Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Перспективы поста спикера Сената в борьбе за верховную власть в Казахстане

04.09.2011

Автор:

Теги:

В последнеевремя в СМИ часто стали обсуждать возможности и статус поста спикера Сената втак называемой гонке «Преемник». После известного заявления Е. Ертысбаева о Т.Кулибаеве как о самом потенциальном преемнике, в казахстанском обществебуквально до предела взвинтились прогнозы и ожидания «грядущей» смены главыверховной власти в Казахстане. На фоне информации о, якобы, найденном у Н.Назарбаева серьезном заболевании такая реакция не является удивительной. 

Возможно, чтоН. Назарбаев действительно решил покинуть пост главы государства, передав его«преемнику». В соответствии с Конституцией наиболее легальным промежуточнымпунктом прихода «преемника» на пост президента РК является должность спикераСената. Вместе с тем для того, чтобы «преемник» пришел на пост председателяверхней палаты Парламента необходимо некоторое время. Есть ли это время у Н.Назарбаева, или он конституционно оформит промежуточную точку доступа к поступрезидента в виде должности вице-президента, или как-нибудь иначе? В связи сэтим возникает вполне закономерный вопрос. Насколько востребован постпредседателя верхней палаты Парламента в так называемой операции «преемник»?

Перспективыпоста спикера Сената, по всей видимости, зависят от следующих основныхфакторов, или их совокупности:

Первыйфактор. Состояниездоровья Н. Назарбаева.

Второйфактор. Положениедел в межэлитных и политических взаимоотношениях в Казахстане.

Теперьрассмотрим возможности данных факторов воздействовать на преемственностьверховной политической власти в Казахстане.

Первыйфактор. Впреддверие интервью Е. Ертысбаева газете «Коммерсант» немецкая газета «Бильд»сообщила, что Н. Назарбаев «тайно прошел диагностику в Медицинском центреуниверситета Гамбург-Эппендорф». Рахат Алиев поспешил объявить, что у Н.Назарбаева «диагностирован рак предстательной железы». Если «елбасы»действительно болен раком простаты, то у него, с одной стороны, достаточно временидля передачи своей власти «преемнику». С другой стороны, Н. Назарбаеву притаком диагнозе как можно скорее необходимо передать бразды правления следующемупрезиденту (преемнику)[1].

В том жеслучае, если Н. Назарбаев здоров и находится в хорошей физической форме, топерспектива смены верховной власти Казахстана может отодвинуться нанеопределенное время[2]. Впрочем, нижеследующий факторговорит впользу того, что Н. Назарбаеву необходимо начинать уже в ближайшее времясоздавать политические условия для преемственности верховной политическойвласти в Казахстане.

Второйфактор. Внастоящее время в Казахстане складывается непростой характер межэлитных иполитических взаимоотношений. Начиная с 2009 г. между основными элитариямиКазахстана происходят столкновения интересов, выливающиеся в довольнокрупномасштабные «разборки». Масштаб этих разборок говорит сам за себя -падение, опала и уход в тень ряда видных государственных деятелей Казахстана.Причем характер взаимных информационных атак, борьбы за оспариваемыегосударственные посты говорит о том, что элитарии стали объединять свои усилияне только на основе родственных и земляческих связей. Такого характераобъединение усилий в казахстанских условиях может происходить лишь висключительных случаях. Поэтому можно предположить, что межэлитноепротивостояние в Казахстане уже практически достигло своего апогея - готовностипобороться за верховную власть в стране.

Одним изпроявлений и подтверждений подготовки к схватке за престол в Астане можнорассматривать события на западе Казахстана: забастовки нефтедобывающихпредприятий, проявления религиозного экстремизма и терроризма.

Такимобразом, на основе вышерассмотренных факторов можно полагать, что Н. Назарбаевв ближайшее время, все-таки, пойдет на подготовку политической площадки смены верховнойвласти в нашей стране.

В такомслучае у Н. Назарбаева есть несколько вариантов передачи своей власти:

а) в видевозрождения должности вице-президента, развивая соответствующие положения обэтом посте, содержащиеся в Конституции;

б) сохраненияпреемственности верховной власти, согласно действующей Конституции. То естьпосредством временного перехода полномочий Главы государства спикеру Сената,или председателю Мажилиса, или премьер-министру;

в)  посредствомпроведения внеочередных президентских выборов, на которых Н. Назарбаев будетподдерживать кандидатуру своего «преемника».

Первыйвариант вполнереализуем, если казахстанская общественность, элиты не проявят активноговозражения. Если же этого не будет, то в любом случае необходимо будет вноситьв Конституцию положение об окончательном приходе вице-президента на пост Главыгосударства, лишь только после проведения президентских выборов. Иначе нетолько казахстанская, но и мировая общественность, США, Евросоюз признаютнеконституционным и недемократичным такое решение. Игнорировать такой разворотсобытий Н. Назарбаев не будет ни в коем случае.

Второйвариант реализуем в том случае, если у Н.Назарбаева в обойме есть надежный человек, который, во-первых, сможетне только временно исполнять обязанности президента, но и стать официальным 2-мпрезидентом Казахстана. Во-вторых, он должен будет готоввыполнить возможную волю Н. Назарбаева об обеспечении передачи верховной властив Казахстане другому человеку посредством проведенияконституционных президентских выборов[3].

Третийвариант вполне можетбыть реализован. Но этот вариант таит в себе угрозу для Н. Назарбаева,поскольку некоторые альтернативные ему политические силы могут пойти на любыешаги, вплоть до организации широкомасштабных народных волнений, чтобы провестисвоего кандидата на пост 2-го президента РК.

В этом планеН. Назарбаев вряд ли решится на полноценную демократическую преемственностьверховной власти в Казахстане. То есть преемственность верховной власти в нашейстране, по-видимому, не будет обеспечиваться серьезной демократической реформойполитической системы, подразумевающей расширение подконтрольности властинароду, возможности гражданского общества воздействовать на политический процесс.

Тем не менее,Н. Назарбаев, по-видимому, пойдет на расширение политического веса Парламента,через повышение его функций контроля за деятельностью Правительства[4]. В этомслучае, по логике вещей, должен возрасти статус и роль спикера Сената в политическойсистеме Казахстана.

Такимобразом, рассмотренные сценарии смены верховной власти в Казахстане говорят впользу того, что для Н. Назарбаева наиболее приемлемым является второйвариант[5]. В этой связи политический статус и вес поста спикера Сената впреддверие грядущей преемственности казахстанской верховной власти, по всейвидимости, может существенно увеличиться.

Примечания

1. Привыявлении рака предстательной железы на ранних стадиях пациенты живут в среднемоколо 10 лет. У Н. Назарбаева рак простаты мог быть выявлен только лишь наранней стадии постольку, поскольку он регулярно проходил медосмотры. Но прираке простаты человек не может осуществлять полноценную трудовую деятельность.Вариант всенародного признания этого диагноза при параллельном продолженииработы на посту президента РК практически исключен, так как может привести ксерьезным негативным последствиям, как во внутри-, так и во внешнеполитическомплане и т.д.

2. Неслучайно в конце прошлого года была выдвинута идея о проведении референдума попродлению полномочий Н. Назарбаева до 2020 года. При таком раскладе (хорошемздоровье Президента, отсутствии основ государственного переворота) Н. Назарбаеввряд ли в ближайшее время (по крайней мере, в течение 3-4 лет) будет заниматьсяпоиском «преемника».

3. При этом,вполне возможно, что Н. Назарбаев, опираясь на статус «Лидера нации», будетконтролировать деятельность 2-го президента РК.

4. Н.Назарбаеву для обеспечения политической площадки для своего преемниканеобходимо делать ставку на усиление функций Парламента. Поэтому вполневероятно, что переформатирование партии «Ак жол» направленно на созданиеПарламента с доминированием в нем депутатов от двух партий (НДП «Нур Отан» иДПК «Ак жол»), с последующим, возможным, созданием на их основе коалиционногоправительства.

5. Этотсценарий смены казахстанской верховной власти более удобен для Н. Назарбаеватакже потому, что в данном случае человек, который будет временно исполнятьсвои обязанности не сможет реализовать свой альтернативный план, так каксогласно пункту 2 ст. 48 Основного закона Казахстана, «исполняющий обязанностиПрезидента Республики не вправе осуществлять роспуск Парламента Республики,...назначить республиканский референдум, а также вносить предложения обизменениях и дополнениях Конституции Республики».

 

31.08.2011г.

 

ТалгатМамираимов, вице-президент

Казахстанскогоцентра гуманитарно-политической конъюнктуры

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение