Дмитрий Верхотуров. ИДЕЯ ДЛЯ "АК ЖОЛА"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ожидаемые (но не факт, что грядущие?) выборы в Мажилис Парламента Казахстана и перемена руководства в партии "Ак Жол" привели к довольно оживленной дискуссии и обсуждению перспектив развития партий и партийной системы республики вообще. В центре внимания был, конечно, "Ак жол", в котором на месте руководителя вместо Алихана Байменова утвердился бывший глава "Атамекен" Азат Перуашев. С моей точки зрения, дискуссия больше пошла по поверхности, нежели затрагивала глубинные процессы развития партийной системы, и многие моменты были упущены.
Дмитрий Верхотуров. ИДЕЯ ДЛЯ "АК ЖОЛА"

Дмитрий Верхотуров. ИДЕЯ ДЛЯ "АК ЖОЛА"

Ожидаемые (но не факт, что грядущие?) выборы в Мажилис Парламента Казахстана и перемена руководства в партии "Ак Жол" привели к довольно оживленной дискуссии и обсуждению перспектив развития партий и партийной системы республики вообще. В центре внимания был, конечно, "Ак жол", в котором на месте руководителя вместо Алихана Байменова утвердился бывший глава "Атамекен" Азат Перуашев. С моей точки зрения, дискуссия больше пошла по поверхности, нежели затрагивала глубинные процессы развития партийной системы, и многие моменты были упущены.

Партии идей, а не партии личностей

Как раз эта дискуссия вокруг "Ак Жола" высветила довольно любопытную особенность казахстанской партийной системы, которая эволюционирует от партий личностей к партиям идей.
Дело в том, что после крушения КПСС, практически все политические партии в постсоветских странах были партиями личностей, а не идей - настолько было сильным неприятие к идеологии вообще. К тому же, у новых партий не было времени для выработки и шлифовки идеологии, а политический процесс был быстрым, и надо было ковать, пока железо горячо. По этой причине все силы бросались на раскрутку и узнаваемость лидера партии, а идеология была на вторых и третьих ролях.
Где-то до середины 2000-х годов Казахстан практически ничем не отличался от России и других постсоветских стран, и в республике доминировали партии личностей. Однако, образование в 2006 году НДП "Нур-Отан" из целой коалиции партий, а также раскол КПК, из которой выделилась КНПК - партия, определенно ставящая на идею, положили начало новой эпохе, когда идеи стали цениться выше личностей. Формирование партийной коалиции для выдвижения кандидата в президенты ("Нур-Отан", "Адилет" и "Ауыл") перед досрочными выборами в 2011 году показывает, что этот процесс только углубился за последние годы.
К слову сказать, что тут Казахстан пошел дальше России, в которой партии так и остались в основном партиями личностей. Даже "Единая Россия" базируется на известности и узнаваемости Владимира Путина и Дмитрия Медведева, не говоря уже о ЛДПР и КПРФ, которые давно и неразрывно связаны с Жириновским и Зюгановым. Даже либеральную партию "Правое дело" создают по типично личностному пути, выдвинув во главу известного олигарха Михаила Прохорова. Потому вряд ли российский пример может привлекаться для анализа ситуации в Казахстане.
Теперь, перед парламентскими выборами, эта эволюция партийной системы стала очевидной. В Казахстане есть всего две партии с оформленными программами: "Нур-Отан" и КНПК, у которых есть определенная общественная поддержка. Потому-то дискуссия вокруг "Ак Жол" и приняла такой странный характер, когда обсуждалось, не является ли это предвыборным проектом. Еще 6-7 лет назад это воспринимали бы как показатель успешности инициативы. Теперь же есть сомнения, получится ли у партии взять парламентский барьер и вообще, если у "Ак Жола" с Перуашевым во главе какие-то перспективы. Эксперты и политологи этого прямо не сказали, но в дискуссии это явно подразумевалось, что у "Ак Жол" есть определенные проблемы с идеями и партийной идеологий, и соперничать с "Нур-Отаном" ей может быть и не по плечу.

Поиски ниши

"Нур-Отан" занял практически все социально-политические ниши, на которые мог бы претендовать "Ак Жол". Некоторые эксперты считали, что партия Перуашева может быть партией "среднего класса". Однако, мы видим, что почти весь политически активный "средний класс" концентрирован в "Нур-Отане" и партия имеет мощную поддержку. Именно "Нур-Отан" является партией "среднего класса", представители которого получили свое благосостояние и положение в результате экономических реформ Нурсултана Назарбаева. Потому вполне естественно, что они поддерживают именно президентскую партию. Кроме того, "Нур-Отан" выдвигается под лозунгами программы Форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), социального усовершенствования и политической реформы. Все это как раз соответствует ожиданиям и чаяниям казахстанского "среднего класса".
На другом полюсе трудовые массы, которые тяготеют к КНПК с ее программой противодействия росту цен и безработице, демократических реформ, восстановления социальной сферы и приоритета духовного развития. Эти программные положения находят отклик среди бедных и социально незащищенных слоев населения, включая как трудящихся, так и самозанятое население. Успешное выступление кандидата от КНПК на президентских выборах показывает, что у партии есть серьезный потенциал.
Какую нишу может занять "Ак Жол"? Предпринимательство - конек Азата Перуашева? Но ведь предприниматели за небольшим исключением, в "Нур-Отане". Сам Перуашев тоже вышел из "Нур-Отана". Президентская партия может предложить предпринимательству реальную, исполнимую и исполняющуюся программу развития, от которой кадый может получить свой профит. У "Ак Жола" нет такой программы. Интересы самозанятых (то есть, предпринимательство бедных слоев)? Но либеральная риторика вряд ли найдет отклик у этих людей, поскольку им в гораздо большей степени нужна социальная защита и поддержка, чем возможности для предпринимательства.
Политологи тоже почувствовали эту крайнюю узость социальной базы партии, и заговорили о перспективности привлечения в партию инженерно-технических работников (ИТР), по сути, предлагая "Ак Жол" превратится в некий казахстанский аналог "Промпартии". Но и этого мало, конечно, для успеха на парламентских выборах, тем более, что ИТР никогда не отличались политизированностью и электоральной дисциплиной.
Потому правильно говорят, что идеологическая реформа для Азата Перуашева - это проблема № 1. Партии нужно взять сразу два барьера. Во-первых, показать и доказать, что "Ак Жол" - это реальная партия, имеющая что сказать, а не декорация к выборам. Во-вторых, нужно взять проходной барьер на выборах. Причем решение второй задачи во многом зависит от успешного решения первой. Так что не будем недооценивать сложности положения партии "Ак Жол" и трудностей конкуренции.

Партия возможностей

На мой взгляд стороннего наблюдателя, очень многое зависит от оригинальности идеи, которую выдвинет "Ак Жол" в качестве своего программного принципа. С одной стороны, партия должна быть народной и демократической, а то, в противном случае, она не сможет выдержать конкуренции с двумя другими народными партиями. Но с другой стороны, должна быть высказана идея, которая воодушевит хотя бы часть народа, как представителей зажиточного "среднего класса", так и малоимущих слоев, и с которой можно собрать необходимую политическую поддержку для успешной избирательной кампании.
Вероятнее всего, "Ак Жол" может добиться определенного успеха, если заявит себя как партию возможностей, то есть будет вести к созданию того, что в Казахстане нужно, но что еще пока не создано: мощной науки и технологии, которые будут открывать социальные лифты для малообеспеченных, и будут удовлетворять амбиции зажиточных казахстанцев. Пожалуй, на мой личный взгляд, только таким образом "Ак Жол" может добиться обособления от партии "Нур-Отан" и сформировать свое собственное, узнаваемое лицо.
Азат Перуашев объявил, что программа партия будет выработана в ходе общественной дискуссии. Что же, ему стоит поторопиться, поскольку рано или поздно, парламентские выборы состоятся, а к ним желатьельно иметь не только разработанную, но еще и распропагандированную программу.
Dialog.kz
Теги: Казахстан

Поделиться: