О языке, мотивации и патриотизме…

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
После общественного резонанса, как яблоки по осени, посыпались «отказники». Выяснилось, что многие подписанты даже не сочли за труд ознакомиться с текстом. В телефонном разговоре с инициатором письма Мухтаром Шахановым они дали согласие на подпись, услышав о том, что готовится обращение в поддержку госязыка. От такого благого дела, понятно, никто отказываться не собирался. В итоге получился скандал, граничащий с откровенной провокацией.
О языке, мотивации и патриотизме…

Автор: Игорь ВИНЯВСКИЙ

 

Дискуссия о языках получила продолжение и на этой неделе. Напомню, что настоящий ажиотаж вызвало «письмо 138», в котором подписанты обратились к руководству страны спредложением внести изменения в Конституцию в части упразднения прав наиспользование русского языка.

 Послеобщественного резонанса, как яблоки по осени, посыпались «отказники».Выяснилось, что многие подписанты даже не сочли за труд ознакомиться с текстом.В телефонном разговоре с инициатором письма Мухтаром Шахановым они далисогласие на подпись, услышав о том, что готовится обращение в поддержкугосязыка. От такого благого дела, понятно, никто отказываться не собирался. В итогеполучился скандал, граничащий с откровенной провокацией.

Однако вопрос,который задали подписанты, имеет право на жизнь. Трактовка русского языка какофициального достаточно неопределенная. Что значит «официально используемый»наряду с государственным? Несмотря на то что ранее этот вопрос не поднимался натакой уровень, можно констатировать факт, что данное письмо — это перваяласточка. Фактор неопределенности так или иначе будет использоваться различнымиполитическими силами в своих интересах во время политической нестабильности.

Собственно,что мы наблюдали и сегодня. Раскол в обществе произошел мгновенно, а нежеланиесмотреть дальше носа привело к откровенно шовинистским настроениям, которыедемонстрируют пользователи Казнета. Миф о единстве нации и толерантностиразваливается на глазах. И уже даже не смешно задавать вопрос: «А лидером какойнации все-таки является Назарбаев?» Не смешно, во-первых, потому, что самелбасы не соизволил до сих пор перед нацией выступить по этому вопросу,во-вторых, потому как остро встает другой вопрос: «А что такое казахстанскаянация?»

Я напомню, чтописьмо начиналось с обращения к казахскому народу и другим национальностям,проживающим в стране. Таким образом, национал-патриоты, инициировавшие его и подтвердившиепосле свое согласие в полном объеме, фактически признают разделение внутринации.

А Казнетпросто нашпигован откровенно нацистскими призывами. Мирные и улыбающиеся другдругу на улице казахстанцы в Сети разделились по национальному признаку,кинувшись унижать и оскорблять друг друга. Камнем преткновения, как ни странно,стал не русский, а казахский язык. Спор очень быстро перешел в плоскостьпроблем государственного языка, а не стремления ограничить в использованиирусский. Из чего следует явный вывод — нежелание некоренной части населенияовладевать государственным языком является больным вопросом для казахов.

Проблема,скорее всего, заключается в том, что отношение к языку у коренной частинаселения и некоренной принципиально разное.

Казахиотносятся к языку как к части культуры. Потерять его — значит перестать бытьказахом, значит забыть культуру и историю. Значит не помнить предков. Неказахи рассматриваютнеобходимость изучения языка через призму рыночных механизмов.

Для того чтобыпотратить время и деньги, нужна мотивация. Мотивации они не видят. В бизнесенужен русский, частично английский, а последнее время и китайский. В образованиитакже можно обойтись русским. Проще говоря, русские не сталкиваются в повседневнойжизни с проблемой незнания языка.

А сейчас я быхотел прервать рассуждения о языках и поговорить об автомобилях и Таможенномсоюзе. Подавляющее большинство населения Казахстана было далеко не в восторгеот вступления республики в ТС. Одно из главных недовольств — повышениетаможенных пошлин на ввозимые авто. «Путин и Медведев защищают рынок своих«автовазовских тазиков», а мы-то что?» — сетовали казахстанцы. И доводыотдельных защитников ТС о том, что Россия это не только «Лада Калина», но и уже«Тойота Камри», «Форд», «Шевроле» и вообще около тридцати различных европейскихи американских марок, никого не убедили.

Желаниезащищать свой рынок, а в рамках автомобильного прежде всего продукцию ВАЗа — налицо.Но на «тазиках» казахстанцы ездить не желают — ведь всем известно, что лучше10-летняя «Тойота», чем свежая «Лада». И казахстанцы активно осуждают желаниеКремля искусственным методом защитить свой рынок. По сути-то Россия не намереваетсяперестроить производство автомобилей таким образом, чтобы свежая «Лада» моглаконкурировать с европейским или японским брендом.

Казахстанцамой как не нравится насильственный метод ограничения выбора, как не понравилсязапрет на ввоз праворулек в свое время! Мы не хотим ездить на «тазиках». Мы хотим,чтобы у нас было право выбора! Мы хотим, чтобы «тазики» быликонкурентоспособными — либо по качеству, либо по цене таможенной очистки!

И мотивация«Поддержи российского производителя в рамках ТС» нам кажется откровеннобредовой. Впрочем, такой мотивации и нет. Но в России лозунг «Поддержиотечественного производителя!» тоже не вызывает восторга. Желающих пересесть изподержанного «Мерседеса» в пахнущую заводской краской «Ладу» не наблюдается.

Лозунг «Живешьв России — езди на российском!» не работает. Кстати говоря, не работаетаналогичный и в Казахстане. По-прежнему людей, предпочитающих заграничныйсеконд-хенд какому-нибудь новому авто усть-каменогорской сборки, намногобольше, чем «автопатриотов». Нет, я не говорю, что наш товар «гниет на полках»— разбирают и «Шкоды», и «Лады». Много их бегает с госномерами, есть и частные.Однако мотивация «Буду ездить на этой машине, потому что она собрана в Казахстане»напрочь отсутствует у подавляющего большинства. Причины приобретения, таксказать, отечественных авто разные — цена, гарантийное обслуживание, дешевизназапчастей.

На рынкероссийский автопром занял свое место и вряд ли сможет изменить его на болеепрестижное, если у покупателей не будет дополнительных стимулов к приобретениюВАЗовской продукции. И мы видим, что казахстанцы изыскивают новые методыпользования иномарками, регистрируя их в Кыргызстане и лишая тем самымотечественный бюджет финансовых поступлений. Прямо скажем, не очень патриотично!

А о чем я говорилв начале? Ах, да! О языке, мотивации и, кажется, патриотизме...

 


Теги: Казахстан

Поделиться: