ИНТЕРВЬЮ: С кризисом поможет бороться интеграция – Келимбетов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мы знаем, что принято решение консолидировать экономические усилия на встрече руководителей Франции и Германии, но ситуация в целом не предвещает оптимистичной развязки. Сегодня мы находимся в зоне турбулентности, то есть в зоне неопределенности. Сейчас нужно «пристегнуть ремни» и, соответственно, готовиться к более сложным временам.
ИНТЕРВЬЮ: С кризисом поможет бороться интеграция – Келимбетов
О перспективах интеграции в рамках Таможенного союза и создаваемого Единого экономического пространства, а также о текущей ситуации в экономике Казахстана в интервью РИА Новости рассказал министр экономического развития и торговли республики Кайрат Келимбетов:

- Сейчас много говорят о возможном начале новой волны кризиса. Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на мировом финансовом рынке? В какой степени Россия и Казахстан готовы к новому этапу глобальной турбулентности? -Очень много сейчас споров на этот счет. До этого мы говорили, что тот кризис, который был в 2008-2009 годах, постепенно заканчивается. Сейчас озвучивается очень много апокалипсических сценариев развития мировой экономической системы. Но я думаю, что самое сложное для людей, которые планируют развитие экономики и вообще для экспертов в этой сфере, - это состояние неопределенности. И вот я бы не хотел говорить, что будет хуже, но и точно не могу сказать, что будет лучше. Слишком многонеутешительных фактов. Рост ВВП США сократился более чем на 1%. Эксперты предрекают снижение темпов роста и китайской экономики. О том, что происходит в Еврозоне, и говорить не надо. Одна за другой страны Евросоюза: Греция, Португалия, Италия – оказываются в кризисной ситуации. Все будет зависеть от того, какие именно меры предпримут правительства ведущих мировых держав. Мы знаем, что принято решение консолидировать экономические усилия на встрече руководителей Франции и Германии, но ситуация в целом не предвещает оптимистичной развязки. Сегодня мы находимся в зоне турбулентности, то есть в зоне неопределенности. Сейчас нужно «пристегнуть ремни» и, соответственно, готовиться к более сложным временам. Что это будет означать для России и Казахстана? Возможна новая волна кризиса или, как отмечают ряд экспертов, некая затяжная рецессия по типу той, в которой последние 20лет находится Япония. Будет сокращаться экспорт в абсолютных объемах, так как сократится потребление наших нефти, газа, урана, что, соответственно, может привести к уменьшению доходов государства и падению роста ВВП. - В какой степени экономическая интеграция на постсоветском пространстве - создание Таможенного союза, Единого экономического пространства - может способствовать преодолению кризисных процессов, сотрясающих сегодня мировую экономику? -Когда 20 лет назад Советского Союза не стало, на карте мира появились новые независимые государства, избравшие разные пути строительства национальных экономических систем. Национальные политические элиты испытывали своего рода эйфорию от обретения независимости и стремились окончательно порвать старые экономические связи. Все мы разошлись в разные стороны. Соответственно, сегодня - это совсем другая структура взаимоотношений и другие двусторонние соглашения. Сейчас, через 20 лет, приходит трезвое понимание, что наиболее предсказуемые взаимоотношения могут быть только у соседей. Казахстанско-российская граница составляет 7 тыс. км. Это самая большая сухопутная граница в мире. Уже одного этого достаточно, чтобы строить отношения между нашими странами на доверительной основе, на уровне стратегического партнерства. Наша кооперация – важное условие преодоления современных вызовов и угроз. Вы знаете, что в рамках Евразийского экономического сообщества создан Антикризисный фонд, основную долю уставного капитала которого внесли Россия и Казахстан. Но должно быть и некое развитие, совместное движение вперед. Поэтому мы создали Евразийский Банк Развития, участие в котором принимают не только Россия и Казахстан. Членами этой структуры становятся многие страны, например, Украина рассматривает подобные планы. Мы в целом проанализировалиторговые взаимоотношения постсоветских государств. За 2010-2011 годы торговый оборот Казахстана с Россией и Белоруссией увеличился в целом на50%. Это говорит о том, что в бизнесе наше предприниматели начинают ориентироваться не на третьи страны, а на соседние государства. Я думаю,что это обстоятельство свидетельствует о том, что в наших стратегических планах на 5, 10, 20 лет взаимоотношения внутри Таможенного союза создают огромные возможности. О каких возможностях идет речь? Во-первых, сокращается теневой оборот на границах. Во-вторых, исчезают нетарифные ограничения. Для Казахстана этооткрывает рынок. Если раньше у нас был только собственный рынок – 16 млн. граждан, теперь это рынок увеличился до 168 млн. человек. Для России это прибавка на 20%, а также открытие рынков других государств, то есть уже можно планировать поставки продукции не только в Белоруссию иКазахстан, но и в Центральную Азию или в Китай. Это создает новые возможности для кооперации. Чем лучше мы будем совместно работать, тем более эффективными будут результаты. - Сейчас идет движение от Таможенного союза к Единому экономическому пространству. Не скажутся ли процессы, которые сейчас происходят в мировой экономике, на темпах и качестве этого процесса? - Есть график создания ЕЭП, и он беспрецедентный. Фактически за 1,5 года были подписаны, ратифицированы ивнедрены многочисленные соглашения, которые достаточно радикальны по отношению к предыдущим экономическим и торговым режимам. Благодаря политической воле президентов, премьер-министров, правительств, парламентов наших стран была проделана огромная работа. Единое экономическое пространство предполагает согласованную макроэкономическуюполитику. Но это выглядит просто только на словах, на деле все гораздо сложнее. Что такое согласованная макроэкономическая политика? Например, дефицит бюджета не должен быть больше установленных цифр. Почему это важно? Потому что это влияет на общую ситуацию. Если сейчас вБелоруссии не будет четкого графика преодоления кризиса, понятной политики, то о чем говорить. О какой согласованной политике может идти речь? Понятно, что никто никого в беде не бросит. Но при этом должна быть взаимная ответственность. В данном случае, если еще и новые государства хотят присоединиться к нашему объединению, то должен быть определенный «фейс-контроль». Нужно понимать, с кем мы интегрируемся, и соответствует ли это государство всем требованиям объединения. Например,соответствующей макроэкономической политике, или условиям таможенной тарифной политики. ЕЭП – это более тесное интеграционное сотрудничество, предусматривающее свободное движение услуг, рабочей силы и капитала. А более тесная интеграция предусматривает и большую ответственность. - В декабре исполняется 20 лет казахстанскойнезависимости. Как за эти годы Казахстану удалось сделать такой мощный социально-экономический рывок? Расскажите, пожалуйста, коротко о прорывных направлениях, позволивших Казахстану создать одну из наиболее динамичных экономик в СНГ. - Совсем коротко, наверное, не получится. Если говорить про 20 лет, то главное достижение Казахстана – это те социально-экономические реформы, которые позволили нашей стране перейти от прежнего уклада экономики к новому, т. е. от плановой социалистической экономики к экономике рыночного типа. Здесь мы исходили, прежде всего, из того, что надо находить лучшие мировые практики, изучать их, а потом адаптировать эти практики к национальным казахстанским реалиям. Такие базисные реформы, как масштабная приватизация, реформы в банковском секторе, пенсионная реформа, позволили создать рыночное пространство, которое в целом обеспечивало Казахстану успех. Но до 1998 года в основном происходило преодоление негативных последствий распада Советского Союза, а в 1997–1998 начался поэтапный выход из кризиса. В дальнейшем казахстанская экономикадостигла впечатляющих темпов роста. С 2000 по 2007 год ежегодный прирост ВВП в Казахстане составлял 9-10 %. Поставленная в 2000 году президентом Казахстана задача по удвоению ВВП до 2010 года была выполнена досрочно, в 2008 году. У нас сегодня ВВП на душу населения составляет 10 000 долларов. Такая внушительная цифра позволяет Казахстану претендовать на членство в клубе развитых государств, стать членом Организации экономического сотрудничества. В нашей сегодняшней повестке стоит задача увеличить ВВП до 15 000 долларов на душу населения. Президент Казахстана первый внедрил стратегическое планирование среди стран СНГ. Вы помните, что в 1997 году была провозглашена долгосрочная стратегия до 2030 года. Каждые 10 лет у нас принимаются соответствующие планы. Эти планы потом делятся на государственные программы. Бюджет ориентирован на результат реализации этих государственных программах. Если говорить об экономическом кризисе, то, конечно, изначально для стран, богатых природными ресурсами – таких как Казахстан, Россия, – всегда существует угроза, связанная с так называемым «сырьевым проклятием». Т. е. с одной стороны,конечно, хорошо, что у тебя есть нефть и газ, вроде как ты не должен беспокоиться, что цены высокие на эти товары, а наоборот, должен радоваться. С другой стороны, это дестимулирует ненефтяные секторы экономики, и очень сложно проводить программы диверсификации. Опираясьна передовой мировой опыт, мы заранее сформировали эффективные антикризисные механизмы. Сегодня в резервном фонде Казахстана, созданномв начале 2000-х годов по примеру Норвегии, сосредоточено 38 млрд. долларов. Это наша «подушка безопасности» на черный день. Более того, мы создали фонды развития – прежде всего, это Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», который объединил все государственные экономические активы. Главный принцип, которым руководствуется казахстанский экономический блок: мы должны жить так, будто нефти у нас нет, поэтому бюджет планируется без доходов от нефти. Налоги от нефти поступают в Национальный фонд и там хранятся. Это дает возможность сосредоточиться на создании новых секторов экономики. Так что если говорить о формуле успеха Казахстана за годы независимости, то это,прежде всего, политическая воля, лидерский фактор президента НурсултанаНазарбаева, стратегическое планирование, применение лучших мировых практик при формировании и реализации стратегии реформ.

РИА "Новости"

Поделиться: