Энергетическое партнерство России и Европы в зеркале российско-германского газоэнергетического диалога: политический аспект. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Современная система международных отношений находится в точке бифуркации. Процессы глобализации и регионализации, экономической интеграции и политической дезинтеграции свидетельствуют о нестабильности этой системы, дальнейшее развитие которой будет определяться целым спектром глобальных факторов. Одним из таких факторов является проблема энергетического обеспечения мирового развития, в рамках которой конкуренция за обладание энергетическими ресурсами выходит на первое место.
Энергетическое партнерство России и Европы в зеркале российско-германского газоэнергетического диалога: политический аспект. Ч.1

Доклад координатора Экспертно-аналитической лиги «Ресурсные стратегии» Е.А. Типайлова на учредительном заседании Лиги (27 сентября 2011 год, МГУ им. М.В. Ломоносова)

Современная система международных отношений находится в точке бифуркации. Процессы глобализациии регионализации, экономической интеграции и политической дезинтеграциисвидетельствуют о нестабильности этой системы, дальнейшее развитие которойбудет определяться целым спектром глобальных факторов. Одним из таких факторовявляется проблема энергетического обеспечения мирового развития, в рамкахкоторой конкуренция за обладание энергетическими ресурсами выходит на первоеместо. На этом фоне характер и содержание отношений междугосударствами-экспортерами и государствами-импортерами природных ресурсовстановятся одной из важнейших проблем развития современного миропорядка.

Российская Федерация (далее РФ) и Федеративная Республика Германии (далее ФРГ) являются однимииз ведущих государств на европейском пространстве, от решений которых во многомзависит стабильное развитие Евразии. Основу российско-германскоговзаимодействия составляет сотрудничество в энергетической сфере, формирующееостов общеевропейского процесса, именуемого «Энергетический диалог Россия-Европейский Союз». Ключевым компонентом этого взаимодействия является сотрудничество вгазовой сфере (газоэнергетический диалог), включающее в себя значительную политическуюсоставляющую.

Под«газоэнергетическим диалогом» понимается процесс политического, экономического,правового, технического или иного взаимодействия в газовом и сопряженных с нимсекторах национальных интересов сторон диалога, реализуемого с использованиемразличных по своей природе средств цивилизованного сотрудничества междупубличными и/или частными субъектами отношений. Данное понятие через терминдиалог диалектически сочетает в себе региональный («Энергетический ДиалогРоссия-ЕС») и национальный (собственно сам российско-германский диалог какформа межгосударственного взаимодействия сторон) аспекты, ограничиваяодновременно этот диалог газовой и смежными сферами взаимодействия.

Вэтом контексте роль российско-германских отношений и газоэнергетическоговзаимодействия, в частности, возрастает. Между тем в силу исторических,географических, экономических и иных аспектов российско-германские отношенияпредставляют собой стержень европейского развития, что придаетгазоэнергетическому взаимодействию России и Германии стратегическое значениедля будущего евразийской компоненты системы международной энергетическойбезопасности и международных отношений в целом. В этой связи примерроссийско-германского газоэнергетического диалога дает возможность понятьнаиболее значимые аспекты энергетического партнерства России и Европы.

Впервую очередь следует отметить, что политические особенностироссийско-германского газоэнергетического диалога предопределены историческими закономерностямиполитико-экономического взаимодействия России и Германии. Именно историко-политологическийанализ парадигмальных особенностей межгосударственных отношений России иГермании позволяет на основе культурно-цивилизационных сходств и различийусловно выделить внешнеполитические парадигмы стран: «Запад» для Германии и«Запад-Восток» для России. Данные парадигмы раскрывают свое содержание иподтверждают его в истории межгосударственного взаимодействия России иГермании: стремление Германии доминировать в представлении западноевропейскихценностей в Европе и мире и желание России обеспечивать баланс между западной ивосточной (в широком смысле) политиками с сохранением за собой роли ключевогоевразийского геополитического игрока - их основные характеристики для ФРГ и РФ.

Вконтексте парадигмального анализа российско-германского газоэнергетическогодиалога необходимо отметить установление глубокой экономической связи в российско-германскихотношениях с момента создания единого немецкого государства в XIX в.Уже в тот период стороны (главным образом, Германия) рассматривали экономикукак инструмент политического влияния. Несмотря на использованиевоенно-дипломатических средств в двух мировых войнах, Германия активноприбегала к экономическому инструментарию для достижения своихвнешнеполитических целей.

Послевоенноеразвитие межгосударственных отношений России и Германии определялосьгеополитическим усилением США и началом «холодной войны». Однакофундаментальные особенности внешнеполитических парадигм сторон нашли своеподтверждение и в этот период. Внешнеполитический выбор ФРГ, ослабленной иразделенной после поражения в войне, был сделан в сторону западноевропейской(Европейское Экономическое Сообщество) и атлантической (НАТО) интеграции иэкономического возрождения как базовых средств в возвращении своихгеополитических позиций.

Втот период Советский Союз стал одной из ведущих геополитических сил, интересыкоторого сосредотачивались как на западном, так и восточном направлении внешнейполитики. В целом вторая половина XX в. прошла под флагом доминирования западногоэлемента парадигмы «Запад-Восток», что лишь отражало тенденции мировогоразвития на тот историко-политический момент, не умаляя значение интересов России(СССР) в рамках восточного элемента парадигмы.

Этоттезис нашел свое подтверждение в процессе распада СССР, когда ставшееследствием целого спектра причин поражение в «холодной войне» (сосредоточеннойна западном направлении парадигмы), неизбежно повлекло подрыв восточногоэлемента и утрату роли ведущего геополитического игрока на евразийскомпространстве. Между тем для ФРГ процесс распада СССР позволил восстановитьутраченное единство и вернуть себе роль мировой державы. В дальнейшем этопроявилось в поддержке расширения НАТО на Восток и углублении европейскойинтеграции. Для России период после распада СССР стал временем восстановлениясвоих геополитических позиций. Процесс этот продолжается до сих пор, но в новыхусловиях смещения «геополитического маятника» в восточном направлении, задаваяиную направленность отношениям России и Германии.

Кособенностям внешней политики России и Германии во второй половине XX - начале XXI в. относится спецификавнешнеполитических векторов сторон, тесно связанных с рассмотреннымипарадигмами. В немецкой парадигме «Запад» ключевым вектором стал«западноевропейский вектор» внешней политики, с учетом которого восточнаяполитика Германии всегда будет оставаться подчиненной западноевропейской вовнешнеполитических приоритетах ФРГ, которая рассматривает свою восточнуюполитику в качестве инструмента для реализации своих западноевропейскихинтересов.

Впарадигме «Запад-Восток» основной характеристикой базового вектора внешнейполитики России выступает диалектическое единство западного и восточноговекторов, когда приоритет одного из них будет неминуемо означать нарушениебаланса евразийского statusquoроссийской внешней политики.

Характервнешнеполитических парадигм и векторов России и Германии обусловил особоесодержание ключевых внешнеполитических целей и средств. С точки зрения газоэнергетическогодиалога у ФРГ к целям следует отнести достижение доминирующего положения взападной (западноевропейской) культурно-цивилизационной системе с поправкой нафактор США, и снижение политического влияния ведущих европейских держав наевропейском континенте. У России к целям относятся внешнеполитическоедоминирование на пространстве СНГ, достижение геополитического баланса междумировыми державами и традиционное участие в решении политических вопросов в Евразии.

Призначимой роли военно-политического инструментария в истории Германии втораяполовина XX - начало XXI в. для ФРГ прошли при ведущей ролифинансово-экономических средств во внешней политике (европейская экономическаяинтеграция, вовлеченность в экономическую глобализацию, широкая экспортная,внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность - показательные примеры этого).В российско-германском взаимодействии это проявилось наиболее ярко: всеключевые политические договоренности и внешнеполитические акции ФРГ были тесносопряжены с инициированием тех или иных экономических отношений.

Анализже российского внешнеполитического инструментария свидетельствует, что дляРоссии базисным средством внешнеполитической активности являютсядипломатические средства в синтезе с политико-экономическим потенциаломресурсно-сырьевых возможностей. Экономические инструменты задействованы в меньшей степени, чем например,в ФРГ. Тем не менее, ресурсно-сырьевая база российской экономики также сталаважным фактором в реализации внешнеполитической стратегии РФ. Необходимоподчеркнуть, что российско-германское взаимодействие для обеих сторон само посебе стало востребованным внешнеполитическим инструментом в европейскойполитике государств.

Отмеченнаязначимость выделенных инструментов во внешней политике сторон в контекстеанализа российских интересов определила внешнеполитическую роль экономическихфакторов и газоэнергетических ресурсов для диалога. Все существенныеполитические шаги СССР и ФРГ навстречу друг другу непременно начинались сналаживания торгово-экономических отношений в той или иной сфере. Между темэкспортно-ориентированная и инвестиционно активная ФРГ в большей степенииспользовала политические возможности экономического взаимодействия, нежелименее развитый в экономическом плане СССР, использовавший политическийпотенциал экономики, преимущественно, в отношениях с социалистическимистранами, включая ГДР. Исключение в данном случае составляет торговляприродно-сырьевыми ресурсами, активно начатая в отношениях с ФРГ только в 70-егг. XXв.Свидетельством этой особенности стало для ФРГ объединение Германии в 1990 г., атакже усиление политического влияния в отношениях с СССР на фонеразраставшегося экономического кризиса Советского Союза, вылившегося в распадгосударства.

Говоряо внешнеполитической роли экономическихфакторов, можно сказать, что с содержательной точки зрения экономическоевзаимодействие России и Германии исторически выстраивалось по формуле«природные ресурсы в обмен на инвестиции и технологии». Стратегическое значениегазоэнергетических ресурсов в российско-германском диалоге определялось нетолько потребностью экономик в энергетическом сырье и бюджетных поступлениях,сколько ролью России как крупнейшего нетто-экспортера и Германии каккрупнейшего нетто-импортера природного газа в Европе на фоне этих потребностей.

Внешнеполитическийпотенциал газоэнергетических ресурсов в этом контексте начал проявлять себя спервых лет газоэнергетического диалога сторон (в частности, с 1970 г. - годазаключения известного пакета экономических соглашений «газ на трубы»).Реализованное на уровне правительств и ведущих хозяйствующих субъектов сторон,данное партнерство было расширено за счет последующих пакетов соглашений вгазовой и смежных сферах. Содержание данных документов свидетельствовало опостоянном увеличении масштабов газоэнергетического диалога, как вколичественном, так и качественном отношении (взаимодействие охватывало вопросытранспортировки, транзита, хранения, распределения природного газа), что нашлосвое отражение в усилении политической составляющей в двустороннемсотрудничестве.

Внешнеполитическаяроль газоэнергетических ресурсов особенно четко обозначилась в проблемехарактера и степени баланса рисков во взаимозависимости сторон в рамкахдиалога, поскольку вопрос о потенциальной зависимости (от ресурсов, инвестиций,технологий) в этих отношениях был поднят сторонами на самой ранней стадиидиалога. Данная проблема свидетельствует о неоднозначности апеллирования кситуации взаимозависимости при принятии политических решений в настоящее время(в первую очередь с точки зрения интересов РФ). Это обусловлено тем, что сам факт баланса политических рисков вимеющейся взаимозависимости не следует из содержания российско-германскогополитико-экономического взаимодействия, поднимая вопрос о потенциалесуществования дисбаланса этих рисков во взаимозависимости в рамках диалога.

Данныйдисбаланс может проявлять себя на разных уровнях российско-германского(российско-европейского) взаимодействия. В частности, отмеченное ранее сочетаниерегионального и национального аспектов в рамках российско-германскогогазоэнергетического диалога тесно связано с текущими геополитическими процессами, характеризующихся интеграционными и дезинтеграционнымитенденциями - глобализацией.

Поделиться: