ОФИЦИАЛЬНЫЕ БОГИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На днях в Астане для обсуждения нового законопроекта собралась Общественная палата при мажилисе парламента. Собралась в стенах Евразийского нацуниверситета, ведь тема затрагивает не только безопасность страны, но и научно-исторический аспект существования на территории Казахстана религий.Именно с научной, исторической точки зрения и попытался рассмотреть новый законопроект доктор политических наук, профессор, депутат мажилиса Камал Бурханов. Он рассматривал вопрос не только как политолог, но и как историк (до избрания в парламент Бурханов возглавлял Институт истории и этнологии имени Ч.Валиханова Министерства образования и науки). И предложил государству перенять опыт ряда зарубежных стран (в большей части европейских), которые, провозглашая свободу совести и вероисповедания, тем не менее, дифференцируют религии по принципу "свой-чужой", одним раздавая регистрации и государственные привилегии (включая даже зарплату священникам), другим - исключительно контроль.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ БОГИ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ БОГИ

Новый закон о религиозной деятельности, обсуждаемый в парламенте, решено вынести на суд широкой общественности

На днях в Астане для обсуждения нового законопроекта собралась Общественная палата при мажилисе парламента. Собралась в стенах Евразийского нацуниверситета, ведь тема затрагивает не только безопасность страны, но и научно-исторический аспект существования на территории Казахстана религий.
Именно с научной, исторической точки зрения и попытался рассмотреть новый законопроект доктор политических наук, профессор, депутат мажилиса Камал Бурханов. Он рассматривал вопрос не только как политолог, но и как историк (до избрания в парламент Бурханов возглавлял Институт истории и этнологии имени Ч.Валиханова Министерства образования и науки). И предложил государству перенять опыт ряда зарубежных стран (в большей части европейских), которые, провозглашая свободу совести и вероисповедания, тем не менее, дифференцируют религии по принципу "свой-чужой", одним раздавая регистрации и государственные привилегии (включая даже зарплату священникам), другим - исключительно контроль.
"Республика Казахстан изначально придерживается наипростейшего и наисправедливейшего принципа: "Каждый молится своему богу, и никто никому не мешает", - говорил он. - Однако, если граждане объединяются в организацию согласно своим религиозным воззрениям - они создают уже сообщество - так называемое юридическое лицо, которое начинает вступать во взаимодействие с государством и представляет интересы уже не одного человека, а организации. Это та ступень, когда на эти взаимоотношения распространяются правила жизни и деятельности юридического лица. И, взаимодействуя с юридическими лицами такого характера, государство вправе рассматривать оные с точки зрения государственной или национальной безопасности".
То есть личные мировоззрения гражданина государство не волнуют, но вопрос существования его церкви в стране - законная компетенция государства.
Кстати, Бурханов высказал идею ввести в стране понятие официальной религии по примеру Италии. Там католицизм признан "историческим наследием итальянского народа", отношения государства и церкви строятся на основе Конкордата (договора), имеющего ряд обязательств и прав, которые неукоснительно соблюдаются обеими сторонами. Все некатолические вероисповедания - религиозные конфессии обращаются в правительство Италии через Центральное управление МВД по вопросам религии, при этом обязаны быть зарегистрированы как юридическое лицо. После положительного рассмотрения в правительстве документы передаются в парламент. Такие соглашения заключаются не только в целях регистрации и осуществления религиозной деятельности, но и для получения определенных привилегий от правительства.
Бурханов предложил признать в Казахстане две официальные религии - ислам ханафистского мазхаба и православие - и развивать с ними отношения на основе, аналогичной итальянскому Конкордату.
Как историк, он в очередной раз оценил степень пагубного влияния на умы отечественной молодежи чуждых ханафистскому исламу идей и внешних атрибутов: "Сегодняшняя молодежь... не должна быть скована и овеяна идеями и мыслями отсталой части мирового сообщества, проповедующей чуждые нам традиции, например, элементы традиционной культуры арабов, показывая их как эталоны мусульманской обрядовой одежды... Арабская одежда, которая зачастую встречается сегодня на наших улицах, представляет собою средневековую национальную одежду арабских женщин. Это элементы национальной одежды, но никак не признаки исламской культуры. Нельзя забывать, что в арабских странах другой менталитет, другая культура, в том числе и религиозная... Нельзя менять культуру своих предков, не нужно метаться между казахской культурой и культурой арабов".

Перед наследием - на коленях
Директор Института экономики Минобразования доктор экономических наук, профессор Оразалы Сабден считает, что государство в процессе формирования рыночных отношений отодвинуло идеологию на второй план. Плоды чего сейчас и пожинает: дети обучились за рубежом неизвестно чему и как; "пользуясь выражением "халал", многие организации занимаются только зарабатыванием денег"; "а девушки в хиджабе могут и курить, и где гарантия, что они не пьют спиртное?"
Даже радикальные исламистские движения салафизм и ваххабизм стали обсуждаться лишь после того, как произошло кровопролитие в Актобе: "Только когда случилось это кровопролитие, органы безопасности стали искать первопричину тому. Где же наша бдительность, когда на территории республики появляются инородные движения?"
Профессор предложил разработать стратегическую доктрину развития религии в Казахстане до 2020 года и принять ее указом Президента Республики Казахстан, "развивать государственно-общественное и религиозные партнерства - найти механизмы реализации этой идеи" и ввести в правительстве должность вице-премьера по идеологии.
Прообсуждав несколько часов, члены Общественной палаты приняли заключение по проектам Законов Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений". В документе они, кроме всего прочего, рекомендовали "внести четкую правовую регламентацию принципа отделения религии от государства и невмешательства государственных органов в дела религиозных объединений", создать и открыть для общественности базу данных по религиозным объединениям, функционирующим в Республике Казахстан, и разработать веб-сайт, на котором можно будет обсуждать религиозные и не только проблемы с компетентными в этих вопросах лицами.

Астана

Юлиана Жихорь

Источник - Новое поколение

Теги: Казахстан

Поделиться: