О необходимости энергетического диалога в Центральной Азии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В настоящее время Центральная Азия является одним из важных объектов мировой политики. Для этого имеется много причин. Во-первых, с территории региона исходит большое количество различного рода трансграничных угроз и вызовов. Во-вторых, рассматриваемый регион является перспективным в качестве источника сырьевых ресурсов для глобальной экономики.
О необходимости энергетического диалога в Центральной Азии

Владимир Евсеев - кандидат технических наук, директор Центра общественно-политических исследований.

Диана Сазонова - кандидат политических наук, главный специалист Научно-организационного управления РАН.

О необходимости энергетического диалога в Центральной Азии

В настоящее время Центральная Азияявляется одним из важных объектов мировой политики. Для этого имеется многопричин. Во-первых, с территории региона исходит большое количество различногорода трансграничных угроз и вызовов. Во-вторых, рассматриваемый регион являетсяперспективным в качестве источника сырьевых ресурсов для глобальной экономики. В-третьих, после 1991 года завлияние в Центральной Азии развернулось острое соперничество между великимидержавами (Россией, США, Китаем), Европейским союзом, Ираном и Турцией.Государства Центральной Азии составляют большую и влиятельную часть такихинтеграционных проектов на постсоветском пространстве как СНГ, ЕврАзЭс, ОДКБ иШОС.

Учитывая складывающуюся ситуацию вмире в целом, а на постсоветском пространстве в частности, России необходимосохранить и укрепить здесь свою роль в качестве лидера. Для этого необходимовыработать новую модель сотрудничества, включающую инновационные инструменты имеханизмы взаимодействия в экономической, инвестиционной, военно-технической,культурно-образовательной и информационных сферах. Реализация одного изприоритетов российской внешней политики, а именно продвижения в регионеполитико-экономических интересов, возможна. Но для этого необходимо исправить тенедочеты и ошибки, которые были допущены в предыдущие годы.

После распада Советского Союза все страныЦентральной Азии пережили резкий спад экономического производства. Начиная ссередины 1990-х годов их экономика несколько оживилась, однако уровень,сравнимый с поздним советским периодом, некоторым так и не удалось достичь. Расположенныев регионе государства оказались в той же экономической ситуации, что ибольшинство развивающихся стран: они живут за счет добычи и экспорта сырья - энергоносителей(нефти, газа, природного урана), золота, а также производства хлопка, черных ицветных металлов. Стратегическими угрозами такой односторонней экономикиявляются: техническая отсталость, высокая зависимость от колебания мировых цен,безработица и ухудшение социально-экономической обстановки. Кроме того, значительнаячасть доходов от экспорта сырья и продуктов первичной переработки присваиваютсянебольшой группой людей, что приводит к слабости внутреннего рынка и увеличиваетдифференциацию местного населения по уровню доходов. Проблемысоциально-экономического развития вызывают недовольство в обществе, в которомеще свежи воспоминания о высоком уровне социальной защищенности в советскоевремя, политизируют его и на определенном историческом этапе ввергают всостояние напряженности с высоким уровнем конфликтного потенциала.

Исторически сложившиеся связи междуРоссией и центральноазиатскими странами настолько глубоки, что их разрыв крайненегативно сказался бы на нашем будущем. Российская Федерация остается в регионеважнейшим торговым партнером. Наиболее активно сотрудничество развивается вэнергетической сфере, что включает добычу и транспортировку нефти и природногогаза, производство уранового концентрата, наработку электроэнергии и передачуее потребителям. Москва продолжает работу по укреплению на постсоветскомпространстве интеграционных процессов, а энергетика является одной изфундаментальных сфер сотрудничества. Российская Федерация заинтересована в увеличении экспорта из этогорегиона нефти и природного газа исключительно по собственной территории.Однако, в ввиду наличия магистральных трубопроводов в Китай и Иран, возможноститранспортировки казахской нефти для нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан морскимпутем, а также стремления всех стран Центральной Азии к развитию отношений сЗападом и Китаем, возможности экономического и военно-политического влиянияРоссии в регионе значительно сократились.

В этих условиях объективновозрастает необходимость осуществления в Центральной Азии энергетическогодиалога, в первую очередь в отношении путей транспортировки углеводородногосырья. В частности для Москвы было бы предпочтительней, чтобы новые газовыеместорождения Туркменистана обеспечивали сырьем Прикаспийский газопровод, что,по сути, исключает строительство как газопровода Туркменистан - Афганистан -Пакистан - Индия, так и газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан. Но убедить в этом своих центральноазиатскихпартнеров будет достаточно сложно.

Следует отметить, чтопомимо нефти и природного газа Центральная Азия располагает и другимиэнергоресурсами, которые включают природный уран и бурый уголь. Наличие их богатыхместорождений привлекает Запад и Китай к сотрудничеству со странами региона,создавая России существенную конкуренцию. Исходя из этого необходимость организациив Центральной Азии энергетического диалога еще более возрастает.

Кроме этого, после распада Советского Союза межнациональные проблемы врегионе существенно обострились. Одна из причин этого состоит в том, чтоисчезла центральная власть, которая в значительной степени сглаживала такогорода противоречия и выступала в роли источника финансовых и других ресурсов. По-прежнемумежду государствами Центральной Азии отсутствует взаимопонимание по рядуэкономических и политических вопросов. Причем наиболее остро обозначили себятруднопреодолимые противоречия, связанные с нехваткой земельных и водныхресурсов, отсутствием демаркации государственных границ.

Проблема водных ресурсов с каждымгодом обостряется. Киргизия и Таджикистан владеют более чем 80% всех запасовпресной воды в Центральной Азии. Руководство этих стран рассматривает гидроэнергетикукак, по сути, единственную возможность преодоления нищеты и подъема национальнойэкономики. Испытывая недостаток электроэнергии взимний период, эти республики увеличивают ее наработку в этот сезон путемсброса дополнительных объемов воды через каскады гидроэлектростанций. Этоприводит к заболачиванию отдельных районов Узбекистана и Казахстана зимой инехватке воды летом. Помимо этого существует значительное недопонимание повопросу водопользования между Узбекистаном и Туркменистаном.

Исходя из вышеизложенного,возникла серьезная водно-энергетическая проблема, решить которую при отсутствииэкономически обоснованного энергетического диалога просто невозможно. Этапроблема имеет и политический контекст в виду стремления Узбекистана клидерству в Центральной Азии.

Конфликтный потенциал в регионе чрезвычайновысок. Именно поэтому России следует создать здесьусловия для энергетического диалога и ослабить существующую водно-энергетическуюпроблему. Это не только укрепит ее позиции в Центральной Азии, но и будетспособствовать повышению стабильности в рассматриваемом регионе, стратегическиважном для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

При отсутствии в регионеравноправного энергетического диалога ситуация в сфере безопасности можетполностью выйти из-под контроля. Уже существовали попытки силового давленияУзбекистана на соседнюю Киргизию. На фоне трагических событий июня 2010 года,когда в ходе межэтнического конфликта на юге Киргизии погибло значительноеколичество узбеков, обострение водно-энергетической проблемы может привести квооруженному конфликту, не вмешаться в который Россия просто не сможет.Аналогичная ситуация может возникнуть на узбекско-таджикской границе, котораядо сих пор местами заминирована. Причем в случае затягивания решения этойпроблемы ситуация будет только ухудшаться ввиду продолжающегося увеличениячисленности местного населения.

Анализ существующихэкономических проблем позволяет констатировать, что центральноазиатские республики по-прежнему зависят от России, впервую очередь в сфере энергетики. Такое положение сохранится и в будущем, чтосоздает Российской Федерации дополнительные возможности по реализации своихинтересов путем создания в регионе единого рынка. Однако реализовать их будет трудноввиду высокой внутренней нестабильности расположенных здесь государств, серьезныхпротиворечий между ними и противодействия со стороны Китая и Запада. Один изпутей решения этой проблемы состоит в организации на территории ЦентральнойАзии взаимовыгодного диалога по водно-энергетическим вопросам.

Таким образом, энергетическийдиалог в рассматриваемом регионе не просто нужен. Он стал насущнойнеобходимостью для всех центральноазиатских государств. Именно поэтому Россииследует уделять этому вопросу повышенное внимание, что позволит ей не только укрепить региональную безопасность, но и статьв регионе локомотивом интеграционных процессов.

Поделиться: