Казахстан-2011: оптимизм для местного потребления?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На фоне тревожных настроений среди международных инвесторов и пессимистических прогнозов со стороны ведущих международных экспертов министры экономического блока Республики Казахстан по-прежнему остаются главными источниками позитивных новостей. И нужно признать, что это не просто попытка сделать хорошую мину при плохой игре, а реальное отражение ситуации в экономике РК.
Казахстан-2011: оптимизм для местного потребления?


На фонетревожных настроений среди международных инвесторов и пессимистическихпрогнозов со стороны ведущих мировых экспертов министры экономическогоблока Республики Казахстан по-прежнему остаются главными источниками позитивныхновостей. И нужно признать, что это не просто попытка сделать хорошую мину приплохой игре, а реальное отражение ситуации в экономике РК.

Попробуемпонять, что именно стоит за бодро-оптимистическими выкладками премьер-министраКарима Масимова, а также глав Минфина и Минэкономразвития. Прежде всего, этоуверенность в том, что у правительства есть четкая стратегия поведения вситуации дальнейшего углубления проблем на мировых валютных и фондовых рынках.

Об этомнесколько раз на совещаниях в Ак Орде заявлял Кайрат Келимбетов. Вчастности, на субботнем заседении Кабинета министров он отметил, что сучетом волатильности мировых цен на энергоресурсы у Правительства ужеподготовлены сценарии, предусматривающие целый комплекс мер по сохранениюсоциальной и экономической стабильности.Эти стратегии, судя по всему не предусматривают «заливания» нового пожарадополнительными денежными вливаниями, тем более, что и Масимов, и Келимбетовсходятся в том, что «проедание» нефтяных поступлений в нынешних условияхнедопустимо.

Кроме того,Кайрат Келимбетов озвучил волшебную цифру - 8 млрд.долларов - это ограничение гарантированного трансферта, способствующеенакоплению финансовых ресурсов в Нацфонде.

Правда, остаетсянеясным вопрос: на какой уровень критичности рассчитаны стабилизационныемероприятия? Допустим, российский Минфин уже неоднократно озвучивалпсихологическую планку – 80 долларов за баррель. В том случае, если цена нанефть опускается ниже этого показателя, развитие ситуации в российскойэкономике может пойти по самому негативному сценарию. Один российский аналитик справедливо сослался на Феликса Дзержинского: «политика очень часто пахнет нефтью, а нефть – политикой». Удерживать цены достаточно высокими помогают политические риски (пример, нынешняя непростая ситуация в Ливии). Эксперты утверждают, что если их убрать, нефть может стоить на ⅓ меньше нынешней цены.

Видимо, на этомже уровне расположены тревожные ожидания и казахстанской стороны. Учитывая, чтов понедельник МВФ понизил прогноз по росту мировой экономики на 2011 год, можнопредположить, что любые сценарии экономического форс-мажора давным-давноследует изъять из архивной папки и применять к текущим реалиям.

Однакоказахстанские чиновники, похоже, так не считают. По крайней мере, КайратКелимбетов декларирует возможный рост активов Казахстана до 72 млрд. долларов в2015 году, а это не менее 30% ВВП, и сокращение ненефтяного дефицита до 3% кВВП по состоянию на 2020 год.

Примерно в том жеключе излагал задачи своего ведомства на среднесрочную перспективу и министрфинансов Болат Жамишев. По крайней мере, планируется выделить 50 млрд. тенге нареализацию программ занятости. А что касается науки и образования, эти цифрыеще более впечатляют, превышая планку в 1 триллион тенге.

Поэтому еслисравнивать тональность выступлений российских и казахстанских министров, токонтраст по-настоящему разителен. Обитатели российского Белого Дома, несмотряна предвыборный период, не стесняются нагнетания разного рода мрачностей, в чемособенно преуспел глава Минфина Кудрин. Казахстанский экономический блокнапротив, окончательно выбрал для себя образ "сдержанных оптимистов", причем внекоторых случаях этот оптимизм начинает даже зашкаливать.

Конечно, с однойстороны, это можно списать на специфику аппаратного поведения, но с другой,вполне вероятно, что Ак Орда постепенно возвращается к информационной стратегиидокризисного периода. То есть, надлежит демонстрировать полное спокойствие истабильность в поведении госчиновников и капитанов местного бизнеса, не обращая внимание на грозные симптомы бушующего финансовогоурагана. В 2007 году эта схема не слишком сработала, но сейчас, когда умеждународных инвесторов практически не осталось «тихих гаваней», а вопрос,куда приткнуться со своими миллиардами, обостряется день ото дня. С этой точки зрения,такая линия поведения вовсе не кажется неразумной.

Другой вопрос, а есть ли насамом деле тот самый мудрый план, который спасет национальную экономику в момент бед ииспытаний? Об этом пока можно только догадываться, но все же бодрые отчетыказахстанских министров не так раздражают публику, как заявления некоторых российскихполитиков в духе: «Усе пропало, шеф».

Теги: Казахстан

Поделиться: