ОДКБ и Астана, или зачем Назарбаеву спасать Лукашенко?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Но вполне допускаю, что Нурсултан Назарбаев видит некоторые проблемы гораздо отчетливее нежели чем его основные партнеры, кроме, пожалуй, Дмитрия Медведева. Если тревоги Александра Лукашенко сугубо ситуативны и не выходят за рамки вверенного ему Белорусского государства, то Нурсултан Назарбаев с его уникальным чувством власти, похоже, понимает, что начинается отсчет нового времени, как в системе национальных, так и в системе глобальных координат.
ОДКБ и Астана, или зачем Назарбаеву спасать Лукашенко?

Андрей Карпов.

Решения последнего саммита ОДКБ вызвало бурное обсуждение в экспертнойсреде. Вновь актуализировался вопрос о превращении этой организации из аморфнойбюрократической структуры в некий аналог НАТО, который не только способен отражатьвнешние угрозы, но, что не менее важно, готов оказать содействие впротиводействии экстремистским силам внутри стран-участниц Организации.

Обстоятельства, которые побудили постсоветских лидеров вступить на путьобсуждения столь скользкой темы, в принципе, очевидны – арабские революции,вступление мировой экономики в новую фазу турбулентности, да и специфические,сугубо местные проблемы Минска и Душанбе заставляют всерьез задуматься оконсолидации усилий по поддержанию стабильности и устойчивости нынешнихрежимов.

Но если в отношении Александра Лукашенко все более или менее очевидно, тозачем это Нурсултану Назарбаеву? С учетом того, что экономическая ситуация вКазахстане, на первый взгляд, достаточно благоприятна, и за исключением акцийсоциального протеста на западе страны, принципиально новые риски для системы неочевидны.

В то же время, по мнению некоторых московских аналитиков, Назарбаев такжезаинтересован в том, чтобы «план Лукашенко» из теоретических раскладок перешелв плоскость реальных решений. Еще в середине августа он косвенно поддержалвыступление белорусского лидера, который тогда заявил «У нас в Минске всоциальных сетях, в Интернете призывают к забастовкам. Я так буду смотреть,наблюдать, а потом как шарахну, так не успеют за границу перебежать». Напомню,что Назарбаев выступал следом за Лукашенко и также признал, что темаинформационной безопасности будет стоять в повестке дня следующей, декабрьскойвстречи ОДКБ.

Правда в отличие от Батьки, казахстанский лидер расширил перечень угроз,добавив туда религиозный экстремизм и наркотрафик. Но последующие событияпоказали, что в Казахстане также уделяют не меньшее внимание проблемамбезопасности социальной и информационной, иначе как можно объяснить ограниченияв ЖЖ, которые были введены как раз почти сразу после завершения саммита ОДКБ.

Впрочем, наиболее важный вопрос так и повис в воздухе. Остается не очень понятным как именно лидеры Организации намереваются консолидировано приниматьрешения об оказании поддержки своим коллегам в случае возникновения социальныхволнений по образу и подобию арабских революций.

Безусловно, Нурсултан Назарбаев, наиболее опытный и гибкий политик средитех, кто определяет правила игры внутри ОДКБ, и его предложения обезукоснительном выполнении тех решений, которые принимают интеграционные структурынеоднократно озвучивались, начиная с 2006 года. Однако, одна тема, это все, что касаетсяэкономической интеграции, реализации транспортных, инфраструктурных проектов.Но совсем другой вопрос – участие сил ОДКБв подавлении антиправительственных выступлений, или в борьбе сэкстремизмом в социальных сетях. ОДКБ образца 2010 года, судя по развитиюсобытий в Кыргызстане, к этому был абсолютно не подготовлен. Что изменилось загод, кроме политической воли лидеров ОДКБ – не очень понятно.

Но вполне допускаю, что Нурсултан Назарбаев видит некоторые проблемыгораздо отчетливее нежели чем его основные партнеры, кроме, пожалуй, ДмитрияМедведева. Если тревоги Александра Лукашенко сугубо ситуативны и не выходят зарамки вверенного ему Белорусского государства, то Нурсултан Назарбаев с егоуникальным чувством власти, похоже, понимает, что начинается отсчет новоговремени, как в системе национальных, так и в системе глобальных координат.

Ислам Каримов, допускаю, также чувствует «ветер перемен», но делаетсовершенно иные выводы. Усиливает изоляционистские тенденции в отношении Узбекистана к основным интеграционным проектам. По этому поводу, на страницах Независимой задается справедливым вопросом полковник Родюков: "В настоящий момент возможность госпереворотов и мятежей в той или иной степени существует почти в каждой постсоветской стране. И, конечно, необходимо сформировать для этого защитные механизмы, что и озвучил вчера Александр Лукашенко. Хотя здесь мне непонятна позиция Ислама Каримова, который выступает категорически против формирования КСОР. Именно в Узбекистане в мае 2005 года в Андижане произошел вооруженный мятеж. Тогда Каримов, применив военную силу, с ним справился. А вдруг такое повторится еще? Справится ли он тогда?"

Для Назарбаева изоляционистский подход неприемлем методологически. Но чья линия, в конечном счете, окажется правильнойпока еще не предрешено. А самое главное остается открытым вопрос - сумеет ли ОДКБ стать действенным инструментом решения проблем, которые связаны не с деструктивным влиянием внешних сил, а прямым следствием ошибок и просчетов правящих элит?

Теги: ОДКБ

Поделиться: