Неоднозначное Партнерство.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Варшаве завершил свою работу второй Саммит стран-членов программы «Восточное партнерство», в которую входят шесть бывших республик Советского Союза: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия.
Неоднозначное Партнерство.

Алексей Власов

В Варшаве завершил свою работу второй Саммит стран-членов программы «Восточное партнерство», в которую входят шесть бывших республик Советского Союза: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия.

Главные темы сентябрьской встречи были обозначены БундесканцлеромАнгелой Меркель: "У каждой из стран есть свои проблемы, в частности, региональные конфликты, которые они должны решить. Но в данной инициативе на первом плане стоит то, что этим странам следует обеспечитьболее тесную связь с ЕС. Это охватывает как экономическое сотрудничество, так и создание тех ценностей, которые мы имеем, и которыми мы делимся друг с другом в ЕС".

Действительно, основными темами дискуссий на Саммите, стали вопросы безопасности, энергетического сотрудничества, развития демократических институтов, а также урегулирования «замороженных конфликтов. Особый интерес для республик бывшего Советского Союза представляла тема визовых преференций со стороны ЕС. Между тем, лидеры Франции и Великобритании в очередной раз проигнорировали участие в Саммите «Восточного партнерства», переложив нелегкую ношу главных лоббистов проекта на Германию и Польшу.

Примечательно, что в центре вниманиямеждународных СМИ, освещавших ход варшавского Форума оказалась не содержательная сторона «адаптационной» стратегии ЕС в отношении постсоветских республик, а скандальная ситуация вокруг участия в Саммите белорусской делегации.

Президент Александр Лукашенко не могприсутствовать на нем по причине запрета на въезд в страны ЕС, а белорусский посол, принявший участие в первом дне работы форума не был приглашен на торжественный ужин с участием глав государств и правительств, после чего представители Белоруссии демонстративно не участвовали в его заседаниях.

В своем привычном стиле белорусский лидер так прокомментировал итоги варшавского диалога между Брюсселем и бывшими республиками СССР: "27 государств ЕС попытались наклонить наших друзей, 5 республик. Ничего не получилось. Никто из них не поддержал резолюцию и она провалилась". Особая благодарность со стороны Лукашенко была адресована президентам Грузии и Азербайджана, которые "были самыми активными людьми, поддержавшими нас в Европе"

Справедливости ради стоит отметить, что Михаил Саакашвили не столько защищал официальный Минск, сколько обращал внимание евробюрократов на актуальный процесс «приобщения Белоруссии к европейским ценностям». По его мнению, важно, «чтобы Евросоюз не потерялконтроль над этим процессом и этот процесс не оказался в руках "второгобольшого соседа».

Как и на прошедшем в начале сентября международномэкономическом форуме в Крыница-Здруй тема отношений с Россией так или иначе присутствовала при обсуждении практически всех значимых вопросов, ипо большей части преобладали сдержанно скептические оценки действий Кремля в сфере энергетики, безопасности, урегулирования замороженных конфликтов. И если Саакашвили уже прочно занял информационную нишу главногооппонента Москвы, то острые выпады со стороны некоторых соседей по СНГ стали для российской дипломатии не самой приятной неожиданностью.

Впрочем, досталось не только Лукашенко и России (заочно). Не самые радужные минуты довелось пережить иукраинской делегации, когда на итоговой пресс-конференции Саммита председатель Европейского совета Херман ван Ромпей заявил, что «Европейские страны не согласны с "селективным использованием права" против экс-премьера Украины Юлии Тимошенко.

Еще жестче высказался польский премьер Дональд Туск: "Ожидания Европы в области демократии и прав человека от стран, которые хотят приблизиться к ЕС, очень высоки. Меня радует, что господин президент понял мое послание в этой связи".

Европейские СМИ предполагают, что в случае «посадки» Тимошенко, ассоциативный договор между ЕС и Украиной подписан не будет. Между тем, именно это документ должен стать одним из главных проектов, продвигаемых Брюсселем в рамках «Восточного партнерства». В остальном, увы, диалог ЕС-постсовесткое пространство пока еще не вышел на заявленный уровень.

В момент формирования институтов «Восточного партнерства» было очевидно, что проект нацелен на постепенную адаптацию постсоветскихстран к правовому полю Европейского союза, в рамках традиционной тактики ЕС: «влиять, но не вмешиваться напрямую». Однако динамика изменений, происходящих как в самом Евросоюзе, так и на постсоветском пространстве формирует новую повестку дня, к которой, похоже, участники партнерской программы в полной мере не готовы. Ну, а содержательно переформатировать «Восточное партнерство» под новый слоган - «В Европу вместе, а не вместо России» пока что не готовы ни в Москве, ни в Брюсселе.

Теги: ЕС , Кавказ

Поделиться: