Казахстан 2011: хаос наступает?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Теперь посмотрим, что значится в арсенале средств защиты. Прежде всего, 28 млрд. долл. в резервном фонде и инструмент распределения антикризисных средств, который был образован ещё в 2008 году, – это «Самрук-Казына». Из новых технологий, судя по заявлению министра, Казахстан рассматривает Таможенный Союз и Единое экономическое пространство. Какие-то иные рецепты пока отсутствуют, как в выступлениях премьер-министра Карима Масимова, так и Кайрата Келимбетова.
Казахстан 2011: хаос наступает?

Интервью министра экономического развития и торговли Кайрата Келимбетова, опубликованное накануне в российских иказахстанских СМИ, стало лучшим ответом на вопрос - с какими мыслями и чувствами менеджеры экономического блока правительства РК встречают новую фазу кризиса. Это ощущение можно охарактеризовать как сдержанный оптимизм в краткосрочной перспективе. Но однозначно прогнозировать среднесрочные и долгосрочные тренды, похоже, отказывается даже настроенное на бодрое, имиджевое обеспечение собственных экономических проектов руководство РК. Слишком много если...

Действительно, не те сейчас времена, чтобы публично гарантировать сохранность "нажитого непосильным трудом" в условиях, когда вокруг Казахстана происходят вещи малоутешительные. Дело даже не в системных болезнях "народного хозяйства" Евросоюза, а прежде всего, в ожидаемом снижении темпов роста китайской экономики, который прогнозируют многие эксперты.

Для Астаны проблемы Поднебесной могут оказаться гораздо большей головной болью, чем, предположим, нынешние сложности Греции для Еврозоны. Кайрат Келимбетов ставит риторический вопрос: что будет означать для Казахстана и России дальнейшее углубление кризисных тенденций? И вот ключ к пониманию сути и смысла ответа: «сократится потребление наших нефти,газа и урана, что соответственно, может привести к уменьшению доходов государства и падению ВВП».

Теперь посмотрим, что значится в арсенале средств защиты. Прежде всего, 28 млрд. долл. в резервном фонде и инструмент распределения антикризисных средств, который был образован ещё в 2008 году, - это «Самрук-Казына». Из новых технологий, судя по заявлению министра, Казахстан рассматривает Таможенный Союз и Единое экономическое пространство. Какие-то иные рецепты пока отсутствуют, судя по многочисленным выступлениях как премьер-министра Карима Масимова, так и Кайрата Келимбетова.

Между тем, цена нефти за баррель упала до 104 долларов с перспективой дальнейшего снижения в связи с опасениями по поводу состояния экономики Еврозоны. Поэтому сформулируем тезис, который так и не был обозначен в интервью Кайрата Келимбетова - главная интрига - вопрос о сроках, когда мировая экономика будет находиться в турбулентной зоне. Если негативные тенденции в Европе и Америке будут углубляться на протяжении ближайших 2-3 месяцев, то из сложной, но контролируемой ситуации можно легко перейти в фазу свободного падения. Тем более, что 38 млрд. долларов в условиях полного краха фондового рынка, судя по прогнозам Кристин Лагард, - это не самая прочная «подушка безопасности».

Конечно, с одной стороны, можно согласиться с участниками недавнего круглого стола в Москве - действительно, антикризисная программа Казахстана оказалась самой эффективной на постсоветском пространстве.

Об этом говорит и Кайрат Келимбетов: «Пессимистичный сценарий (развития экономики Казахстана), при котором мы имеем также план соответствующих действий, это цены на нефть от 40 до 60 долларов... И в случае пессимистичного сценария подготовлен, так называемый, план Б», - сказал министр журналистам после круглого стола, посвященного среднесрочной экономической политике республики в условиях интеграции в ЕЭП.

«Пессимистичный сценарий, если цены упадут ниже 40 долларов... Мы планируем, чтодаже при таком сценарии казахстанская экономика должна поддерживать рост около3-4%. Это даже если ниже 40» - вот он - голос истинного оптимиста.

Но проблема заключается также и в том, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Идеи формирования новых резервных валют и поиск принципиально иных «ключей от кризиса», который был начат Назарбаевым в 2008 году, к настоящему моменту так и не завершен. И сроки этого "обретения истины" могут оказаться слишком долгими, хотя бы потому, что консенсус между основными мировыми игроками на рынках не виден даже в самой отдаленной перспективе.

Что в этой ситуации делать Казахстану и России, чьи проблемы принципиально схожи, абсолютно неясно. Кудрин уже ушел. И есть ощущение, что дело не в бюджетных расходах на оборону.

Пока что Кремль и Ак Орда используют проверенный путь, истово утешая инвесторов и население. Вот только при этом действе, все чаще вспоминается народная среднеазиатскаямудрость, про халву и ощущение сладости, которое, как известно, от разговоров не наступает.

Поделиться: