Андрей Карпов: Казахстан-2011: Конец интеграции?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Пока в Казахстане у власти находится Нурсултан Назарбаев, все эти вопросы носят сугубо теоретический характер. Его авторитет и опыт многовекторного лавирования позволяют сохранят статус-кво по умолчанию. Казахстанский лидер никогда не станет отказываться от привычной роли "собирателя постсоветского пространства". Наследникам подобная ноша может оказаться не по плечу
Андрей Карпов: Казахстан-2011: Конец интеграции?

Провал последнего саммита СНГ обозначил недалекую перспективу распада, или в более мягком варианте, системной трансформации, "усекновения" по числу участников старейшей интеграционной структуры. Вполне естественно, что подобная перемена, отдаленные последствия которой сложно просчитать, отразится не только на внешней политике России, ее принципах и приоритетах, но в перспективе, может оказать самое серьезное воздействие на многовекторный курс казахстанской дипломатии.

Несмотря на то, что многие эксперты уже который год говорят о Содружестве как о чисто виртуальной организации, употребляя такие термины как «Клуб президентов», «Встречи по интересам», пространство СНГ это все-таки определенные правила игры, привычный переговорный формат, которые признается подавляющим большинством членов Организации. К настоящему моменту, кроме Грузии никто не пожелал в открытой форме заявить о своей готовности с этими правилами порвать, выйти за пределы стратегических контуров бывшего Советского Союза.

Да и то, следует признать, что к подобному решению Грузию подтолкнули субъективные обстоятельства, а именно – нежелание находиться в одном «проекте» с Россией после августовских событий 2008 года. Даже Туркменистан и Узбекистан, проводя по сути изоляционистскую политику, сохраняют "калитку открытой".

Но с другой стороны, мало кто из стран-участниц до конца соблюдает любые договоренности, трактуя сам факт существования СНГ как некую устаревшую и надоевшую данность, которой можно пользоваться исключительно в собственных интересах и по произвольному желанию.

Другое дело – Казахстан, который, напротив, на протяжении 20 лет после распада СССР рассматривался в качестве главного интегратора на постсоветском пространстве, а Нурсултан Назарбаев - в качестве политика, формирующего идеологию многосторонних интеграционных проектов. «Мягкое угасание» СНГ оставляет Казахстан на распутье – либо двигаться дальше в логике Кремля, делая ставку на Таможенный Союз и ОДКБ, либо осторожно дистанцироваться от попыток Москвы переформатировать деятельность этих организаций в сторону большей четкости и ясности с точки зрения механизмов принятия политических решений.

Ответ на этот вопрос зависит, в том числе, от дальнейшего характера развития двусторонних, российско-казахстанских, отношений, которые несколько лет назад были обозначены в Обзоре внешней политики России как "взаимодействие на симметричной прагматической основе". Как справедливо отмечал А. Михайленко подобное определение, безусловно, вызывает серьезные вопросы, потому что нет уверенности в том, что прагматизм должен стать основой партнерства, а не наоборот – «Вряд ли будет простым делом достичь симметрии прагматизма в отношениях между суверенными государствами, ведь прагматизм отражает разницу в краткосрочных национальных интересах».

Давайте попробуем четко ответить на вопрос - в какой степени дальнейшее углубление экономической и политической интеграции между Москвой и Астаной - осознается элитами двух стран как прагматичная необходимость?

Развивая сотрудничество в рамках Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства, российская и казахстанская элита рано или поздно окажется перед необходимостью определиться: где проходят границы двусторонней и многосторонней интеграции, есть ли перспективы дальнейшего движения в сторону превращения ТС как экономического проекта в софт-версию Евразийского политического союза. Эта тема неизбежно возникнет в повестке дня как раз по причине исчерпания потенциала более традиционных форматов интеграции.

Как, например, отреагируют в Астане на такие "упражнения" господина Юргенса - «важной задачей является обеспечение хотя бы частичной оперативной совместимости контингентов ОДКБ с контингентами сил ответного реагирования Альянса (НАТО)». Обрадуются или призадумаются?

Проблема в том, что начало необратимых перемен на постсоветском пространстсве застало казахстанскую элиту в канун серьезных изменений в собственном доме. Пока у власти находится Нурсултан Назарбаев, все эти вопросы носят сугубо теоретический характер. Его авторитет и опыт многовекторного лавирования позволяют сохранят статус-кво по умолчанию. Казахстанский лидер никогда не станет отказываться от привычной роли "собирателя постсоветского пространства". Наследникам подобная ноша может оказаться не по плечу.

Теги: СНГ

Поделиться: