Излишняя терпимость грозит возобновлением насилия в Грузии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Дэвид ФиллипсГрузинский президент Михаил Саакашвили обвиняет Россию в проведении жестоких нападений на линии административных границ Абхазии и Южной Осетии. Несмотря на соглашение о прекращении огня, положившее конец российско-грузинской войне 2008 года, отношения между ними остаются напряженными – и даже ухудшаются. Возобновление насилия создает опасность для перезагрузки в российско-американских отношениях, а также подрывает сотрудничество, имеющее критическое значение для недопущения распространения ядерного оружия в Иране и таких горячих точках как Афганистан и Ливия.
Излишняя терпимость грозит возобновлением насилия в Грузии
Дэвид Филлипс
Грузинский президент Михаил Саакашвили обвиняет Россию в проведении жестоких нападений на линии административных границ Абхазии и Южной Осетии. Несмотря на соглашение о прекращении огня, положившее конец российско-грузинской войне 2008 года, отношения между ними остаются напряженными – и даже ухудшаются. Возобновление насилия создает опасность для перезагрузки в российско-американских отношениях, а также подрывает сотрудничество, имеющее критическое значение для недопущения распространения ядерного оружия в Иране и таких горячих точках как Афганистан и Ливия. 7 августа 2008 года 58-й батальон российской армии (так в тексте – прим. перев.) вошел в Южную Осетию, а российская боевая авиация нанесла серию ударов по целям на территории Грузии. Российские войска остановились всего в 40 километрах от Тбилиси. Несмотря на соглашение о прекращении огня из шести пунктов, которое положило конец боевым действиям, Россия проводит политику, направленную на ослабление Грузии и избавление от Саакашвили. Россия оккупировала дополнительные территории в Грузии, такие как Ахалгори и Кодорское ущелье, а также незаконно создала буферные зоны вокруг Южной Осетии. Она заблокировала доступ в Южную Осетию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, запретила миссии наблюдателей ООН в Грузии работать в Абхазии, а теперь мешает миссии наблюдателей ЕС попадать в зоны конфликта. Россия ограничивает доступ наблюдателям от гуманитарных и правозащитных организаций. Признав независимость Абхазии и Южной Осетии, Россия подписала с ними соглашения об аренде сроком на 49 лет и развернула на их территориях 10-тысячную группировку войск, ударные вертолеты, танки и наступательные ракеты, причем сделала это там, где их до войны не было. Почему это должно беспокоить Соединенные Штаты Америки? Грузия это друг и союзник США. После войны Соединенные Штаты предоставили ей помощь более чем на 1 миллиард долларов. В договоре о стратегическом партнерстве между США и Грузией от 2009 года закреплены положения о сотрудничестве. Грузия направила в состав группировки НАТО в Афганистане 1000 своих военнослужащих. Благодаря своему географическому положению Грузия является крайне важной страной-транзитером энергоресурсов в Европу, способствуя наращиванию поставок на Запад. Если Россию не остановить, ее неоимперские наклонности могут привести к дестабилизации Южного Кавказа. Она может захватить Грузию и разрушить энергетическую безопасность Запада. Главный приоритет это предотвратить возобновление конфликта. Администрация Обамы должна потребовать от России вывода войск с оккупированных территорий Грузии. Она также должна потребовать усилить прозрачность военной деятельности русских в зонах конфликтов и разрешить доступ европейским наблюдателям. В дополнение к этому Соединенные Штаты и ЕС должны совместно с Грузией принять стратегию «кнута и пряника» в отношении России, чтобы та изменила свое поведение и замыслы. Сюда следует включить экономические стимулы, меры наращивания доверия и действия по выведению абхазов и южных осетин из-под контроля России за счет взаимовыгодных коммерческих контрактов с грузинами. Соединенные Штаты должны способствовать присоединению России к ВТО в этом году. Если Россия будет вести себя более сговорчиво на Южном Кавказе, то США смогут повлиять на рынки частного капитала, которые жизненно важны для российского экономического развития и планов приватизации, нацеленных на преодоление бюджетного дефицита. Дискуссии лучше провокаций. Женевские переговоры это трудный, но необходимый форум для контактов между российскими и грузинскими представителями. Они не приведут к мирному соглашению, но могут стать полезным инструментом для недопущения выхода из-под контроля отдельных инцидентов. Доверие можно также восстановить благодаря заключению декларации о принципах неприменения силы между Грузией, Россией и непризнанными властями Абхазии и Южной Осетии. Поскольку декларация не является договором между суверенными государствами, она не будет подразумевать признание Грузией самопровозглашенных республик. Эта декларация подкрепит грузинские требования о выводе российских войск. Она также покажет, что Грузия всерьез настроена на взаимодействие. Взаимодействие и непризнание не являются взаимоисключающими понятиями. Облегчение режима поездок будет способствовать контактам между людьми. Восстановление агропромышленного производства чая и цитрусовых в зоне административной границы может привести к появлению целого комплекса общих интересов. Черноморский туризм и Олимпиада в Сочи в 2014 году также создают возможности для торгового сотрудничества. Следует ослабить ограничения на международное морское и воздушное сообщение с Абхазией, особенное на паромное сообщение с Турцией. А гуманитарные обмены, обмены в области здравоохранения и образования можно расширить. Хотя нажатая в свое время кнопка перезагрузки позволила США и России взаимодействовать более эффективно, напряженность в основе их отношений сохраняется. Некоторые россияне смотрят на Соединенные Штаты как на соперника. В официальной военной доктрине России НАТО по-прежнему определяется как главная внешняя угроза российскому государству, что служит основанием для военных расходов и существования российских ядерных сил. Администрация Обамы признает, что у России есть особые интересы на постсоветском пространстве, но отвергает идею о наличии у России сферы влияния. Полное выполнение соглашения о прекращении огня между Россией и Грузией это оптимальный способ для обеспечения мира и стабильности на Южном Кавказе. Стратегическое терпение это один способ не допустить ухудшения ситуации. Однако проблемы от этого не решатся, а будут только усугубляться, если Соединенные Штаты не возьмутся более инициативно за устранение их причин.
источник: ИноСМИ.Ru
Теги: Грузия

Поделиться: