"Арий-гун" Сквозь века и пространство: свидетельства, топонимы.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В настоящее время республика переживает родоплеменной ренессанс. Появляются неформальные лидеры племен и жузов. Постоянное празднование юбилеев различных деятелей прошлого, ставших известными в наше время, благодаря материальной возможности их нынешних потомков, не служит интересам народа. В наше время находятся люди, которые пытаются "определить" способности не специалиста или конкретного человека, а целого жуза казахов, предсказать развитие нации в рамках предписанного ими рецепта. Обвиняется многочисленное племя Аргунов, стоявшее у истоков формирования нашей нации, и составляющее, по данным демографов, более одной четверти казахов, в предательстве.
"Арий-гун" Сквозь века и пространство: свидетельства, топонимы.

На историческом факультете состоялось обсуждение книги казахстанского историка Шах-Мурата Токушулы Курганова "Арий -гун" Сквозь века и пространство: свидетельства, топониmы". Редакция сайта публикует выдержку из второго тома этого произведения.

Мудрые старейшины двух жузов так начали формировать прообраз бу­дущей безжузовой единой казахской нации. Но этому начинанию не было суждено осуществиться.Полновластными правителями жузов уже были потомки чингизидов. Это противоречило их интересам. Получив вначале большой импульс, энергия консолидации завершилась по принципу угасаю­щей волны. Начавшись между жузами, эта мера становится внутри жузовой, далее развивается внутри племени, рода, аула, тогда появляютсяназвания торт аулы (аргинский род), торт улы (найманский род). Позже, потеряввся­кий смысл и значение, полностью исчезает. Жузы сохраняют целостность,углубляется жузовое сознание, все напрочь забывается, оставив в памяти потомков лишь одинаковые этнонимы своих родов, родовых символов, в которых сегодня видят только сходство, а не родство. Возьмем сегодня лю­бой родовой герб-символ(тамга), нетрудно заметить неоднократное повто­рение их среди племен и родоввсех трех жузов.

Например, в составе рода Шапрашты есть представители аргунскихродов Богенбай, Калкаман, Екей, Суиндук. Среди племени Албан также встречается род Суиндик из племени Аргун. Представители родов Шапрашты, Карасай наоборот,встречаются в составе родов Атыгай и Караул племени Аргун. Старейшины рода Караул говорят о попытке их предков в XIX в. вернуть из южных регионов отколов­шуюся часть своих родов в родной очаг, в Северный Казахстан. Этноним племени Керей встречается среди других родов казахов, как кара-кереи, керейты, кереиты икераиты встречаются среди бурят, монголов. Приведём еще один пример из другого региона. В Младшем жузе один из тринадца­ти родов племенного союза считается лишним. Поясняется это тем, что в двенадцатый родовом племенном союзе Бай-улы позже появляется тринад­цатый, летописцы его не внесли в число учредителей. В Казахской Советс­кой Энциклопедии перечисляются имена всех тринадцати родов, каждого в алфавитном порядке. Истина в том, что первоначально племя учредили двенадцатьродов. Поэтому племя Бай-улы считается двенадцатым родо­вым (он ем ата Байулы).

Тринадцатый появляется позже, поэтому устное предание подгоняет под общеечисло двенадцать, присоединяется к од­ному из учредителей, и произносится через тире как один из них. Кто был тринадцатым - спорный вопрос. Вроде бы есть,вроде бы и нет. Объясняют это знатоки шежире каждый по-своему, в одном изпоходов воинов Млад­шего жуза при разделе добычи якобы один из них достался Байулинцам. В другом - откочевал из другого племени под защиту Байулинцев.Безуслов­но не так, истина в том, что первоначально и двенадцатый родовой союзбыл учреждён из разных родов и племён, быть может, не по родственным признакам,а из-за суровых внешних условий, продиктованных им извне. О чём ясно говорит само название он eKi ата - двенадцатый родовой союз.

Та­кие примеры можно привести из любого региона Казахстана. Взаимо встре­чаемость эпиграфических и родовых знаков, совпадения одинаковых этно­нимов родов объясняется тем, что казахские жузы были образованы не в далёком прошлом, какнам известно из исторических свидетельств в начале XVI в., а из родов и племён,которые прежде жили и исторически формиро­вались в разных регионах Евразийского простора. Отсюда ещё очевиднее становится фантастичность происхождения их отодного жузового предка. Это не укладывается ни в какую арифметику. Даже простой демографичес­кий подсчет, если допустить, что не было войн, эпидемии, детских смертей, численность их уводит не только за XV в., время образования Казахского ханства, а ещё дальше - к эпохам неолита. Другой пример: в Старшем жузе породовой схеме дулатовцев подрод Буйдас рода Ботбай не вписывается в эту схему,считается пришельцем.

В родовой структуре Буйдас, имена его подродов встречаются в названиях разных родов Центрального жуза, в т. ч. племени Аргун.История это связана с именем казахского хана Буйдаша или Буйдаса, который былизвестен своими походами в Моголистан. В годы своего правления он на границе с Моголистаном создал полувоенное посе­ление для раннего оповещения и отражения нападения моголов и джунгар на казахов. Он был убит племенами монголов награнице Казахского ханства, во время одного из внезапных набегов моголских отрядов. Возможно в честь его названо это полувоенное поселение, где трагически погиб хан, а преданные ему люди здесь остались жить.

В этом регионе есть еще одно интересное название почти исчезнувшего племени Курама, которое счи­тало себя самостоятельным. О чём говорит название Курама (смешанный, сборный)? Оторвавшиеся или отторгнутые от своих племён мелкие роды, отдельные семьи осели на благодатной земле в регионе Ташкента, образо­вав один большой смешанный род- Курама, способный в случае необходи­мости отстаивать общие интересы силой.Такие примеры, о которых выше писали, можно найти без исключения среди всех родов и племён казахов.

Из составленных на основе достоверных летописных исследований таб­лицах "древа" мывидим повторение в каждом жузе названий таких круп­ных племен, как Каракесек,Шекты, Таз, родов Ыссы, Шапрашты, Мапра-шты, Кызыл-курт. Такое можно встретить чуть ли не по всей территории не­объятного Казахстана. Тогда о каких жузах,родах и племенах можно вести речь? Подобный процесс перехода, в том числе продуманный их перевод старейшинами племен из рода в род никогда неостанавливался. Такая по­литика проводилась с первых дней создания Казахского ханства. Примеры можно привести из любого региона Казахстана. На это обратили внимание историки и летописцы. В «Тарих-и Рашиди» и «Бахр ал-Асраре» говорится о том, что после смерти Исан-Бука в 1462 году его престол занимает брат Юнусхан, с которым при жизни он был в постоянной вражде. Он «пошел по пути согласияи единодушия, укрепил основы любви и дружбы родством, приобретенным браком и своячеством; он отдал свою дочь, покрытую оде­янием целомудрия,Михр-Нигар-ханым, после смерти Умар-Шаих-мирзы, сына Абу-Саид-мирзы, замуж засына Джанибек хана Адик султана. И таким способом, обе стороны соединили искрепили нить дружбы и союза». Так же укрепляют дружбу родством знаменитые батыры, бии родов и племен.

Он в руках старейшин был испытанным веками инструментом в решении сложнейших межплеменных отношений, сближения их и увода от крова­вых межродовых столкновений. Во имя единства народа известные люди Степи стремились путем установления родственных отношений накрепко скрепить разные роды и племена казахов в сильную единую нацию. Про­должим наши примеры конкретными историческими фактами. Мать извес­тного всем в истории казахов полководца Богенбай-баИадура Сандык-биб| (байбиче), былаиз племени Конратов. Его отец Акша батыр свою старшую дочь выдал замуж за известного батыра из рода Тама Есету, младшую дочь Каракоз-сулу - за оруженосца своегосына Богенбай-баИадура, Канболат батыра из рода Кердери. В ополчении Богенбай-бападура его оруженосец отличился в боях с волжскими калмыками,уральскими казаками. Богенбай-баhадур своего младшего сынаженил на дочери известного батыра из рода Таракты. Мы данные примеры приводилииз достоверных письменных ис­точников. Все это они делали продуманно, в интересах объединения раз­ных племён казахов в одну сплоченную нацию. В жизни укрепление таким способом родственных уз между родами и племенами казахов, было реша­ющим, поэтому имело широкое распространение.

Как видно из свидетельств, старейшины родов не только поддерживали такие меры укрепления родства, а всемерно поощряли и способствовали этому. Эти неоспоримые исторические факты известны казахам всех жузов. Так постепенно появилось чувство принадлежности к единой казахской нации, что также способствовало единству языка, употребляемого на огромном пространстве, исключительно без каких-либо диалектов, отклонений в про­изношениях, что редко бывает среди других народов. Существующая в на­роде поговорка «Если казах казаху подробно расскажет о своем родовом происхождении, то они обязательно окажутся родственниками»(казахская поговорка "сурай келе болады к,арын боле")- имеет такой глубокий ис­торический смысл. К сожалению, эти начинания мудрых старейшин пока остаются малоизученной страницей нашей истории.

Сегодня среди казахов нет "чистых" племен, родов, жузового состава. Все это выдумка трайболистов. Трайбализм всегда был верным и испытан­ным оружием недружественных сил нации. Он верно служил интересам правящей верхушки: ханам,султанам, биям, баям-феодалам, шонжарам (чи­новникам), колонизаторам разных видов, позарившимся на сказочное бо­гатство Казахии. Это также служило интересам политиканов всех времен и мастей, использующих родовое деление казахов в своих,личных интересах, для извлечения политических дивидендов и капитала.

В настоящее время республика переживает родоплеменной ренессанс. Появляются неформальные лидеры племен и жузов. Постоянное праздно­вание юбилеев различных деятелей прошлого, ставших известными в наше время, благодаря материальной возможности их нынешних потомков, не служит интересам народа. В наше время находятся люди,которые пытают­ся "определить" способности не специалиста или конкретного человека, а целого жуза казахов, предсказать развитие нации в рамках предписанного ими рецепта. Обвиняется многочисленное племя Аргунов,стоявшее у ис­токов формирования нашей нации, и составляющее, по данным демогра­фов,более одной четверти казахов, в предательстве.

Автору указанной книги, если ему известны такие примеры, следовало бы приводить факты, называть имена. Знает ли он, что любой народ с таким соотношением пре­дателей к его общему количеству существовать как нация, как государство не может. История казахов не знает ни одного факта предательства или ка­ких-либо враждебных действий Аргунов против целостности государства, наоборот, сепаратисткие движения внутри государства нередко пресека­лись с их помощью. Аргуны, по признанию наших историков, при нападении внешних врагов и угрозе целостности государства всегда стояли впервых рядах защитников родной земли. Этот известный всем исторический факт не опровергается никем.

Поделиться: