Армяно-турецкие протоколы реанимируются?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сообщение о том, что совет министров Турции решил вернуть в повестку парламента так и не ратифицированные цюрихские протоколы, напомнило о нерешенном вопросе нормализации армяно-турецких отношений. Необходимо отметить, что помимо протоколов на повестку было возвращено еще 165 законопроектов. Но были ли протоколы возвращены умышленно или же это произошло механически, в рамках формальной процедуры? Российский политолог Станислав Тарасов, комментируя эту новость в информационном агентстве "Регнум", пишет: «Это определенный сигнал Азербайджану, намек на то, что в дальнейших взаимоотношениях с Баку Анкара будет разыгрывать армянскую "карту". Это "козырная карта" Турции в случае, если Азербайджан начнет дистанцироваться от Турции в сторону Израиля».
Армяно-турецкие протоколы реанимируются?
Сообщение о том, что совет министров Турции решил вернуть в повестку парламента так и не ратифицированные цюрихские протоколы, напомнило о нерешенном вопросе нормализации армяно-турецких отношений. Необходимо отметить, что помимо протоколов на повестку было возвращено еще 165 законопроектов. Но были ли протоколы возвращены умышленно или же это произошло механически, в рамках формальной процедуры? Российский политолог Станислав Тарасов, комментируя эту новость в информационном агентстве "Регнум", пишет: «Это определенный сигнал Азербайджану, намек на то, что в дальнейших взаимоотношениях с Баку Анкара будет разыгрывать армянскую "карту". Это "козырная карта" Турции в случае, если Азербайджан начнет дистанцироваться от Турции в сторону Израиля».
Вполне допустимо, что возвращение протоколов в повестку парламента дня вовсе не является случайностью и простой формальностью. В конце концов, в Турции прекрасно понимали, что к этому вопросу приковано внимание СМИ и политиков. Но решение это легко объяснимо. Если Турция сознательно сняла бы протоколы с повестки, не позволив им вернуться в парламентскую повестку в рамках формальной процедуры, то это стало бы ясным сигналом о нежелании Турции нормализовать отношения с Арменией в принципе. В этом случае именно Турция предстала бы перед мировым сообществом в качестве недоговороспособной стороны, блокирующей процесс урегулирования двусторонних отношений. В Анкаре же, наоборот, не упускают случая лишний раз подчеркнуть, что хотят восстановить отношения с Арменией, а политика "ноль проблем с соседями" является, как и ранее, приоритетной во внешнеполитической линии (насколько успешно эта политика реализуется на практике - другой разговор). Но выкидывать из контекста карабахскую проблематику, фактически жертвуя при этом своими отношениями с союзным Азербайджаном, там также не собираются. Так, турецкий президент Абдулла Гюль в своем недавнем интервью "МК", данном им в преддверие ярославского форума, однозначно подтвердил эту позицию: "Хочу еще раз подчеркнуть, что мы готовы оказать всестороннюю поддержку поиску разрешения проблемы (нагорно-карабахской, - прим.ред.), личное участие в котором принимает президент Российской Федерации Медведев, а также сделать все необходимое для дальнейшего разрешения конфликта. Прогресс, достигнутый на этом пути, несомненно, окажет положительное влияние на турецко-армянские отношения. Такова позиция Турции по вопросу нормализации отношений с Арменией . Мы искренне желаем успешного завершения процесса нормализации. В процессе становления стабильного мира на Южном Кавказе и налаживании сотрудничества и благополучия в странах регионах и за его пределами, нормализация отношений между Азербайджаном и Арменией, а также между Турцией и Арменией не должна восприниматься как отдельный процесс, она требует рассмотрения на общерегиональной основе " (выделено автором).
Также примечательно, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган демонстративно покинул зал Генассамблеи ООН во время выступления президента Армении Сержа Саргсяна. Как передает SalamNews со ссылкой на турецкие СМИ, демарш премьер-министра Турции был вызван нежеланием слушать безосновательные заявления Саргсяна о сепаратистском нагорно-карабахском режиме. Демарш турецкого премьера также свидетельствует о том, что в вопросе об оккупации азербайджанских земель Анкара настроена также непримиримо, как и раньше. "Необходимо покончить с длительной несправедливой оккупацией азербайджанских земель. Турция всегда выступала за соблюдение целей ООН и устава организации. Скажу открыто, сегодня ООН не прилагает достаточно усилий, направленных на устранение угроз будущему всего мира. ООН необходимо реформировать не в целях защиты интересов отдельно взятых стран, а для защиты прав человечества. Организация обязана изменить направления своей деятельности", – заявил премьер-министр Турции с трибуны Генассамблеи ООН.
Таким образом, нынешние заявления и поведение высшего руководства Турции пока не дают никаких оснований говорить о том, что "армянский вопрос" в обозримом будущем вновь станет актуальным или будет каким-либо образом использоваться в качестве средства давления на Баку. К тому же, пересмотр отношения Турции к протоколам стал бы, в первую очередь, ударом по имиджу правящей элиты Турции, успевшей сделать десятки заявлений в лице президента и премьер-министра о том, что отношения ни в коем случае не будут урегулированы без прогресса в армяно-азербайджанском конфликте. В Турции, вне всяких сомнений, также прекрасно отдают себе отчет, что нагорно-карабахский конфликт - это самая чувствительная точка азербайджанского общества, и разблокирование армяно-турецкой границы без учета мнения Азербайджана может испортить отношения не только на правительственном уровне, но и между народами в целом, что в свою очередь существенно снизит возможность Турции влиять на общественное мнение в Азербайджане. Поэтому вовсе не факт, что "подвешенное состояние", в котором находятся сейчас "цюрихские протоколы" - средство давления на Баку. Скорее, это наглядное подтверждение невозможности начала интеграционных процессов в регионе без отказа Армении от ее оккупационной политики по отношению к Азербайджану.

Поделиться: