Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Айдос Сарым: «Чужой язык притворяется слугой, а становится хозяином»

27.09.2011

Автор:

Теги:
Не сегодняшняя элита будет определять глобальную казахскую повестку через 10-15 лет, считает руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева Айдос Сарым. В ходе онлайн-конференции на информационно-аналитическом портале Quorum.kz политолог заявил, что не советует брать пример с этой элиты в вопросе отношения к казахскому языку:
 
- ...Если так называемая «казахская элита» начнет прыгать с Байтерека, вы последуете ее примеру? ... Я нисколько не сомневаюсь в том, что Казахстан с каждым годом будет становиться все более и более казахским, казахскоговорящим. Поэтому если вы хотите жить и процветать вКазахстане, то язык учить нужно. Это, ко всему прочему, еще и уважение кказахскому народу и нашей общей Родине.
 
Фактическое игнорирование необходимости развития и повсеместного внедрения казахского языка – этоне государственная политика, это инерциясознания. Часть нашей элиты все еще не может поставить национальные интересы выше своего личного комфорта. Но это явление временное.
 
Кроме того, А. Сарым предлагает ряд мер по реальному повышению статуса государственного языка в Казахстане:
 
- Начать нужно с системы образования и государственной службы. Все дети, которые пошли в детский сад, должны обучаться только на казахском языке. Дети, которые пошли в этом году в школу, должны сдавать ЕНТ на государственном языке.
 
С этого года надо вводить перечень обязательных профессий, для которых владение государственным языком на определенном уровне (для разных профессий разный уровень владения языком, оцениваемый программой Казтест-2) является обязательным. Чиновники и депутаты всех уровней должны владеть казахским языком обязательно.
 
Полагаю, что для них год-два будет достаточным сроком для владения языком. Для еще целого ряда профессий (экстренные службы, обслуживание населения) также обязательно владение государственным языком, быть может, не на таком высоком уровне, как для чиновников.
 
Кроме того, надо переходить на латиницу, чтобы всю нацию в одночасье посадить за парты, без привилегий и обмана.
 
Политолог выступает категорически против таких инициатив как, например, идея придать русскому языку статус второго государственного в Казахстане. В то же время он уверен, что положению русского языка реально ничто не грозит:
 
- Я против закрепления русского языка вторым государственным языком.Недавно в одном из журналов прочитал мнение известного русско-американского писателя Александра Гениса. Он пишет: «То, что в нашей голове помещаются два языка, еще не значит, что они также легко уживаются друг с другом. Чужой язык притворяется слугой, а становится хозяином».
 
Русскому языку в Казахстане ничего не грозит, у него огромный рынок,который делает его международным и всемирно употребляемым. Казахский жеязык может жить и развиваться только в Казахстане и нигде больше. По крайней мере, до тех пор, пока он не станет в полном смысле государственным, пока его не выучат все граждане страны, в том числе русские, говорить о втором государственном языке затруднительно. 
 
Кроме того, А. Сарым скептически относится к жалобам на недостаточное количество центров, обучающих государственному языку, но согласен с критикой качества его преподавания в русских школах:
 
- Есть государственные центры, которые обучают казахскому языку. И япочему-то не видел там огромной очереди из желающих учить казахский язык. Насчет школ с критикой соглашусь. В русских школах казахский язык преподают отвратительно.
 
Никто не несет ответственности за результат работы. Я сторонник того, чтобы завтра штрафовать и увольнять с работы директоров школ, завучей, учителей, которые попусту тратят государственные деньги и не могут за десять лет обучить своих учеников казахскому языку. Быть может,надо принимать ЕНТ на казахском языке, быть может, тогда у педагогического корпуса появится ответственность и мотивация? Казахский язык не сложнее русского, немецкого или английского.
 
Одним из главных факторов успешного решения языкового вопроса А.Сарым считает политическую волю и адекватное понимание роли государств,его социально-политической сущности.
 
- Если у нас будет политическая воля, можно будет решить все вопросы. Ее должны проявить и власть, и общество в целом.
 
Государство, не будем забывать, это не только всеобщая кормушка и раздавалка благ и прав, но еще и институт принуждения. Институт законный, наделенный большими возможностями и инструментами принуждения.
 
Признайте, что наше государство очень либерально в вопросах языковойполитики, что уже вызывает недовольство казахов. Я выучил русский язык всоветское время не потому, что были методики и бесплатные курсы, а потому что мне говорили, что без него я буду никем и ничем. Если бы нашавласть сумела бы на 20 процентов проявить волю, которую Советская власть применила в Казахстане, то мы сегодня даже не спорили бы надо учить язык или нет.
 
В наших условиях, думаю, что был бы интересен опыт языковой политикиГосударства Израиль. Это государство сумело восстановить с нуля иврит исделать его государственным языком. Казахский язык по сравнению с ивритом находится даже в более выигрышной ситуации. По крайней мере, языковая традиция в нашей стране не прерывалась.
 
Далее политолог высказывает точку зрения, не совсем типичную для казахских национал-патриотов:
 
- Уверен, живи Абай сегодня, он ратовал бы не за русский, а за английский язык! Русский язык явно отстает от английского как язык науки. Так что насчет конкурентных преимуществ русского языка можно долго спорить.
 
Поэтому я за то, чтобы наука у нас была на английском языке. Это даже более песпективнее. Гуманитарные науки вполне могут развиваться на казахском языке. Так живут многие страны и народы.
 
На доводы касательно большей конкурентноспособности русского языка по сравнению с казахским  политолог возражает довольно резко. При этом он приводит доводы как эмоциональные, так и рациональные.
 
- То, что у русского языка большой рынок, не означает, что казахскийязык должен сгинуть в потоке истории. Есть эстонцы, чехи, кыргызы, другие нации, которые меньше даже чем казахи. И никто из них не отказывается от своего языка только потому, что русский, английский и китайский имеют большие рынки. Точно также казахи никогда не откажутся от своего языка, истории и культуры. Это не поддается логике, рациональному...
 
Я – казах. Для меня мой язык в сто раз роднее, важнее, ценнее, чем русский и английского, который я учу. Если сгинет мой язык, меня не будет. И мне совершенно плевать на рациональные аргументы. Точно также думают многие казахи.
 
У скептиков короткая память. Мир меняется, меняется и Казахстан. Если сравнить ситуацию с тем, что было 20 лет назад, это небо и земля. Через 20 лет ситуация будет еще более иной. Казахстан с каждым годом будет становиться все более этнически однообразной страной, с преобладающим тюрко-мусульманским контингентом. ... Мир динамичен, времяи пространство сжимаются.
 
Тем, кто связывает свою судьбу с Казахстаном надо просто привыкнуть ктому, что Казахстан становится другим. ... Просто надо привыкнуть и признать! Это сложно, это требует большой внутренней работы, слома привычек и стереотипов. Это требует пересмотра многих ценностей. Но так происходит в любой постколониальной стране.
http://quorum.kz/8185/yazykovayapolitikaotsaryma
 

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение