Киргизстан предвыборный, Или кого поддержит русскоязычный электорат

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Одному Аллаху известно, откуда в нашей бедной парламентской республике взялось такое сумасшедшее количество кандидатов в президенты. Это ж как надо было развиться драгоценному институту президентской власти на “островке демократии”, чтобы безработному чабану, заштатному артисту или тихо спивающемуся обывателю всё бросить и, не дожидаясь за кружкой пива следующего переворота, самому ринуться в пучину госдел.
Киргизстан предвыборный, Или кого поддержит русскоязычный электорат

Киргизстан предвыборный, Или кого поддержит русскоязычный электорат

В Киргизии уверенно набирает обороты предстоящая гонка за президентское кресло. ЦИК республики уже определился со списками кандидатов в президенты. Их на сегодняшний день аж 78 человек, в своём абсолютном большинстве - без определённого рода занятий.

Одному Аллаху известно, откуда в нашей бедной парламентской республике взялось такое сумасшедшее количество кандидатов в президенты. Это ж как надо было развиться драгоценному институту президентской власти на “островке демократии”, чтобы безработному чабану, заштатному артисту или тихо спивающемуся обывателю всё бросить и, не дожидаясь за кружкой пива следующего переворота, самому ринуться в пучину госдел.

Впрочем, идеалы существуют совсем не для того, чтобы их достигать. Строго наоборот. Как раз благодаря этому обстоятельству, жизнь так чудесно пылает в иные часы. Настолько ярко, что намотав на кулачок известную субстанцию сметанообразной консистенции, с глубочайшей серьёзностью можно было бы сказать: “Щас, только штаны подтяну и пойду управлять государством”. И, что интересно, возможно это ни где-нибудь, а исключительно и только в Киргизстане. Здесь как бы считается, что глава государства несёт полную политическую ответственность за свои деяния. Но вот перед кем, этого на наших широтах никому доподлинно неизвестно: то ли перед парламентом, то ли перед правительством, то ли перед народом, то ли перед “кузькиной матерью” или “богом всёвидящим”.

Тайна сия велика есть и оттого с необычайным удовольствием глубоко почитаема в широчайших слоях местного населения. И мы её никому не выдадим, сколько бы ни метали на нас насмешливо-издевательских взглядов господа из международных валютных фондов.

А между тем речь идёт вовсе не о количестве желающих насладиться маленьким кусочком общего внимания и свалившимся праздником минутной славы. Никакой особенной гадости в политике или экономике они не сотворят и сногсшибательных ощущений не доставят.

Этот факт только дополняет и в целом усиливает ставший уже стереотипным образ коллективной безответственности перманентно неуправляемой страны, к которому все потихоньку-помаленьку привыкают. Самое страшное в этом привыкании - интеллектуальная и духовная пустота, равнодушие и неуважение к ценностям человеческой жизни на фоне тотального банкротства государственных институтов власти.

Естественно, что ни одной славянской фамилии в этих списках нет. И дело тут не в том, что русские в Киргизии настолько социально индифферентны, что вообще не хотят участвовать в каких бы то ни было политических баталиях. Это далеко не так. Просто перед ними наглухо закрываются государственные двери ещё на предварительном этапе. Очевидно в качестве благодарности за то, что 20 лет назад Советский Союз, на 80 % состоящий из русских, подарил Киргизстану государство, в котором сегодня преобладает мощная демодернизация общества с актуализацией родового сознания и возрождением полуфеодальных механизмов клановой системы управления.

Основным фактором ограничения русскоязычной диаспоры в “кандидатских списках” является степень владения государственным, т.е. киргизским языком. Определяет это Национальная комиссия по государственному языку. Но даже если предположить, что найдётся смельчак, говорящий по-киргизски – он всё равно, так или иначе будет блокирован уже на стадии подачи заявления в ЦИК. Так было, например, с двумя храбрецами, которых “любезно попросили” отказаться от участия в предвыборном марафоне.

По сути, группа лингвистов решает за всех граждан страны, кто достоин, быть президентом Киргизстана, а кто нет.

Вполне вероятно, что эти знатоки киргизской филологии весьма уважаемые в своём академическом кругу люди. Но ведь избирателям, особенно русскоговорящим, до них и их умения нет никакого дела. Так почему эти господа из Центральной избирательной комиссии вместе с их Комиссией по языку отбирают у русскоязычной диаспоры страны конституционное право выбора?

В задачу ЦИК, в принципе, входит только правильно подсчитать наши голоса и озвучить волю народа, в том числе и русскоязычной его части, а не определять, за кого могут киргизстанцы голосовать, а за кого нет!

В своё время окружение Аскара Акаева ловко придумало схему, как избавиться от серьёзного тогда конкурента на президентских выборах Феликса Кулова. Было предложено устроить экзамен на знание киргизского языка. Естественно, что Ф. Кулову, человеку из городской русскоязычной среды, сложно было написать текст на госязыке без ошибок. В результате Кулова провалили. Акаевская камарилья хлопала тогда в ладоши от счастья, как же здорово они разделались с народным генералом. Что из этого вышло, все мы очень хорошо помним. На отлично сдавший экзамен Аскар Акаев через несколько лет был с позором выдворен из страны.

Кстати, в статье 47 Закона “О выборах Президента Киргизской Республики и депутатов Жогорку Кенеша (парламента) Киргизской Республики” прописана ответственность за нарушение избирательных прав. Там говорится буквально следующее: “Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с законами Киргизской Республики несут лица путём насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом, препятствующие свободному осуществлению гражданином Киргизской Республики права избирать и быть избранным”.

Экзамен по госязыку как нельзя лучше подпадает под тот самый “иной способ”, который одним не позволяет “быть избранными”, а других “лишает права избирать” тех, кому они хотели бы вверить судьбу страны. Логика процесса подсказывает, что потребность в услугах Национальной комиссии по госязыку может сократиться до минимума, если не исчезнуть совсем. В том случае, когда комплексные отклонения от государственных норм управления превзойдут критический уровень и переведут государственность в непредсказуемое состояние. Тогда уже никто не будет бояться, что за не титульного кандидата проголосует большинство населения

Самое же главное, в законе нет прямого указания на то, что у членов ЦИК и Госкомиссии по языку есть право не допускать до выборов кого-либо из претендентов. Они могут высказать только своё мнение относительно уровня владения государственным языком. А дальше пусть электорат сам решает, кому отдавать свой голос.

Более того, ситуация с госязыком приобретает в Киргизии откровенно комические черты. Чем дальше, тем веселее. Граждан, не говорящих на киргизском языке, теперь уже предлагается штрафовать. Так, 29 августа сего года председатель Национальной комиссии по государственному языку Рыскельди Момбеков, выступая на круглом столе, посвященном развитию киргизского языка в Киргизстане, заявил: “За нарушение других законов людей штрафуют, как минимум, на 500-1000 сомов, а за несоблюдение закона “О государственном языке” никакой ответственности не предусмотрено, поэтому стоило бы внести поправки в Административный Кодекс, предусматривающие наказание за это”. Короче говоря, не лопочешь по-киргизски, плати таньга. А ещё лучше, пусть в Киргизстане все некиргизы платят за то, что дышат киргизским воздухом и смотрят на киргизскую луну! Что бы у всего мира уже не оставалось никаких сомнений относительно интеллектуальных инструментов “киргизской государственности”.

На сегодняшний момент главным препятствием на пути динамичного развития Киргизии и России является невозможность элиты Киргизстана, точнее остатков небольшого, но очень прогрессивного её русскоязычного ядра, воспитанного на ценностях русской культуры и получившего образование в вузах СССР, участвовать в выборах Президента Киргизской Республики из-за незнания госязыка. Хотя все прекрасно понимают, что сам по себе экзамен на знание любого языка это нонсенс. И в языке ли дело?

Сегодня в Киргизстане только младенцы не говорят о том, что страна раздирается изнутри бандитами, интриганами и ворами всех мастей. В процессе сознательного разложения общества нынешней властью одни персонажи уходят, на их место полчищем тараканов ползут такие же упыри, рассчитывая стать новыми хозяевами и в срочном порядке проесть остатки национального достояния совсем небогатой страны, расположенной к тому же далеко в стороне от морских и даже сухопутных транспортных коммуникаций, по сути – на периферии процесса экономического развития мира, континента и даже самого среднеазиатского региона. Но именно через нашу республику проложен путь караванам с наркотой и оружием. Наркотрафик генерирует деньги и власть как базис и основу национального “способа производства”. Заработанная таким образом частная собственность выступает как надстройка, порождающая угрозу новых переворотов и кровавых революций, вызванных презрением к закону и анархией управления страной.

Трезвомыслящие аналитики Киргизстана считают, что произвол властей и воинствующей оппозиции можно остановить исключительно экономическими санкциями, принудительным лечебным голоданием. Первые двадцать лет независимости Киргизия худо-бедно выживала, торгуя имиджем островка демократии. Щедрые гранты международных организаций позволяли кое-как поддерживать экономику страны. Теперь кредит доверия иссяк. Запад продолжает оказывать финансовую помощь, но уже не в тех размерах и выживание киргизского государства напрямую зависит от помощи стран СНГ, ЕврАзЭс, Таможенного союза и России.

Справедливости ради стоит отметить, что, скорее всего от безысходности, но в небольшой части киргизского общества наконец-то проклюнулись ростки понимания того, что с прежними трайболистскими танцами пора заканчивать и переходить от осточертевшей трескотни о национальном превосходстве к серьёзным методам государственного управления. Силовым – в том числе. Всё громче раздаются голоса малой когорты независимых представителей Киргизстана в поддержку “сильной руки”, железного лидера, киргизского Путина, приверженца жёсткого порядка, способного обеспечить жителей региона работой, дать простые и понятные ориентиры социально-экономического развития, а главное – определиться с внешним вектором. В том, что он должен быть направлен в сторону России, эти люди не сомневается.

Бесспорно, что в сегодняшней ситуации страну обязан возглавить человек с незапятнанной репутацией, профессионал, широко образованный человек, который сможет хотя бы попытаться вернуть доверие общества к государству. Только так республика перестанет терять силы и время на бесполезную рефлексию, исступленно балансируя на грани мракобесия и фашизма. Не будет искать врагов, воевать с национальными призраками, а люди займутся вполне прозаичными делами - спокойно обустраивать страну и правильно воспитывать детей. Тогда и в любых невзгодах выстоят.

Но вернёмся пока к нашим соловьям, сиречь кандидатам в президенты.

В том, что почти все они похожи друг на друга как сиамские близнецы, удивляться не приходится. Большинство из них националисты, связанные с криминалом. Их предложения мы уже не раз проходили. Как правило, это блеф пустых обещаний и убогие спектакли с обязательным монологом о замене действующей Конституции. У дилетантов с неудовлетворёнными амбициями цель одна - насосаться денег и неимоверно раздувшись, подобно клопам, отвалить от тела истерзанной страны, готовой вновь окунуться в кровавую баню. В этом деле большинство из известных нам претендентов – виртуозные мастера.

В связи с этим возникает очень важный социальный вопрос. Как заменить неэффективный доселе глубинный механизм патриархальной ментальности, не прибегая при этом к внешним силам и оставаясь в рамках существующего парламентаризма? То есть, возможна ли стальная государственная воля без диктатуры президентской власти? Проще говоря, действительно ли так необходимо вновь переписывать Конституцию и возвращаться как минимум к президентской республике образца 1993 года?

Дело в том, что по новой Конституции Киргизии, которую мало кто из рядовых граждан читал, все силовые структуры находятся в подчинении Президента. Глава государства назначает руководство и курирует Госкомитет национальной безопасности, Генпрокуратуру и является Главнокомандующим армии. Более того, Президент наделён полномочиями и правом проведения реформ в силовых структурах, подчинив разрозненные ведомства, ГКНБ, МВД, прокуратуру, армию одной цели – возрождению страны.

С такими возможностями совсем необязательно менять Основной Закон, для того чтобы скрутить в бараний рог парламент и заставить его адекватно реагировать на реальные вызовы времени, безотлагательно решая первоочередные задачи экономики, а не заниматься, почесывая филейное место, ерундой в виде национальной символики или молитвенного кабинета для нардепов. Только для этого нужен соответствующий исполнитель.

Ясно, что это должен быть достаточно молодой и энергичный человек, но не из плеяды всем знакомых и порядком поднадоевших “политических актёров”. Не быстротечный мыльный пузырь, а природный харизматик, способный пустить корни даже в заблудших душах, которые ему поверят. И, что очень важно, – он не будет раздувать щеки, и убаюкивать себя политиканским вопросом “Кто виноват?”, а просто заткнёт брешь, из которой хлещет неуправляемая этническая энергия и поставит в центр внутренней политики принцип элементарной справедливости, на практике дающий всем равные права. Не будет резать слух омерзительным диссонансам, разделяя нас на узбеков, киргизов, дунган, турок, корейцев или русских, а впервые за последние годы введёт в публичный оборот слово “киргизстанец”.

Само собой разумеется, что многочисленный русскоязычный электорат не только активно поддержит на выборах, но и в дальнейшем будет всячески приветствовать помыслами и делами того кандидата в президенты, который обуздает распоясавшихся националистов и сформулирует ясную общенациональную повестку дня.

Наверняка, такой политик в Киргизстане есть. Но сможет ли он пробиться сквозь толщу киргизского ура-патриотизма? Ответ не за горами. Очень скоро узнаем. И не дай нам бог в очередной раз разочароваться. Люди это переживут и разбредутся кто куда, а вот остатки веры в институты государственной власти маленькой горной страны будут окончательно подорваны, стёрты и сломлены.

Владимир ФАРАФОНОВ

Поделиться: