Е.Пустовойтова: Влияние через социальные сети и экспорт революции

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
"Распространяется бесплатно" – эта фраза означает, что издателям книги "Влияние через социальные сети" не важно, сколько они заработают на распространении собственных бесплатных идей. Или – не собственных? И уж тем более – не бесплатных? Позволю себе одну параллель. Сто с лишком лет назад, в феврале - марте 1919 года, Сенат США проводил слушания по делу "Большевистская пропаганда", больше известному как дело комиссии Овермана.
Е.Пустовойтова: Влияние через социальные сети и экспорт революции



"Распространяется бесплатно" – эта фраза означает, что издателям книги "Влияние через социальные сети" не важно, сколько они заработают на распространении собственных бесплатных идей. Или – не собственных? И уж тем более – не бесплатных? Позволю себе одну параллель. Сто с лишком лет назад, в феврале - марте 1919 года, Сенат США проводил слушания по делу "Большевистская пропаганда", больше известному как дело комиссии Овермана. Фактически речь шла об организации первого в истории экспорта революции на территорию России… Стенограмма протокола слушаний о событиях революции 1917 года свидетельствует о том, что "Леон Троцкий, до того как он покинул Нью-Йорк, был выслан последовательно из Австрии, Франции и Испании… Он созвал митинг немецких социалистов и русских в Гарлем Ривер Парк Казино, на углу 122-й улицы и 2-й авеню, вечером 26 марта 1917 года, после разрыва дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Германией и произнес речь по-немецки и по-русски. Он сказал: "Я отправляюсь назад в Россию, чтобы свергнуть Временное Правительство и прекратить войну с Германией и не допущу вмешательства со стороны постороннего правительства. Он уехал на следующее утро со своими последователями на [пароходе] Норвежско-Американской Линии; и с этого дня по 1-е июня уехало 450 русских, с разными вожаками.

Сенатор Нельсон: Какой он национальности?

Полицейский Тунни: Он русский…

Нельсон: Как он выглядит?

Тунни: Типичный русский. Темные, густые, кучерявые волосы, очень радикально выглядит и говорит…"

Чтобы "типичному русскому", уже высланному из Австрии, Франции и Испании и находящемуся под неусыпным надзором британской полиции, получить американский паспорт, надо было свершиться чуду. "Волшебником", который выдал Троцкому паспорт для возвращения в Россию, чтобы "продвигать" революцию, стал президент США Вудро Вильсон. К этому американскому паспорту были приложены виза для въезда в Россию и британская транзитная виза.

Итак, сотню лет назад американский Сенат еще мог сомневаться - пускать ли "революционеров" в Россию? Сегодня он ежегодно голосует за выделение сотен миллионов долларов на содержание тех, кто помогает Соединенным Штатам в укреплении их господства над миром. Предшественница нынешнего госсекретаря США Кондолиза Райс впервые ввела в практику американской дипломатии требование прямого вмешательства во внутренние дела государства пребывания: "Дипломаты… будут помогать иностранным гражданам развивать строительство демократии, бороться с коррупцией, открывать бизнесы, улучшать здравоохранение, реформировать образование". Для проведения такой политики в жизнь Фонд обороны США сразу же выделил Кондолизе Райс 100 миллионов долларов (http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2006/59339.htm).

***

До развала Советского Союза инстинкту захватчика, переложенному в свое время на язык доктрины Монро, еще можно было противостоять с помощью советских межконтинентальных ракет. Нынче этот инстинкт ничем не связан – и он все больше дает о себе знать. Культ силы, теология доктрины "Предопределенной Судьбы", отождествляющая американскую территориальную экспансию с волей Бога, расистская теория "американского века", геополитические концепции Маккиндера, адмирала Мэхэна и Николаса Спайкмена, доктрина "открытых дверей" и, наконец, Вильсоновский универсализм, отождествляющий интересы американского экспансионизма с универсальными интересами человечества, - вот элементы американской идеологии, которая сложилась еще на рубеже XIX-XX столетий и с тех пор мало изменилась.

Суть доктрины Монро точно выразил выдающийся немецкий юрист Карл Шмит: "Это процесс экспроприации и присвоения пространства. Ее субъект - политическая воля США, Jus Belli Америки, ее объект - пространство, которое должно этой воле стать подвластным".

Одним из главных инструментов претворения доктрины в жизнь является Государственный департамент США. А причем тут, спросите вы, малоизвестный фонд "Фокус-медиа", который "способствует созданию преуспевающих сообществ путем просвещения и вовлечения людей в деятельность для улучшения их здоровья и уровня жизни", в том числе изданием книжки "Влияние через социальные сети"? Притом, что связь внешней политики США с теми инструментами, которыми она реализуется, во многих случаях незаметна. Эта связь маскируется. Порой и не узнаешь, кто оплачивает "эту музыку". Впрочем, давайте посмотрим.

5 апреля 2011 года помощник госсекретаря США Пола Добрянски проговорилась: "Мы потратили более 1,2 миллиарда долларов на программы по правам человека и развитию демократии". Куда текут эти миллионы?

Через Национальный фонд за демократию (NED) "зеленые дожди" госдепа расходятся по всему миру. Широка география распространения долларов американского госдепа и в России. Из документов NED за 2005 год следует, например, что 42 тысячи долларов получил от этой организации Музей Андрея Сахарова в Москве – за проведение конкурса среди школьных учителей России на лучший урок истории, посвященный "тоталитаризму и политическим репрессиям в СССР" (не 60-летию Великой Победы, заметьте, отмечавшемуся в том же 2005 году). 50 тысяч долларов получила ассоциация "Голос" - на продолжение программы по увеличению участия общественности в местных органах законодательной власти (вне рамок Конституции России, разумеется, иначе программа вообще теряет смысл). 35 тысяч получило общество "Мемориал" - на публикацию бюллетеня "Карта", который посвящен ревизии политики российских властей в отношении неправительственных организаций. 50 тысяч получил информационно-аналитический центр "Сова", который отслеживает связи "между политическими лидерами и националистами". 50 тысяч было выдано Московской хельсинкской группе, 30 тысяч – ассоциации "Чеченские матери за мир" и так далее: всего 48 организаций и 3 миллиона 720 тысяч 518 долларов расходов.

Долларовая зелень, которую раскидывает по России государственный департамент США, пролилась не только над Москвой, дождь благодеяний ощутили и в Челябинске, Чечне, Рязани, Калининграде, Казани, Екатеринбурге, Мурманске, Нижнем Новгороде, Озерске (на Урале), Перми, Петербурге, Воронеже, Ярославле… Получил ли и получает ли "зеленые" фонд "Фокус-медиа", судить не берусь. На сайте этой некоммерческой организации нет ни слова о том, на чьи деньги, не занимаясь коммерцией, организация существует.

Ален Вэйнштейн, помогавший в разработке учредительных документов NED, в 1991 году заметил: "Большая часть из того, что мы делаем сегодня, делалась тайно 25 лет назад ЦРУ. NED, как и ЦРУ до него, называл это поддержкой демократии. Правительства и движения, против которых действовал NED, называли это дестабилизацией".

А вот что говорит Уильям Энгдал, американский политолог, живущий в Германии и занимающийся исследованием механизмов внешней политики США: "Новая стратегия изменения режимов, в первый раз примененная в 2000 году против Милошевича в Сербии, потом против Шеварднадзе в Грузии, потом в 2005-м на Украине, затем, правда, безуспешно - в Белоруссии, в Узбекистане против Каримова, в Киргизии, была разработана Пентагоном и частными исследовательскими центрами, нанятыми Пентагоном для разработки новой стратегии войны... Ирак был только одной моделью, Ирак – очень плохая модель. Гораздо эффективнее вовлечь в дело, как на Украине, молодежь, например, такие организации, как "Отпор", "Пора" и подобные им, и нападать стаей, выходя на улицы, на первый взгляд без всякой координации, к удивлению полиции, которая пытается реагировать на беспорядки и в результате делает молодежь героями. В каждом случае, о котором я говорю, американские НПО играют стратегическую роль. "Открытое общество Джорджа Сороса", "Национальный фонд развития демократии" (НЭД) – это структуры Конгресса Соединенных Штатов. А "Национальный фонд поддержки демократии" был учрежден во время президентства Рейгана, чтобы делать то, что раньше делало ЦРУ, только, так сказать, в частном порядке... Что они делают? Они тренируют избранных ими молодежных лидеров в университетах. В случае с Украиной они тренировали их в Сербии или встречались в нейтральных странах и делали молодых людей ангажированными провокаторами, владеющими техникой, которую корпорация РЭНД называет "пчелиным роем". Так это действует".

Занимает свое место в "пчелином рое" и фонд "Фокус-медиа", издавший на русском языке книжку "Влияние через социальные сети". Фонд был основан в 1996 году тремя активистками некоммерческого сектора – Евгенией Алексеевой, Юлией Качаловой и Еленой Тополевой, увлеченными, как они сообщают, социальным маркетингом, то есть исследованием рынка социальных услуг. Если проще, поиском возможностей заработать на общественных нуждах - вполне западное применение сил и талантов.

Чем фонд занимается конкретно? Пропагандой безопасного сексуального поведения, профилактикой ВИЧ среди молодежи, но далеко не только. Главное поле деятельности "женственных бойцов со спидом" - укрепление некоммерческих организаций на Северном Кавказе, в самом, пожалуй, уязвимом сегодня регионе Российской Федерации. "Потребность в этой книге в регионах, особенно на Северном Кавказе, огромна, - уверены руководители "Фокус-медиа". - Нам бы очень хотелось, чтобы эта книга стала настольным пособием для некоммерческих организаций. Это помогло бы им привлекать новых сторонников, организовывать акции, комментировать события, происходящие в мире, делиться информацией, рассказывать о своих успехах и влиять на взгляды других людей. Иначе говоря – выполнять свою миссию".

И далее. "Значительная часть книги посвящена блогам, их успешной "раскрутке", их продвижению и оптимизации. Сами блогеры делятся секретами монетизации, а мы предлагаем для рассмотрения некоторые возможности фандрайзинга в Интернете. Книга снабжена рассказами авторов успешных групп и сообществ". Что тут сказать? Монетизация – это и есть идеология вторжения западной "демократии" в чуждый "монетарному" мышлению мир. Взломать его нравственные барьеры, заставить говорить и думать на западный лад – легче и быстрее в умах молодых. За них и идет сейчас борьба.

О том, что Интернет и так называемые социальные сети стали использоваться как новейший канал "экспорта революций", сейчас уже догадываются многие.

Дошла очередь до России? Возможно, и дошла, как-никак Россия в этой очереди - еще с начала ХХ века. Во всяком случае, издатели из фонда "Фокус-медиа" сообщают, что "презентационный тираж книги издан в рамках проекта "Развитие местных сообществ Чечни, Ингушетии, Дагестана и Северной Осетии" (вот там и ждите событий). Официально финансирует этот проект (по Чечне, Ингушетии, Дагестану и Северной Осетии) такая структура, как UNDF – The United Nations Democracy Fund, распространившая свою деятельность и на Тунис, и на Египет, где "революции" уже состоялись, и на другие страны, где они, вероятно, только готовятся.

Хотите знать, что это за страны? Пожалуйста. Вот, например, некий New Media Institute в Киргизии рекламирует книгу "Влияние через социальные сети" весьма примечательным образом: "Книга-учебник для тех, кто хочет в совершенстве овладеть технологией захвата мира через социальные сети!" Просто и со вкусом. Или еще: "Революция через социальную сеть" - название новейшей (запущенной нынешним летом) серии акций протеста в Белоруссии. Эти акции протеста, за которыми стоят попытки свергнуть А.Лукашенко, организуются инициативными группами через социальные сети "ВКонтакте" и Facebook. Суть акций: их участники регулярно собираются в центре белорусских городов, не скандируя никаких лозунгов, призывов или требований, а лишь аплодируя время от времени, чтобы выразить так свой протест против власти. Первая подобная акция прошла в Белоруссии 8 июня 2011 года, потом они стали повторяться регулярно с частотой раз в неделю.

И напоследок надо сказать о партнерах наших книгоиздателей. Можно предположить, что главными проводниками "влияния через социальные сети" являются все-таки не три упомянутые выше дамы, а скорее их "партнеры". Здесь и Всемирный банк, и католическая "Caritas Internationalis", и "Кавказский узел", и "Amnesty International", и корпорация "Шелл", и Фонд ООН по народонаселению (UNFPA), и Фонд Форда. Пусть теперь читатель сам подумает, проводниками какого влияния являются все эти структуры, приверженные "развитию демократии" через социальные сети на Волге, Урале, Кавказе, в Сибири, в Калининграде, на Дальнем Востоке…

Елена ПУСТОВОЙТОВА ||
Источник - Фонд стратегической культуры
Теги: США

Поделиться: