Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Новое правительство России и политика в СНГ.

13.05.2008

Автор:

Теги:
 

Новое правительство России и СНГ.

 

 

Общее мнение (скорее авансы) относительно нового правительства РФ таково: самый сильный кабинет из возможного, с учетом имеющегося кадрового резерва Путина с незначительным подключением людей Медведева, кабинет нацелен на активную модернизацию внутри страны при сохранении прежней внешней и оборонной политики.

 

Естественно, что свои дела в СНГ имеют все ведомства и министерства. Наиболее важную роль выполняли МЭРТ Грефа - Набиуллиной, Минпромэнерго Христенко, вице-премьер Сергей Нарышкин, инфраструктурные -- РАО «ЕЭС», РАО «РЖД», Минтранс.

 

Что теперь. МЭРТ уменьшает свои хозяйственные функции. Контроль над торговлей полностью переходит Виктору Христенко в Министерство промышленности (вопросы энергетики теперь регулируются отдельным ведомством, слитым с «Росэнерго»). Вероятно и планирование программ двустороннего сотрудничества в СНГ постепенно перейдет из нынешнего МЭРТ в Минпром. Пока не ясно, но вполне логично, если за Христенко останется курирование таких проектов как Прикаспийский газопровод.

Еще одна новость повлияющая на работу партнеров из СНГ с российскими ведомствами: торговля и таможня (тарифное регулирование) сельхозпродукции полностью переходит Минсельхозу.

 

С вице-премьерами сложнее. Теперь их стало семь. Функции достаточно размыты. Если раньше за СНГ «отвечал» Нарышкин, то теперь вся внешнеэкономическая деятельность РФ переходит к Игорю Шувалову. Кто конкретно из чиновников сосредоточиться на СНГ будет понятно после первых поездок Медведева (22 мая намечен Казахстан, возможно проездом в Китай) и встреч Путина с коллегами и президентами по СНГ.

 

Задачи планирования внешнеполитической стратегии остаются за Путиным. Поэтому сейчас центр тяжести постепенно перейдет в связку «аппарат правительства - МИД». Но и за администрацией президента, призванной теперь детализировать и конкретизировать работу Медведева, возможно останутся значительные функции планирования. Поэтому, с точки зрения политики России в СНГ, не плохо, что администрацию президента возглавил человек знающий расклады сил и методы работы на постсоветском пространстве, кроме того, Нарышкин достаточно близок Путину, значит координация между структурами правительства и президента будет высока.

 

Главная новость этого направления - создание Агентства по делам СНГ, подчиненного МИДу. Если бы такое агентство было создано несколько лет назад можно было бы говорить о новой структуре власти со своим почерком, отдельным от профильного ведомства. Теперь ситуация изменилась, министры вправе давать руководству подчиненных служб и агентств обязательные для их исполнения указания, а также отменять и приостанавливать их решения в случае необходимости.

 

Поэтому агентство по делам СНГ, вероятно, будет более расширенным вариантом Департамента по делам СНГ МИД. Пока не назначен его глава и аппарат сложно говорить о существе этой структуры. Вероятно, оно будет координировать работу российских НПО, фондов, других организаций и структур, осуществляющих различные проекты на территории СНГ. Агентству, как более неформальной структурой легче привлекать к работе более широкие группы заинтересованных, в том числе частный бизнес и профильных экспертов.

 

Соотношение влияния аппаратных центров на политику РФ в СНГ и чья будет ведущая роль, покажет практика. Определенную, и как уже показал опыт, все возрастающую роль в продвижении внешней политики в СНГ будет играть Госдума: комитет по делам СНГ Островского и сама фракция «ЕдРа».

В отношении тандема Путин-Медведев в СНГ можно предположить условный сценарий «хороший-злой». Если считать, что внутри страны в целом наметился курс на либерализацию, растягивание по горизонтали механизмов власти, то имидж и стиль тандема вовне, меняться будет также, но не столь очевидно, старясь как можно меньше упустить достигнутых позиций. Вероятно, Медведев будет делать умиротворяющие заявления и декларировать движение к компромиссу, с учетом интересов РФ, то Путин, опять же с учетом этих интересов, будет акцентировать проблемы и кризисы в двусторонних отношениях. Наиболее ярко это может проявиться в проблемных зонах: Украина, Грузия, страны Балтии. В тех случаях, где стиль (риторика) и реальная практика выглядит вполне дружелюбно и позитивно: Казахстан, Азербайджан, Армения, Узбекистан - там будет наблюдаться удвоение -- общие слова Медведева убедительно конкретизирует Путин.

Тендем можно представить как «Инь» Медведева и «Ян» Путина. Важно понять, как долго сможет сохраниться такая гармония и как более мягко выйти из кризиса в случае размыкания этой связки.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение