Москва перетасовывает свои ставки в Киргизии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На президентских выборах в Киргизии, намеченных на 30 октября 2011 года, примут участие более 80 кандидатов. Это будет ожидаемая с нетерпением гонка, которая уже довольно давно стала предметом острых политических дебатов в республике. Из нескольких десятков желающих попасть в президентское кресло лишь у немногих есть шансы пройти через горнило настоящей предвыборной кампании, идущей по всей стране. Но эксперты по Центральной Азии, а также аналитики, среди которых есть местные политические деятели, говорят о возможности резких изменений в сторону авторитарной модели государственного правления и отхода от парламентской республики, появившейся после переворота в апреле 2010 года. Ситуация в Киргизии уникальна тем, что эта страна, пытавшаяся создать у себя многовекторную политическую систему, единственное в своем роде государство в центральноазиатском регионе, где такая форма правления не приветствуется.
Москва перетасовывает свои ставки в Киргизии

(«Turkish Weekly», Турция)

На президентских выборах в Киргизии, намеченных на 30 октября 2011 года, примут участие более 80 кандидатов. Это будет ожидаемая с нетерпением гонка, которая уже довольно давно стала предметом острых политических дебатов в республике. Из нескольких десятков желающих попасть в президентское кресло лишь у немногих есть шансы пройти через горнило настоящей предвыборной кампании, идущей по всей стране. Но эксперты по Центральной Азии, а также аналитики, среди которых есть местные политические деятели, говорят о возможности резких изменений в сторону авторитарной модели государственного правления и отхода от парламентской республики, появившейся после переворота в апреле 2010 года. Ситуация в Киргизии уникальна тем, что эта страна, пытавшаяся создать у себя многовекторную политическую систему, единственное в своемроде государство в центральноазиатском регионе, где такая форма правления не приветствуется.

Кроме целого букета политических противоречий с соседними авторитарными режимами, Киргизия имела несчастье оказаться в неблагоприятном географическом положении – прямо посреди Ферганской долины. Киргизия не имеет выхода к морю и расположена в регионе, где западные проекты предотвращения конфликтов до настоящего времени так и не смогли доказать свою эффективность. Это создает огромное множество неблагоприятных социально-экономических последствий, которые наносят ущерб «многострадальной» экономике страны. Два главных соседа Киргизии Казахстан и Узбекистан по-прежнему являются главными источниками экономической активности, а это сопровождается такими побочными эффектами, как закрытие границ во времена нестабильности и разыгрывание «сырьевой карты», как бывает в случаях, когда Ташкент закручивает гайки иперекрывает время от времени поставки газа в Киргизию в холодное время года.

Запад смотрит на Центральную Азию как на конгломерат режимов, между которыми существуют острые разногласия, и у которых отсутствуют основы стратегии в важнейших областях сотрудничества, таких как региональная безопасность, предотвращение конфликтов, социально-экономическое развитие, пограничные и водные споры, торговля оружием и наркотиками, религиозный экстремизм и во многих других. Киргизский политолог Марс Сариев в своем недавнем интервью бишкекскому информационному агентству АКИpress заявил, что нынешняя внутренняя политика раскола страны на север и юг полностью соответствует тенденции вмешательства иностранных государств в дела Киргизии. Как заявил Сариев журналистам, политическая элита страны не осознает значение и масштабы геополитической ситуации, возникающей в Киргизии, когда в киргизскую политику вмешиваются внешние силы. Как отмечает Сариев, другие страны могут использовать «мягкую силу» в Бишкеке для «афганизации» Киргизии после ухода войск США-НАТО изрегиона АфПак, или воспользоваться спрогнозированным уже сценарием раздела страны на две части, которые впоследствии будут аннексированы соседними государствами.

Похожие взгляды существуют и у других аналитиков из Бишкека. Остаетсябез ответа вопрос о том, какое иностранное государство ведет в Киргизиисвою агрессивную игру. Весной 2009 года в результате весьма подозрительной автомобильной аварии погиб бывший глава администрации президента Бакиева Медет Садыркулов. Многие подозревают, что это было убийство. В интервью Wall Street Journal незадолго до своей смерти Садыркулов заявил, что его беспокоит весьма характерное вмешательство Кремля в киргизские дела. Точку зрения Садыркулова подтвердил другой близкий к окружению экс-президента Бакиева человек – Оксана Малеваная, занимавшая в 2008-2009 году пост руководителя президентского секретариата. Сайт Wikileaks опубликовал текст дипломатической телеграммы посла США в Бишкеке Татьяны Гфеллер (Tatyana Gfoeller), которая общалась с Малеваной после смерти Садыркулова. В телеграмме сообщается, что, по мнению Малеваной, российские советники экс-президента Бакиева работали над реализацией целей Москвы в Киргизии.Малеваная не верит, что Садыркулов был убит спецслужбами Бакиева, хотя бы по той простой причине, что они недостаточно компетентны для проведения столь сложной и резонансной операции.

Заместитель главы Государственного комитета национальной безопасностии секретарь Совета безопасности Киргизии Марат Иманкулов недавно объявил о своих планах баллотироваться в президенты на предстоящих выборах. Иманкулов известен как человек российской службы безопасности (ФСБ) в Киргизии. Было замечено, что он является близким единомышленником генерала ФСБ Ушакова, которого уволили со службы по прямому приказу президента Медведева. Генерал Ушаков отвечал за киргизский проект Кремля, и согласно сообщениям из московских информационных источников, именно он стоял за активным восхождением Иманкулова по служебной лестнице в Киргизии. Чтобы руководить киргизскимпроектом более результативно, Москва заменила «падшего» специалиста ФСБна бывшего генерала из МВД Владимира Рушайло, о чем сообщило агентство «РИА Новости». Рушайло координирует действия Кремля в Киргизии с мая 2010 года. Источники в киргизском правительстве говорят, что Рушайло по-прежнему руководит киргизским проектом. Став новым назначенцем Кремля, он сумел убедить правительство Киргизии положительно отнестись кнаращиванию российского военного присутствия в южной области этой страны. Результатом стало то, что в городе Ош на постоянной основе будетнаходиться подразделение ФСБ численностью 45 человек.

Более того, Москва вполне успешно разыгрывает «нефтяную карту» в Киргизии, придавая новые импульсы силы кремлевским официальным лицам за счет урегулирования споров с киргизским правительством по стратегически важным предприятиям промышленности страны. Среди них Камбаратинский каскад ГЭС и завод «Дастан» по производству торпедного вооружения в Бишкеке. Здесь уместно сделать одно примечание. Этот киргизский завод оказался в 2006 году в центре международного скандала, когда Тегеран публично провел испытания ракеты класса «поверхность (земля)-море». Эта ракета была очень сильно похожа на российскую торпеду «Шквал», производство которых осуществлялось в Бишкеке. Но по сообщениям Ассоциации по контролю над вооружениями, неясно, помогала ли Москва иранцам в закупке «Шквалов». Эксперты этой ассоциации также не уверены впричастности Киргизии к этой сделке. Напряженность вокруг завода «Дастан» в прошлом году снова усилилась, когда Москва решила поднять вопрос о правах собственности на этот торпедный завод перед новым правительством Киргизии в апреле 2010 года. Российская газета «Регнум» (так в тексте – прим. перев.) в январе 2011 года опубликовала статью, в которой со ссылкой на неподтвержденную информацию утверждалось, что Ирандо свержения экс-президента Бакиева закупил в Киргизии неизвестное количество торпед.

Кроме существующих разногласий между Москвой и Бишкеком, Кремль не совсем удовлетворен будущим американско-натовской базы Манас в Киргизии,которая в 2009 годом стала серьезной проблемой для российского руководства. Хорошо известно, что Кремль был причастен к попыткам закрыть авиабазу Манас раз и навсегда. Но после очевидных просчетов Москвы в ее отношениях с тогдашним президентом Киргизии Бакиевым, который «сорвался с цепи» в вопросе о закрытии базы, Кремль проглотил горькую пилюлю, побочные эффекты от воздействия которой Бакиев ощутил в апреле 2010 года. Как мы теперь знаем, российский премьер-министр Владимир Путин принимал участие в перевороте в Бишкеке в апреле 2010 года. Доктор наук Ариэль Коэн (Ariel Cohen), работающий старшим научным сотрудником в фонде Heritage и специализирующийся на российских и евразийских исследованиях и международной энергетической политике, пишетв своей статье в Wall Street Journal: «Владимир Путин дистанцировался от Бакиева и предложил помощь в подавлении беспорядков. Это, а также публично выраженная «благодарность» временного киргизского правительстваза помощь Москвы в революции, указывает на то, что причастность Москвы была более глубокой, чем кажется на первый взгляд».

12 августа 2011 года киргизский премьер-министр Атамбаев в интервью российскому информационному агентству «Росбалт» объявил дату закрытия авиабазы Манас, вполне ожидаемо продемонстрировав сдвиг в сторону устремлений Москвы в Центральной Азии. Премьер-министр Атамбаев также известен своими прокремлевскими инициативами в Киргизии в самых разных сферах сотрудничества. В частности, он выступил с вызвавшим глубокое смущение и широкое обсуждение предложением назвать гору в Киргизии в честь Владимира Путина. Кроме того, он очень часто ездит в российскую столицу на встречи с кремлевскими представителями.

На прошедшей недавно неофициальной встрече членов ОДКБ в казахстанской Астане была выявлена еще одна цепочка разногласий среди входящих в эту организацию стран. Президент Узбекистана Ислам Каримов неприехал на встречу в верхах, что, вообще-то, происходит не впервые. Узбекский президент критически относится к планам ОДКБ по вмешательству в«замороженные» конфликты в рамках юрисдикции этой военной организации,а также к военным акциям в случае политических беспорядков в бывших советских республиках. Согласно заявлению Каримова, прозвучавшему на совместном заседании ОДКБ 10 декабря 2010 года в Москве, приоритетная задача организации заключается в защите стран-членов от внешней агрессии, а не во вмешательстве во внутренние дела этих суверенных государств. Президент Каримов в своей речи также подчеркнул ненужность инициативы о развертывании Коллективных сил быстрого реагирования в кризисных зонах, поскольку это не соответствует узбекской политике невмешательства во внутренние конфликты в соседних республиках. Именно это стало главной причиной, по которой не было подписано соглашение ОДКБо стратегии миротворческой миссии. Каримов обосновал свое несогласие с миротворческими рамками ОДКБ примером давно уже зреющего территориального конфликта между Азербайджаном и Арменией, который, по его мнению, можно было бы разрешить уже сейчас, если бы соседние страны не допустили эскалации напряженности и ухудшения ситуации.

Поделиться: