Нужен ли Казахстану свободный парламент? Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Они велики потому что окружающие их слишком малы. Можно будет обеспечить качество администраторов, профессионалов, исполнителей, высших технических служащих, канцелярских работников, субклерков и обслуживающего персонала. Министр наконец поймет, что с латинского языка слово министр означает слуга. В завершении хочется отметить, что истинная функция казахстанского парламента должна состоять в том, чтобы служить конгрессом мнений, большим жюри нации, местом для обсуждения важнейших проблем политической жизни страны. Казахстану необходим сильный и полновластный парламент.
Нужен ли Казахстану свободный парламент? Ч.2

Капанов К.Х., политолог

Поскольку президентский режим является формой представительного правления, он должен иметь открытую партийную систему, т.е. он предполагает осуществляемое посредством выборов соревнование двух или более действующих партий. Это объясняется тем, что существование подлинной законодательной власти невозможно, если одна партия постоянно господствует в выборном законодательном органе.

Однопартийная система ведет к полному контролю партии над избранным законодательным собранием. Парламент в котором представлена только одна партия, превращается в партсобрание, а бывшие коммунисты помнят, что в конце партсобрания все орали дурным голосом о необходимости подведения черты, т.е. окончания обсуждения. У рядовых коммунистов никакой власти не было, был только политический треп.

Отношение членов правительства к нашему минимальному парламенту – из 20 человек правительства в мажилис для обсуждения важнейшего вопроса пришли трое. Согласен с мнением, что «Нур Отан» приспособлен для выполнения вышестоящего указания, в лучшем случае – ассимиляция элитных фигур, но не для проявления инициативы, тем более – выработки курса государственной политики. «Нур Отан» просто является «отделом Администрации Президента». При превращении «Нур Отан» в партию западного, парламентского типа, окрылся бы путь к реальному партийно-политическому плюрализму, а также публичному политическому плюрализму элит и не менее реальному разделению властей. Перераспределение ролей между законодательной и исполнительной властями, кардинальным образом снизит роль административного ресурса и приведет к свободной межпартийной конкуренции. Это обеспечило бы горизонтальную легитимность власти. Элита наконец договорилась бы.

Принцип разделения властей, требуемый по определению в президентской системе, является несовместимым с существованием режима руководящей партии или однопартийным правлением. Это «закрытая» партийная система. Если оппозиционным партиям и может быть разрешено выставлять кандидатов для участия в свободных выборах, но у них не существует реального шанса победить в борьбе за власть, то тогда партийная система также является «закрытой». Напротив, открытая партийная система – это такая, в которой две или более соревнующихся партий имеют реальные возможности выиграть. Акад. С.Зиманов говорит, что было бы ненормальным, если казахстанский парламент избирался по партийным спискам, оказался бы и стал только однопартийным. Это было бы губительно для самого парламента. Эксперты справедливо считают, что существующая система выборов парламента лишает Казахстан политических лидеров. В Казахстане делается все для того что бы как говорил Бухарин о Ленине, не появились люди обладающие шестым чувством – чувством политики.

В Казахстане существует голод на масштабных людей. Известно, например, что ключевой проблемой в организации стабильного, справедливого и эффективного управления в США является режим взаимодействия законодательной власти и исполнительной власти. При деиндивидуализации парламента происходит падение роли личности в парламенте. Государственная власть не должна сосредотачиваться в одном органе (лице). Смена одной партии другой по выбору избирателей – наиболее ценное завоевание всей антично-буржуазной традиции. Это как принцип разделения властей с созданием сдержек и противовесов – ведет к ответственности руководителей за все то, что они сделали либо не сумели сделать тогда, когда были у власти. Казахстанский парламент работает в рамках системы «приводного ремня», а не системы сдержек и противовесов.

Фразы о том что парламент не место для политических дискуссий – свидетельство не профессионализма видных представителей власти, не понимание того что, парламент – это наиболее системный механизм «защиты от дурака» в современных политических системах. Состав и профессионализм парламента определяется степенью его ответственности. Только усиление ответственности представительной власти и ее престижа будет стимулировать приток в нее людей с высоким уровнем профессионализма. В Казахстане парламент практически не использует современные технологии политического брендирования для увеличения своей политической капитализации и усиления влияния на массовые группы электората, общественного мнения. Причем, в Казахстане люди открытые и с ними легче общаться, чем в других странах СНГ, а брэндинг – это как раз общение.

Слабый парламент ведет к дискредитации самой идеи парламентаризма в обществе.

Да, существует подтвержденное человеческой практикой представление, что характер кадрово-политической деятельности, утвердившийся тип отбора правящего слоя определяет собой не только тип государственного устройства, но и тип социального строения общества, тип народного хозяйства, производственной деятельности и в целом культуры нации. Эксперты, характеризуют нашу элиту, как слегка закамуфлированные старые, обанкротившиеся властные круги, даже если их непосредственные представители никак напрямую не связаны с ушедшим режимом. Какая-то бациллоносная элита. Практика неформальных согласований, «капитал» связей и семейственность как факторы продвижения во властные структуры остаются реальностью и сегодня в Казахстане. Дело в том, что должность в Казахстане – это капитал. Вряд ли надо доказывать, что по-другому должно формироваться правительство. Не из своих и наших, а из тех, кто представляет определенную систему взглядов, политические силы. Обратим внимание на то, что политические риски в Казахстане связаны: взаимоотношением элиты и общества, системными рисками т.е. рисками связанными с процессами внутри политической элиты, доминированием при формирование элиты принципа родства. Существует ценностный разрыв между обществом и элитой. В парламенте не хватает патологически честных людей. Дело в том, что мир всегда спасали всего несколько порядочных, мужественных и честных людей. Ведь известно, все политики, которые создавали государство Израиль умерли в бедности. Как говорил М.Е.Салтыков-Щедрин, Отечеству надлежит служить, а не жрать. Безусловно, не время делает людей, а личность время. Хочешь сломать систему - не изменяй себе.

Дело в том, что возникает опасность превращения аппарата управления в политически самостоятельную силу, противостоящую, например, власти и контролю избранных народом парламентов и их депутатов. На это указывает неэффективность парламентского контроля, да еще в условиях, когда данный институт все чаще демонстрирует стиль работы «на общественных началах», а не стиль деятельности профессионального, законодательного и контрольного органа власти. Поэтому управленческий аппарат, движущийся по пути все большей профессионализации и специализации, во все возрастающей мере приобретает политические функции. В результате бюрократизируются и сами политические институты. Возрастает влияние бюрократии, особенно министерской, противостоять парламенту. Наших депутатов возмущает отношение членов правительства, которые игнорируют парламент. Однако из-за отсутствия достаточной научной компетентности он все менее способен принимать основополагающие политические решения, или хотя бы осуществлять какой-либо эффективный контроль над административным планированием. Надо не просто тюбетейки подбрасывать в парламенте, давая оценку исполнительной власти. Необходимо повышать политическое значение парламента. В парламентской республике больше возможностей для реализации народом, каждым отдельно взятым гражданином прав на участие в управлении делами государства. Парламентаризм следует более активно развивать. Особенность казахстанского парламентаризма в том, что центром государства в Казахстане является президент, а не парламент. Гегель писал: «Та доля государственной власти, которую приобрел для себя определенный индивидуум, потеряна для власти всеобщего».

От последовательного выражения парламентариями интересов и надежд избирателей будет зависеть судьба казахстанского парламентаризма. В общем, парламентаризм – это особая система государственного руководства обществом, базирующемся на разделении законодательной и исполнительной власти.

Контрольную функцию нельзя рассматривать исключительно как репрессивную деятельность. Контроль должен носить прежде всего информационную нагрузку. Информационная функция имеет сходные цели с контрольной – достижение эффективного управления в какой-либо сфере. Государственный контроль в силу политической природы самого государства тесно связан с его политической функцией, что на современном этапе развития выражается в обеспечении эффективного реформирования системы госорганов, реагирования на различные отклонения. Необходимо, чтобы власть формировала политику в интересах народа, а не нефтяного лобби.

Сейчас главной функцией парламентов в мире становится контрольная в форме проведения парламентских расследований по вопросам государственного управления. В президентской республике основным средством парламентского контроля является парламентское расследование, которое может повлечь в исключительных случаях применение процедуры импичмента. Тогда можно будет в Казахстане не на словах, а на деле бороться с политической коррупцией, клановостью, семейственностью. Появится в Казахстане, наконец, такое понятие как репутация, не будут путать имидж и биографию, будет поставлен заслон пред функционально неграмотными людьми (люди, умеющие читать, но не понимающие содержание текста), претендующими на роль политической и бюрократической элиты. Наверное, все согласятся с мнением, что превосходство некоторых людей - часто местное. Они велики потому что окружающие их слишком малы. Можно будет обеспечить качество администраторов, профессионалов, исполнителей, высших технических служащих, канцелярских работников, субклерков и обслуживающего персонала. Министр наконец поймет, что с латинского языка слово министр означает слуга. В завершении хочется отметить, что истинная функция казахстанского парламента должна состоять в том, чтобы служить конгрессом мнений, большим жюри нации, местом для обсуждения важнейших проблем политической жизни страны. Казахстану необходим сильный и полновластный парламент.


Теги: Казахстан

Поделиться: