В Батуми с нелюбовью

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На черноморском побережье Грузии в разгаре «бархатный сезон». Еще совсем недавно главный грузинский курорт на Черном море – Батуми – пустел уже к концу августа. Но грузинские власти сделали все, чтобы Аджария оставалась привлекательной в любое время года. Единственное, с чем они справится не могут и не смогут, это погода. В этой части Причерноморья влажный и дождливый климат, но осенью и зимой дожди прекращаются, а в Батуми уже есть много чего интересного даже без моря, пляжей и солнечных ванн.
В Батуми с нелюбовью
На черноморском побережье Грузии в разгаре «бархатный сезон». Еще совсемнедавно главный грузинский курорт на Черном море - Батуми - пустел уже кконцу августа. Но грузинские власти сделали все, чтобы Аджария оставалась привлекательной в любое время года. Единственное, с чем они справится не могут и не смогут, это погода. В этой части Причерноморья влажный и дождливый климат, но осенью и зимой дожди прекращаются, а в Батуми уже есть много чего интересного даже без моря, пляжей и солнечныхванн. В последние годы туризм вообще стал главной отраслью грузинской экономики, а Аджария - витриной успешности реформ и перспективности развития региона путем ее интеграции в общегрузинское пространство. Так было не всегда - достаточно вспомнить местечковый сепаратизм приснопамятного режима Аслана Абашидзе с его клановостью и коррупцией. Для привлечения туристов и развития Аджарии строятся высококлассные дороги. В том числе трасса, связывающая регион с Арменией через Самцхе-Джавахетию с помощью нового тоннеля «Годердзи». Скоро армянские туристы смогут на машине доехать до Батуми в два раза быстрее, чем сейчас. Причем дорога и тоннель строятся, несмотря на сопротивление шовинистических элементов, выступающих то против решения властей уравнять в правах все религиозные конфессии, то блокирующих возвращение Армянской апостольской церкви ее храмов или восстановления мечети Азизиев том же Батуми. Грузия одно из двух многонациональных государств Южного Кавказа, а полиэтничность - богатство, предполагающее взаимную ответственность общества (в том числе меньшинства) и государства за уважительное и терпеливое распутывание клубков сложных проблем, неминуемо возникающих впроцессе гражданской интеграции. Обидно, конечно, что некоторые «рупоры» упрямо не желают замечать все многообразие и многогранность этих процессов, но отвечать на их опусы побуждает не эта «заданность» и националистическая зашоренность конкретных авторов, а явная провокационность некоторых текстов, публикуемых, казалось бы, солидными иуважаемыми ресурсами. На днях «Голос Армении» опубликовал статью Рубена Грдзеляна «Сохранит только церковь» об ужасной жизни армян в Аджарии. К слову сказать, портфолио этого автора свидетельствует, что в основном он интересуется экономической тематикой, но, судя по всему, увиденное в Аджарии настолько тронуло его базовые ценности, что он решил выплеснуть их в довольно эмоциональной статье. «Тот факт, что регион населен мусульманами, способствует интенсивному оседанию "транзитного" элемента», - пишет Грдзелян. Что это за «транзитный элемент»? Люди, которые по мнению автора повинны лишь в том,что являются мусульманами и этническими турками? Но если называть «транзитными элементами» всех, кто когда-либо покинул историческую родину и поселился в другой стране - можно зайти очень далеко. Гораздо дальше, чем хотелось бы самому господину Грдзеляну. Мир неограничен, глобализирован и интегрирован. Можно, конечно, взять транспаранты и устроить очередную демонстрацию «против глобализации», но к счастью, такие протесты уже трудно сублимировать в нечто действительно серьезное иимеющее глобальное значение. Зато их все еще вполне возможно конвертировать в мелкую националистическую провокацию, чтобы «замутить воду» в соседней, многонациональной и многоконфессиональной стране. «Батуми всегда был многонациональным городом, а в настоящее время здесь появляются целые улицы и кварталы, населенные азербайджанцами и турками», - пишет Грдзелян. Особенно умиляет союз «а». Если Батуми всегда был многонациональным, что же плохого в том, что там селятся, в том числе азербайджанцы и турки? Закавыченное нами «а» свидетельствует отом, что с точки зрения автора, люди разных этнических корней, составляющих «многонациональную общность» Аджарии, обрамляются «разъединительной частью речи», но те, кто остается за этой «гранью» - людьми считаться вообще не могут. Иначе непонятно, почему автор считает (и правильно считает) нормальным, что в Батуми в разное время «осели» и живут тысячи людей других национальностей - не турок и не азербайджанцев. В том числе и те, судьба и права которых сегодня его особенно волнует. «Какой армянин будет вкладывать деньги в Аджарию? Здесь нельзя инвестировать армянам, выживут - мало не покажется, - пожаловался корреспонденту «Голоса Армении» некий Артур из Батуми. - Разве что кабаккакой-нибудь занюханный держать. Все здесь показное, пустое, с формой, но без содержания». Эта мысль в опусе Грдзеляна повторяется несколько раз. Чуть выше: «Если строят турки и казахи, то при чем здесь мы? Думаешь, армян будут вовлекать в эти проекты? Даже простым, мелким бизнесом не дают заниматься». На недоуменный вопрос «Как это не дают?» ни сам корреспондент, ни его респондент не отвечают. Действительно, что значит, не дают заниматься бизнесом? Армяне (будь то приезжие или местные) хотят инвестировать в грузинскую экономику и им не дают это делать? Отказывают в инвестициях? Или может быть в современной Грузии есть проблема рэкета, рейдерства, бюрократической коррупции и волокиты, к чему представители той же категории бизнесменов наверняка привыкли в некоторых других государствах? Ничего подобного! С учетом сегодняшней ситуации в Грузии, ее кровной заинтересованности в привлечении инвестиций, был бы капитал ижелание инвестировать, а министр экономического развития Вероника Кобалия сама раз десять в день будет звонить и спрашивать, не возникли ли проблемы. Например, объявлен тендер на строительство гостиниц. Государство освободило от основных налогов лет на десять, бесплатно подводит дорогу, газ и электричество. Инвестируйте! Так что информация опрепятствиях для армянского бизнеса, мягко говоря, неправда. Но неправда злонамеренная. И что значит словосочетание «занюханный кабак какой-нибудь»? Армяне считают этот вид бизнеса постыдным и нигде им не занимаются? Извините, но металлургический завод в курортном городе построить себе дороже, а если кабак «занюханный», то это вина его владельца. Впрочем, судя по вышеупомянутым фигурам речи, автор и его респондент явно считают виновником «занюханности» тех, кто в этот кабак приходит. Остается лишь поблагодарить их за великодушное согласие жить рядом с народом, способным «занюхать любой кабак». «Силой заставить полюбить страну не получается», - отмечает собеседник корреспондента «Голоса Армении». То есть страну, где живет и гражданиномкоторой наверняка является, он не любит, а та все пытается заставить себя полюбить. Но ведь «насильно мил не будешь». Все правильно и понятно. Как и основной посыл статьи: «Не дать раствориться нашему армянскому гену в чужой крови, в чужом обществе и в чужом государстве». Насчет «крови и генов» комментировать нечего. Все уже давно прокомментировано. Еще в середине прошлого века. Но вот что касается «чужого государства», возникает естественный вопрос: Если респонденты уважаемого автора считают, что Грузия для них «чужое государство», почему же они не отказываются от ее гражданства и не примут гражданство того государства, которое считают не «чужим», а своим? Но вернемся к счастливой курортной теме, которую не способна запятнать даже самая «националистически озабоченная» статья. Радует, что несмотря на обилие подобных опусов, написанных с явной, но совершенно необъяснимой злобой, число жителей дружественной Армении, желающих отдохнуть именно в Аджарии ежегодно растет. И это не смотря на то, что совсем рядом есть знаменитые курорты, - гораздо более комфортные во всехсмыслах (от погоды до сервиса), чем Батуми. Вестник Кавказа

Поделиться: