, чьи мнения считают близкими кфашистской идеологии. Наша задача была фиксировать тенденции разделенияграждан Казахстана по межнациональному и социальному признаку. В последние годы риторика по межнациональной проблематике стала усиливаться. Если раньше люди позволяли себе одно, то сейчас проговаривают более жесткие вещи. К примеру, на мой имейл в неделю сталоприходить как минимум 5–6 писем с угрозами.

Обращаться в правоохранительные органы бессмысленно, если ты не знаешь, кто конкретностоит за этими угрозами. Может быть, люди так пар выпускают? В любом случае здесь уже другой уровень дискуссии…

Я ломала голову: с чем имеем дело? С одной стороны, не зарегистрирован – не существуешь. Поэтому говорить о каком-либо общественном движении, объединенном лозунгами антифашистского комитета, говорить не приходится. А с другой стороны, люди обозначили свою позицию по отношению к тому, чего в природе нашего общества не существует, ну разве что в высказываниях отдельных, возможно, не совсем адекватных людей, но может возникнуть подобно симулякру, просто из чувства протеста. А это уже страшно…

karavan.kz

Эстафету в объявленной нами дискуссии сегодня принимает директор Центра актуальных исследований“Альтернатива” Андрей Чеботарев. На сегодняшний день это, пожалуй, одиниз самых востребованных казахстанских политологов. Может быть, отчасти потому, что в базовых вопросах он является последовательным государственником.Безыдейная реальность- Вы согласны с тем мнением, что без общепризнанной идеологии наше общество переживает мировоззренческий разброс и шатания? Старшее поколение находится в состоянии глубокой аномии, а молодежь, для которойнет нравственных идеалов и впечатляющих авторитетов, как перекати-поле –куда дунет ветер, туда и катится.- Во многом так оно и есть. Хотя многие представители старшего поколенияеще сохраняют какие-то морально-нравственные ценности и идеалы, идущие из советского прошлого, и по возможности передают их своим потомкам. Понятно, что с распадом Союза ССР и обретением независимости из жизни казахстанцев ушла идеология марксизма-ленинизма. Однако, отказавшись от ее политического аспекта, исключающего инакомыслие и идеологический плюрализм, наше общество в силу ряда факторов также не смогло полноценнообеспечить преемственность таких духовно-этических категорий ушедшей эпохи, как справедливость, солидарность, взаимоуважение, ответственностьи т.д.Строительство казахстанского варианта капитализма привело к атомизации общества и его расслоению по уровню доходов, к социальному неравенству между гражданами. В связи с этим наше общество дезинтегрировано, причем не только на социально-классовой, но и на идейно-духовной основе. Как следствие, сегодня наблюдается наличие огромного количества всевозможныхценностей, верований, целей и интересов, которыми руководствуются в своей жизнедеятельности отдельные лица или группы граждан. Но фактическинет общей для всех казахстанцев идеи или системы ценностей, которая бы реально сплачивала нас.Свобода, рыночные отношения и новые технологии, к сожалению, усилили в сознании и поведении многих граждан потребительство. В результате у людей растет стремление удовлетворить всевозможные потребности по принципу “все и сразу”. Всеми правдами и еще больше неправдами идет погоня за деньгами и прочими материальными благами. Взаимное равнодушие,когда одни люди торопятся пройти мимо других, кому стало физически плохо или кто подвергся насилию со стороны хулиганов, стало чуть ли не нормой. Многие сегодня буквально живут в интернет-пространстве, предпочитая не замечать реальность. Казахстанцы говорят на разных языках, и не столько в этническом, сколько в переносном смысле.В этих условиях люди в той или иной степени теряют свою духовную сущность. Государство же всему этому откровенно потворствует, поскольку дезориентированным и разделенным обществом легко управлять. Да и чиновники являются неотъемлемой частью именно этого общества. Такова наша, можно сказать, безыдейная реальность.Развивать то, что сплачивает- Думаю, не будет преувеличением сказать, что многие наши сограждане имеют весьма смутное представление о национальных ценностях и идеях. С вашей точки зрения, должна ли идеология являться неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства?- Думаю, что да. Если взять зарубежный опыт, то в большинстве стран мирагосударственная идеология как таковая отсутствует, во всяком случае, в ее советском варианте. Но тем не менее в каждой из них имеется система ценностей и идей, сплачивающих соответствующее общество. Как правило, они содержат представления об истории становления данного народа и его государственности, о его политических, экономических, культурных, правовых и морально-нравственных традициях и устоях. А в своей совокупности они составляют то, что принято называть национальной идеей.Государство же призвано руководствоваться данными идеями и ценностями в своей деятельности. И многие зарубежные страны Запада и Востока в той или иной степени придерживаются этого официально не установленного правила. Хотя в них у власти сменяются различные партии или партийные коалиции, имеющие свою собственную идеологию, тем не менее представляющие их президенты и правительства не делают свои партийные идеи и установки общенациональными. В идеале государство должно быть проводником национальной идеи и ценностей соответствующего общества.- В чем ценностный смысл государственной идеологии?- Если обобщить имеющиеся на сегодня научно-теоретические представления огосударственной идеологии, то ее можно рассматривать как целостную и систематизированную совокупность идей, знаний, представлений, ценностей ипринципов соответствующего государства. При этом признается первичностьобщности людей, образующей это государство, то есть народа, нации. И уже эта общность в указанных идеях осознает себя и свое положение в окружающей действительности, определяет формы организации своего существования, выражает и обосновывает свои цели, потребности и интересыкак единого целого, определяет пути и ориентиры своего развития, формулирует и корректирует по мере необходимости приоритеты политики данного государства.В целом сам термин “государственная идеология” во многих странах мира официально не фигурирует. Общенациональные идейно-духовные ценности здесь, помимо государства, формируют и поддерживают различные социальныеинституты, включая семью, религию, частные учреждения образования, партии, профсоюзы, СМИ и т.д. Государство же выполняет лишь определенныеидеолого-пропагандистские функции. Правда, совсем иную картину дают страны, где идеология является не просто государственной, но и господствующей и принудительно насаждается в обществе централизованным путем в политических (КНДР, Куба) или религиозных (Иран, Саудовская Аравия) формах.В реалиях Казахстана государственная идеология фактически основана на сохранении и активном развитии традиционных ценностей и идеалов, прежде всего казахов как государствообразующего этноса, с одной стороны, и наполнении общественного сознания качественно новым социоисторическим и духовным содержанием – с другой. В условиях же идеологического и политического многообразия она представляет собой не столько систему, сколько набор функций государства по формированию и поддержке общих для всех казахстанцев взглядов и ценностей. Другое дело, что реализация этихфункций на практике носит весьма неоднозначный характер.Без всяких “измов”- Как вы думаете, оправдал ли себя применительно к Казахстану принцип “деидеологизации”, который доминировал на первоначальном этапе суверенитета?- С точки зрения преодоления тоталитарного прошлого – оправдал. А с точки зрения строительства суверенного национального (в конституционно-правовом смысле ) государства – нет. На заре независимости страны деидеологизация общественных отношений привела к массовой дезориентации населения республики, что отрицательно отразилосьи в духовно-нравственной сфере. Но затем наше общество стало быстро впитывать в себя “ценности” капитализма со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.- Нужна ли современному Казахстану новая государственная идеология? И что должно лечь в ее основу? Какие базовые моменты она должна отражать впервую очередь?- Хочу обратить внимание на один довольно интересный документ – Концепцию формирования государственной идентичности Республики Казахстан, утвержденную главой государства еще в 1996 году. В ней, в частности, отмечено, что “…основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость.В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм… должна окончательно утвердиться идея о том, что Казахстан – это наша общая Родина”.Как видим, система общенациональных ценностей фактически имеется. Причемданную концепцию официально никто не отменял. Правда, уже давно мало кто из официальных структур и их представителей руководствуется ею. Хотяосновная проблема даже не в этом, а в том, что отмеченные в данном документе духовные ценности в полной мере в нашем обществе до сих пор неутвердились.В связи с этим представляется излишним придумывать что-то новое. Просто нужно те идеи, отмеченные в Концепции формирования государственной идентичности РК, дополнить общепринятыми в любом обществе морально-этическими принципами. Речь идет о честности, открытости, справедливости, сострадании, отзывчивости, ответственности и т.д. То есть о том, что, по большому счету, близко и понятно всем людям и способно объединить их независимо от социального положения, политическихвзглядов, этнической принадлежности и т.д. Тогда и никаких “измов” не нужно будет использовать.При этом надо не просто продекларировать данные принципы в очередной официальной концепции, а взять их за основу проведения всей государственной политики. Прежде всего, государство должно стать образцовым примером в том, что человек действительно является главной ценностью для него, и постоянно демонстрировать это всей своей деятельностью. Тогда и граждане станут реально ценить и уважать друг друга. Хотя, возможно, следует начать процесс культивирования и реализации морально-этических ценностей и принципов, наоборот, с обычныхлюдей. Может, так и до чиновников он постепенно дойдет.Начинать надо с себя- Один из самых ярких идеологов существующего политического режима Ермухамет Ертысбаев считает, что в плане идеологии нам ничего придумывать не надо. Дескать, есть Конституция, есть “Стратегия-2030″, есть ежегодные послания президента и многие другие инициативы лидера нации. Каково ваше мнение на этот счет?- Безусловно, и Конституция, и всевозможные идеи главы государства, и различные концепции, стратегии и т.п. отражают официальную идеологию. Однако та же Конституция не соблюдается и нарушается сплошь и рядом, причем в большинстве случаев самими выразителями официальной идеологии. Амногие вещи из посланий президента страны не находят практической реализации. Так что эти и другие документы именно с идейно-духовной точки зрения, по сути дела, постепенно обесцениваются и для общества, и даже для самой власти. В результате власть и общество как будто живут в разных социокультурных измерениях, по своим принципам и понятиям, трактуя их при этом так, как им вздумается.К тому же за годы существования и развития Казахстана как суверенного государства власти сильно увлеклись разработкой и представлением обществу многочисленных стратегий, концепций, планов развития и т.д. Иначе говоря, вместо одной крайности – отсутствия единой и общенациональной идеи – появилась и продолжает действовать другая. Междутем чрезмерное обилие всевозможных идей не позволяет вычленить из них и, так сказать, привить обществу одну-единственную. Кто, к примеру, сегодня озвучивает идею вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира? А где идея перехода Казахстана к устойчивому развитию? Правда, теперь с подачи президента пропагандируется идея создания Общества всеобщего труда. Но сколько это продлится и будет ли вообще построено это общество, сказать трудно.Кстати, Ермухамет Ертысбаев еще в 2006 году, будучи министром культуры иинформации, в интервью вашей же газете отметил: “Нельзя найти вот эту национальную идею в тиши кабинета, она на самом деле всегда рождается снизу”. И он абсолютно прав. А то, про что Ертысбаев говорит в последнеминтервью, есть официальная идеология. Но как бы наши власти ни пыталисьсделать ее общенациональной, у них ничего не получается. Не зря говорятв народе “Хочешь изменить мир – начни с себя”. Однако как раз с этим у власть имущих, да и у многих обычных граждан дело обстоит весьма сложно.- А может, действительно не стоит особо заморачиваться на всяких эфемерных установках и пойти наиболее рациональным путем, положив в основу идеологии принцип здравого смысла? Ведь если восторжествует именно такой подход, то многие вопросы отпадут сами собой. Особенно с учетом сложного многонационального и поликонфессионального состава населения Казахстана и непростых социальных процессов…- И принцип здравого смысла, и общечеловеческие морально-этические нормы, и политические ценности (согласие, стабильность, толерантность и т.д.). Но это должна быть идеология не как обычный набор правильных и красивых фраз типа неработающего Кодекса чести государственных служащих,а как всеобщее руководство к действию. Главное, чтобы она была признанаи принята – причем без какого-либо принуждения – как можно большим число казахстанцев. Ведь современное казахстанское общество давно уже нетакое, чтобы ему можно было навязывать “правильное мышление”. Но само оно, начиная с отдельно взятого гражданина, может и должно решать, что ему в данном случае ближе и лучше. Уверен, что каждому из нас для началадостаточно изменить свое сознание в сторону чистых помыслов везде и во всем. А в Конституцию РК следует внести поправку, утверждающую Казахстанне только демократическим, светским, правовым и социальным, но еще и этическим государством.

Источник: http://camonitor.com/archives/4891 Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на © camonitor.com

Эстафету в объявленной нами дискуссии сегодня принимает директор Центра актуальных исследований“Альтернатива” Андрей Чеботарев. На сегодняшний день это, пожалуй, одиниз самых востребованных казахстанских политологов. Может быть, отчасти потому, что в базовых вопросах он является последовательным государственником.Безыдейная реальность- Вы согласны с тем мнением, что без общепризнанной идеологии наше общество переживает мировоззренческий разброс и шатания? Старшее поколение находится в состоянии глубокой аномии, а молодежь, для которойнет нравственных идеалов и впечатляющих авторитетов, как перекати-поле –куда дунет ветер, туда и катится.- Во многом так оно и есть. Хотя многие представители старшего поколенияеще сохраняют какие-то морально-нравственные ценности и идеалы, идущие из советского прошлого, и по возможности передают их своим потомкам. Понятно, что с распадом Союза ССР и обретением независимости из жизни казахстанцев ушла идеология марксизма-ленинизма. Однако, отказавшись от ее политического аспекта, исключающего инакомыслие и идеологический плюрализм, наше общество в силу ряда факторов также не смогло полноценнообеспечить преемственность таких духовно-этических категорий ушедшей эпохи, как справедливость, солидарность, взаимоуважение, ответственностьи т.д.Строительство казахстанского варианта капитализма привело к атомизации общества и его расслоению по уровню доходов, к социальному неравенству между гражданами. В связи с этим наше общество дезинтегрировано, причем не только на социально-классовой, но и на идейно-духовной основе. Как следствие, сегодня наблюдается наличие огромного количества всевозможныхценностей, верований, целей и интересов, которыми руководствуются в своей жизнедеятельности отдельные лица или группы граждан. Но фактическинет общей для всех казахстанцев идеи или системы ценностей, которая бы реально сплачивала нас.Свобода, рыночные отношения и новые технологии, к сожалению, усилили в сознании и поведении многих граждан потребительство. В результате у людей растет стремление удовлетворить всевозможные потребности по принципу “все и сразу”. Всеми правдами и еще больше неправдами идет погоня за деньгами и прочими материальными благами. Взаимное равнодушие,когда одни люди торопятся пройти мимо других, кому стало физически плохо или кто подвергся насилию со стороны хулиганов, стало чуть ли не нормой. Многие сегодня буквально живут в интернет-пространстве, предпочитая не замечать реальность. Казахстанцы говорят на разных языках, и не столько в этническом, сколько в переносном смысле.В этих условиях люди в той или иной степени теряют свою духовную сущность. Государство же всему этому откровенно потворствует, поскольку дезориентированным и разделенным обществом легко управлять. Да и чиновники являются неотъемлемой частью именно этого общества. Такова наша, можно сказать, безыдейная реальность.Развивать то, что сплачивает- Думаю, не будет преувеличением сказать, что многие наши сограждане имеют весьма смутное представление о национальных ценностях и идеях. С вашей точки зрения, должна ли идеология являться неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства?- Думаю, что да. Если взять зарубежный опыт, то в большинстве стран мирагосударственная идеология как таковая отсутствует, во всяком случае, в ее советском варианте. Но тем не менее в каждой из них имеется система ценностей и идей, сплачивающих соответствующее общество. Как правило, они содержат представления об истории становления данного народа и его государственности, о его политических, экономических, культурных, правовых и морально-нравственных традициях и устоях. А в своей совокупности они составляют то, что принято называть национальной идеей.Государство же призвано руководствоваться данными идеями и ценностями в своей деятельности. И многие зарубежные страны Запада и Востока в той или иной степени придерживаются этого официально не установленного правила. Хотя в них у власти сменяются различные партии или партийные коалиции, имеющие свою собственную идеологию, тем не менее представляющие их президенты и правительства не делают свои партийные идеи и установки общенациональными. В идеале государство должно быть проводником национальной идеи и ценностей соответствующего общества.- В чем ценностный смысл государственной идеологии?- Если обобщить имеющиеся на сегодня научно-теоретические представления огосударственной идеологии, то ее можно рассматривать как целостную и систематизированную совокупность идей, знаний, представлений, ценностей ипринципов соответствующего государства. При этом признается первичностьобщности людей, образующей это государство, то есть народа, нации. И уже эта общность в указанных идеях осознает себя и свое положение в окружающей действительности, определяет формы организации своего существования, выражает и обосновывает свои цели, потребности и интересыкак единого целого, определяет пути и ориентиры своего развития, формулирует и корректирует по мере необходимости приоритеты политики данного государства.В целом сам термин “государственная идеология” во многих странах мира официально не фигурирует. Общенациональные идейно-духовные ценности здесь, помимо государства, формируют и поддерживают различные социальныеинституты, включая семью, религию, частные учреждения образования, партии, профсоюзы, СМИ и т.д. Государство же выполняет лишь определенныеидеолого-пропагандистские функции. Правда, совсем иную картину дают страны, где идеология является не просто государственной, но и господствующей и принудительно насаждается в обществе централизованным путем в политических (КНДР, Куба) или религиозных (Иран, Саудовская Аравия) формах.В реалиях Казахстана государственная идеология фактически основана на сохранении и активном развитии традиционных ценностей и идеалов, прежде всего казахов как государствообразующего этноса, с одной стороны, и наполнении общественного сознания качественно новым социоисторическим и духовным содержанием – с другой. В условиях же идеологического и политического многообразия она представляет собой не столько систему, сколько набор функций государства по формированию и поддержке общих для всех казахстанцев взглядов и ценностей. Другое дело, что реализация этихфункций на практике носит весьма неоднозначный характер.Без всяких “измов”- Как вы думаете, оправдал ли себя применительно к Казахстану принцип “деидеологизации”, который доминировал на первоначальном этапе суверенитета?- С точки зрения преодоления тоталитарного прошлого – оправдал. А с точки зрения строительства суверенного национального (в конституционно-правовом смысле ) государства – нет. На заре независимости страны деидеологизация общественных отношений привела к массовой дезориентации населения республики, что отрицательно отразилосьи в духовно-нравственной сфере. Но затем наше общество стало быстро впитывать в себя “ценности” капитализма со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.- Нужна ли современному Казахстану новая государственная идеология? И что должно лечь в ее основу? Какие базовые моменты она должна отражать впервую очередь?- Хочу обратить внимание на один довольно интересный документ – Концепцию формирования государственной идентичности Республики Казахстан, утвержденную главой государства еще в 1996 году. В ней, в частности, отмечено, что “…основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость.В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм… должна окончательно утвердиться идея о том, что Казахстан – это наша общая Родина”.Как видим, система общенациональных ценностей фактически имеется. Причемданную концепцию официально никто не отменял. Правда, уже давно мало кто из официальных структур и их представителей руководствуется ею. Хотяосновная проблема даже не в этом, а в том, что отмеченные в данном документе духовные ценности в полной мере в нашем обществе до сих пор неутвердились.В связи с этим представляется излишним придумывать что-то новое. Просто нужно те идеи, отмеченные в Концепции формирования государственной идентичности РК, дополнить общепринятыми в любом обществе морально-этическими принципами. Речь идет о честности, открытости, справедливости, сострадании, отзывчивости, ответственности и т.д. То есть о том, что, по большому счету, близко и понятно всем людям и способно объединить их независимо от социального положения, политическихвзглядов, этнической принадлежности и т.д. Тогда и никаких “измов” не нужно будет использовать.При этом надо не просто продекларировать данные принципы в очередной официальной концепции, а взять их за основу проведения всей государственной политики. Прежде всего, государство должно стать образцовым примером в том, что человек действительно является главной ценностью для него, и постоянно демонстрировать это всей своей деятельностью. Тогда и граждане станут реально ценить и уважать друг друга. Хотя, возможно, следует начать процесс культивирования и реализации морально-этических ценностей и принципов, наоборот, с обычныхлюдей. Может, так и до чиновников он постепенно дойдет.Начинать надо с себя- Один из самых ярких идеологов существующего политического режима Ермухамет Ертысбаев считает, что в плане идеологии нам ничего придумывать не надо. Дескать, есть Конституция, есть “Стратегия-2030″, есть ежегодные послания президента и многие другие инициативы лидера нации. Каково ваше мнение на этот счет?- Безусловно, и Конституция, и всевозможные идеи главы государства, и различные концепции, стратегии и т.п. отражают официальную идеологию. Однако та же Конституция не соблюдается и нарушается сплошь и рядом, причем в большинстве случаев самими выразителями официальной идеологии. Амногие вещи из посланий президента страны не находят практической реализации. Так что эти и другие документы именно с идейно-духовной точки зрения, по сути дела, постепенно обесцениваются и для общества, и даже для самой власти. В результате власть и общество как будто живут в разных социокультурных измерениях, по своим принципам и понятиям, трактуя их при этом так, как им вздумается.К тому же за годы существования и развития Казахстана как суверенного государства власти сильно увлеклись разработкой и представлением обществу многочисленных стратегий, концепций, планов развития и т.д. Иначе говоря, вместо одной крайности – отсутствия единой и общенациональной идеи – появилась и продолжает действовать другая. Междутем чрезмерное обилие всевозможных идей не позволяет вычленить из них и, так сказать, привить обществу одну-единственную. Кто, к примеру, сегодня озвучивает идею вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира? А где идея перехода Казахстана к устойчивому развитию? Правда, теперь с подачи президента пропагандируется идея создания Общества всеобщего труда. Но сколько это продлится и будет ли вообще построено это общество, сказать трудно.Кстати, Ермухамет Ертысбаев еще в 2006 году, будучи министром культуры иинформации, в интервью вашей же газете отметил: “Нельзя найти вот эту национальную идею в тиши кабинета, она на самом деле всегда рождается снизу”. И он абсолютно прав. А то, про что Ертысбаев говорит в последнеминтервью, есть официальная идеология. Но как бы наши власти ни пыталисьсделать ее общенациональной, у них ничего не получается. Не зря говорятв народе “Хочешь изменить мир – начни с себя”. Однако как раз с этим у власть имущих, да и у многих обычных граждан дело обстоит весьма сложно.- А может, действительно не стоит особо заморачиваться на всяких эфемерных установках и пойти наиболее рациональным путем, положив в основу идеологии принцип здравого смысла? Ведь если восторжествует именно такой подход, то многие вопросы отпадут сами собой. Особенно с учетом сложного многонационального и поликонфессионального состава населения Казахстана и непростых социальных процессов…- И принцип здравого смысла, и общечеловеческие морально-этические нормы, и политические ценности (согласие, стабильность, толерантность и т.д.). Но это должна быть идеология не как обычный набор правильных и красивых фраз типа неработающего Кодекса чести государственных служащих,а как всеобщее руководство к действию. Главное, чтобы она была признанаи принята – причем без какого-либо принуждения – как можно большим число казахстанцев. Ведь современное казахстанское общество давно уже нетакое, чтобы ему можно было навязывать “правильное мышление”. Но само оно, начиная с отдельно взятого гражданина, может и должно решать, что ему в данном случае ближе и лучше. Уверен, что каждому из нас для началадостаточно изменить свое сознание в сторону чистых помыслов везде и во всем. А в Конституцию РК следует внести поправку, утверждающую Казахстанне только демократическим, светским, правовым и социальным, но еще и этическим государством.Вопросы задавалКенже ТАТИЛЯ

Источник: http://camonitor.com/archives/4891 Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на © camonitor.com

Эстафету в объявленной нами дискуссии сегодня принимает директор Центра актуальных исследований“Альтернатива” Андрей Чеботарев. На сегодняшний день это, пожалуй, одиниз самых востребованных казахстанских политологов. Может быть, отчасти потому, что в базовых вопросах он является последовательным государственником.Безыдейная реальность- Вы согласны с тем мнением, что без общепризнанной идеологии наше общество переживает мировоззренческий разброс и шатания? Старшее поколение находится в состоянии глубокой аномии, а молодежь, для которойнет нравственных идеалов и впечатляющих авторитетов, как перекати-поле –куда дунет ветер, туда и катится.- Во многом так оно и есть. Хотя многие представители старшего поколенияеще сохраняют какие-то морально-нравственные ценности и идеалы, идущие из советского прошлого, и по возможности передают их своим потомкам. Понятно, что с распадом Союза ССР и обретением независимости из жизни казахстанцев ушла идеология марксизма-ленинизма. Однако, отказавшись от ее политического аспекта, исключающего инакомыслие и идеологический плюрализм, наше общество в силу ряда факторов также не смогло полноценнообеспечить преемственность таких духовно-этических категорий ушедшей эпохи, как справедливость, солидарность, взаимоуважение, ответственностьи т.д.Строительство казахстанского варианта капитализма привело к атомизации общества и его расслоению по уровню доходов, к социальному неравенству между гражданами. В связи с этим наше общество дезинтегрировано, причем не только на социально-классовой, но и на идейно-духовной основе. Как следствие, сегодня наблюдается наличие огромного количества всевозможныхценностей, верований, целей и интересов, которыми руководствуются в своей жизнедеятельности отдельные лица или группы граждан. Но фактическинет общей для всех казахстанцев идеи или системы ценностей, которая бы реально сплачивала нас.Свобода, рыночные отношения и новые технологии, к сожалению, усилили в сознании и поведении многих граждан потребительство. В результате у людей растет стремление удовлетворить всевозможные потребности по принципу “все и сразу”. Всеми правдами и еще больше неправдами идет погоня за деньгами и прочими материальными благами. Взаимное равнодушие,когда одни люди торопятся пройти мимо других, кому стало физически плохо или кто подвергся насилию со стороны хулиганов, стало чуть ли не нормой. Многие сегодня буквально живут в интернет-пространстве, предпочитая не замечать реальность. Казахстанцы говорят на разных языках, и не столько в этническом, сколько в переносном смысле.В этих условиях люди в той или иной степени теряют свою духовную сущность. Государство же всему этому откровенно потворствует, поскольку дезориентированным и разделенным обществом легко управлять. Да и чиновники являются неотъемлемой частью именно этого общества. Такова наша, можно сказать, безыдейная реальность.Развивать то, что сплачивает- Думаю, не будет преувеличением сказать, что многие наши сограждане имеют весьма смутное представление о национальных ценностях и идеях. С вашей точки зрения, должна ли идеология являться неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства?- Думаю, что да. Если взять зарубежный опыт, то в большинстве стран мирагосударственная идеология как таковая отсутствует, во всяком случае, в ее советском варианте. Но тем не менее в каждой из них имеется система ценностей и идей, сплачивающих соответствующее общество. Как правило, они содержат представления об истории становления данного народа и его государственности, о его политических, экономических, культурных, правовых и морально-нравственных традициях и устоях. А в своей совокупности они составляют то, что принято называть национальной идеей.Государство же призвано руководствоваться данными идеями и ценностями в своей деятельности. И многие зарубежные страны Запада и Востока в той или иной степени придерживаются этого официально не установленного правила. Хотя в них у власти сменяются различные партии или партийные коалиции, имеющие свою собственную идеологию, тем не менее представляющие их президенты и правительства не делают свои партийные идеи и установки общенациональными. В идеале государство должно быть проводником национальной идеи и ценностей соответствующего общества.- В чем ценностный смысл государственной идеологии?- Если обобщить имеющиеся на сегодня научно-теоретические представления огосударственной идеологии, то ее можно рассматривать как целостную и систематизированную совокупность идей, знаний, представлений, ценностей ипринципов соответствующего государства. При этом признается первичностьобщности людей, образующей это государство, то есть народа, нации. И уже эта общность в указанных идеях осознает себя и свое положение в окружающей действительности, определяет формы организации своего существования, выражает и обосновывает свои цели, потребности и интересыкак единого целого, определяет пути и ориентиры своего развития, формулирует и корректирует по мере необходимости приоритеты политики данного государства.В целом сам термин “государственная идеология” во многих странах мира официально не фигурирует. Общенациональные идейно-духовные ценности здесь, помимо государства, формируют и поддерживают различные социальныеинституты, включая семью, религию, частные учреждения образования, партии, профсоюзы, СМИ и т.д. Государство же выполняет лишь определенныеидеолого-пропагандистские функции. Правда, совсем иную картину дают страны, где идеология является не просто государственной, но и господствующей и принудительно насаждается в обществе централизованным путем в политических (КНДР, Куба) или религиозных (Иран, Саудовская Аравия) формах.В реалиях Казахстана государственная идеология фактически основана на сохранении и активном развитии традиционных ценностей и идеалов, прежде всего казахов как государствообразующего этноса, с одной стороны, и наполнении общественного сознания качественно новым социоисторическим и духовным содержанием – с другой. В условиях же идеологического и политического многообразия она представляет собой не столько систему, сколько набор функций государства по формированию и поддержке общих для всех казахстанцев взглядов и ценностей. Другое дело, что реализация этихфункций на практике носит весьма неоднозначный характер.Без всяких “измов”- Как вы думаете, оправдал ли себя применительно к Казахстану принцип “деидеологизации”, который доминировал на первоначальном этапе суверенитета?- С точки зрения преодоления тоталитарного прошлого – оправдал. А с точки зрения строительства суверенного национального (в конституционно-правовом смысле ) государства – нет. На заре независимости страны деидеологизация общественных отношений привела к массовой дезориентации населения республики, что отрицательно отразилосьи в духовно-нравственной сфере. Но затем наше общество стало быстро впитывать в себя “ценности” капитализма со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.- Нужна ли современному Казахстану новая государственная идеология? И что должно лечь в ее основу? Какие базовые моменты она должна отражать впервую очередь?- Хочу обратить внимание на один довольно интересный документ – Концепцию формирования государственной идентичности Республики Казахстан, утвержденную главой государства еще в 1996 году. В ней, в частности, отмечено, что “…основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость.В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм… должна окончательно утвердиться идея о том, что Казахстан – это наша общая Родина”.Как видим, система общенациональных ценностей фактически имеется. Причемданную концепцию официально никто не отменял. Правда, уже давно мало кто из официальных структур и их представителей руководствуется ею. Хотяосновная проблема даже не в этом, а в том, что отмеченные в данном документе духовные ценности в полной мере в нашем обществе до сих пор неутвердились.В связи с этим представляется излишним придумывать что-то новое. Просто нужно те идеи, отмеченные в Концепции формирования государственной идентичности РК, дополнить общепринятыми в любом обществе морально-этическими принципами. Речь идет о честности, открытости, справедливости, сострадании, отзывчивости, ответственности и т.д. То есть о том, что, по большому счету, близко и понятно всем людям и способно объединить их независимо от социального положения, политическихвзглядов, этнической принадлежности и т.д. Тогда и никаких “измов” не нужно будет использовать.При этом надо не просто продекларировать данные принципы в очередной официальной концепции, а взять их за основу проведения всей государственной политики. Прежде всего, государство должно стать образцовым примером в том, что человек действительно является главной ценностью для него, и постоянно демонстрировать это всей своей деятельностью. Тогда и граждане станут реально ценить и уважать друг друга. Хотя, возможно, следует начать процесс культивирования и реализации морально-этических ценностей и принципов, наоборот, с обычныхлюдей. Может, так и до чиновников он постепенно дойдет.Начинать надо с себя- Один из самых ярких идеологов существующего политического режима Ермухамет Ертысбаев считает, что в плане идеологии нам ничего придумывать не надо. Дескать, есть Конституция, есть “Стратегия-2030″, есть ежегодные послания президента и многие другие инициативы лидера нации. Каково ваше мнение на этот счет?- Безусловно, и Конституция, и всевозможные идеи главы государства, и различные концепции, стратегии и т.п. отражают официальную идеологию. Однако та же Конституция не соблюдается и нарушается сплошь и рядом, причем в большинстве случаев самими выразителями официальной идеологии. Амногие вещи из посланий президента страны не находят практической реализации. Так что эти и другие документы именно с идейно-духовной точки зрения, по сути дела, постепенно обесцениваются и для общества, и даже для самой власти. В результате власть и общество как будто живут в разных социокультурных измерениях, по своим принципам и понятиям, трактуя их при этом так, как им вздумается.К тому же за годы существования и развития Казахстана как суверенного государства власти сильно увлеклись разработкой и представлением обществу многочисленных стратегий, концепций, планов развития и т.д. Иначе говоря, вместо одной крайности – отсутствия единой и общенациональной идеи – появилась и продолжает действовать другая. Междутем чрезмерное обилие всевозможных идей не позволяет вычленить из них и, так сказать, привить обществу одну-единственную. Кто, к примеру, сегодня озвучивает идею вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира? А где идея перехода Казахстана к устойчивому развитию? Правда, теперь с подачи президента пропагандируется идея создания Общества всеобщего труда. Но сколько это продлится и будет ли вообще построено это общество, сказать трудно.Кстати, Ермухамет Ертысбаев еще в 2006 году, будучи министром культуры иинформации, в интервью вашей же газете отметил: “Нельзя найти вот эту национальную идею в тиши кабинета, она на самом деле всегда рождается снизу”. И он абсолютно прав. А то, про что Ертысбаев говорит в последнеминтервью, есть официальная идеология. Но как бы наши власти ни пыталисьсделать ее общенациональной, у них ничего не получается. Не зря говорятв народе “Хочешь изменить мир – начни с себя”. Однако как раз с этим у власть имущих, да и у многих обычных граждан дело обстоит весьма сложно.- А может, действительно не стоит особо заморачиваться на всяких эфемерных установках и пойти наиболее рациональным путем, положив в основу идеологии принцип здравого смысла? Ведь если восторжествует именно такой подход, то многие вопросы отпадут сами собой. Особенно с учетом сложного многонационального и поликонфессионального состава населения Казахстана и непростых социальных процессов…- И принцип здравого смысла, и общечеловеческие морально-этические нормы, и политические ценности (согласие, стабильность, толерантность и т.д.). Но это должна быть идеология не как обычный набор правильных и красивых фраз типа неработающего Кодекса чести государственных служащих,а как всеобщее руководство к действию. Главное, чтобы она была признанаи принята – причем без какого-либо принуждения – как можно большим число казахстанцев. Ведь современное казахстанское общество давно уже нетакое, чтобы ему можно было навязывать “правильное мышление”. Но само оно, начиная с отдельно взятого гражданина, может и должно решать, что ему в данном случае ближе и лучше. Уверен, что каждому из нас для началадостаточно изменить свое сознание в сторону чистых помыслов везде и во всем. А в Конституцию РК следует внести поправку, утверждающую Казахстанне только демократическим, светским, правовым и социальным, но еще и этическим государством.Вопросы задавалКенже ТАТИЛЯ

Источник: http://camonitor.com/archives/4891 Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на © camonitor.com

Поделиться: