Самоидентификация Донбасса

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
То, что наш край особый регион, отличающийся от остальной Украины, понимают все и в Донбассе, и за его пределами. Пусть даже не осознавая в чем именно разница, при встречах с киевлянами или западенцами, мы чувствуем свой особый статус.
Самоидентификация Донбасса


То, что наш край особый регион, отличающийся от остальной Украины, понимают все и в Донбассе, и за его пределами. Пусть даже не осознавая в чем именно разница, при встречах с киевлянами или западенцами, мы чувствуем свой особый статус.






Во многом причиной этому стала история нашего края. В отличие от центральных и западных областей страны, уклад жизни которых складывался на протяжении долгих веков, Донбасс крайне молодой регион, возникший буквально из ничего всего лишь за одно столетие. Головокружительный промышленный рост, начавшийся в девятнадцатом веке, привел к тому, что на некогда безлюдные степи дикого поля хлынул поток переселенцев, искавших лучшей доли.






В этом кипящем котле, где сила и работоспособность ценилась больше, чем происхождение, и надо искать корни современных донбассовцев. Уходя из русских деревень и украинских сел, молодые мужчины объединялись в новую общность – рабочих. Тяжелые условия труда и жизни, постоянная угроза травм, а то и смерти в шахтах и на заводах, служили факторами своеобразного естественного отбора. Слабые тут не задерживались. А у оставшихся вырабатывался особый характер: прямой, жесткий, лишенный сентиментальности.






Этнический состав людей, осваивавших Донецкие степи, был необычайно пестрым: помимо русских, тут отметились сербы, греки, немцы, евреи, украинцы, так что естественной идеологией был интернационализм. При этом русский язык, как общепонятный для всех этих этносов, естественным путем стал доминирующем в регионе.






В советские годы роль Донбасса в стране только возросла – ведь это был один из локомотивов сталинской индустриализации и превращения СССР из аграрного в индустриальное государство. Население края резко выросло. Сначала за счет переселенцев, ехавших сюда со всех краев необъятной страны, а потом все больше за счет детей, родившихся уже здесь. Именно в советское время в жизнь вступили поколения коренных дончан, для которых эта земля стала настоящей родиной. Если их отцы были работягами, то у новые дончане активно осваивали интеллектуальный труд. В итоге на закате Советской эпохи Донбасс стал не только экономическим, но и научным. и технологическим центром страны.






Правда, специфика региона, где больше ценился конкретный труд, привела к тому, что гуманитарная сфера у нас отставала от экономической. Из-за этого в новых условиях независимой Украины наш край долгое время не мог не то что отстоять свои интересы, но и внятно сформулировать их. Точнее говоря, в экономических вопросах наши земляки быстро заставили с собой считаться всех, а вот в сфере образования, культуры, идеологии в стране стали править бал выходцы из других регионов.






Первый раз мы массово поняли, а точнее говоря нам дали понять, что у нас есть собственные ценности, во время оранжевой революции. Именно тогда пошло четкое разделение граждан Украины по принципу «свой-чужой», и Донецк оказался своеобразным центром консолидации людей со схожими взглядами на жизнь.






Неожиданно для многих выяснилось, что украинские националисты, которых в Донецке-то и не видели никогда, имеют свои планы на наш регион. Они попытались навязать нам своих героев, свое видение истории и свой язык в качестве обязательных ценностей. Наши оппоненты оказались наглы, многословны, и в информационном поле создали настоящий вал своей пропаганды. Нам же оставалась только отбиваться от этой информационной агрессии. Нужно признать, что очень долго украинские националисты оставались наступающей стороной в идеологическом конфликте, который разделил страну. Впрочем, в наше оправдание надо сказать, что доктрина украинского национализма разрабатывалась на протяжении десятилетий, и поэтому у них создана своя историческая мифология, свой пантеон героев…






Нам же только предстоит дать ответ: кто мы такие, донбассовцы, что нас объединяет, что нам нужно и как этого достичь.






Первое. Мы - граждане Украины, дающие львиную долю промышленного производства страны, а значит, наше мнение должно учитываться в государственной политике. Исторически сложившееся доминирование русского языка и культуры в Донбассе (да и остальных южных и восточных областях Украины) - непреложный факт, а потому любые попытки насильственной украинизации должны встречать отпор. Обидно видеть, как наши политики, перебравшиеся в Киев, начинают коверкать свою речь в угоду националистам.



Смешно: Галиция, которую присоединили к Украине только в 1939 году, считается эталонным образцом украинского региона, и её апологеты навязывают нам, коренным жителям и создателям этого государства, свои ценности. Это же театр абсурда! Люди, не имеющие никакого отношения к нашей истории, учат нас истории. А наша так называемая элита с этим соглашается, пытается мимикрировать под «свидомых украинцев», оправдывается за свой язык, свою жизнь… Будто мы какие-то недоукраинцы, которым надлежит еще дорасти до права быть хозяевами на этой земле. Пора изживать навязанный нам комплекс неполноценности, надо перестать «украинизировать» Донбасс и начать «донбассизировать» остальную Украину. Или нам нечего предложить в гуманитарной сфере? Есть! Композитор Сергей Прокофьев, филолог Владимир Даль, писатель Всеволод Гаршин, актер Василий Быков, певцы Юрий Гуляев, Анатолий Соловьяненко и Юрий Багатиков, полярный исследователь Георгий Седов, пионер российского кинематографа Александр Ханжонков – разве только этих имен мало, чтобы закрыть рты любителям порассуждать об отсутствии культуры в Донбассе. Да и молодые дончане не менее талантливы, чем их сверстники из других краев.






Нужно развивать и поддерживать своих авторов, музыкантов, писателей, драматургов… Мы должны добиться от Министерства образования, чтобы в школах появился такой предмет как история родного края.






Мы должны не бояться холить и лелеять донецкий патриотизм. И пусть иудушки в вышиванках на телешоу продолжают вопить об угрозе сепаратизма. Ничего страшно, им за это деньги платят. А мы будем популяризировать флаг Донбасса, его символику, его историю и культуру. Мы сегодня слишком мало пропагандируем свое. Почему все знают о писанках и колядках, но даже в Донецке не каждый знает легенды о Шубине? А ведь это наш, местный фольклор. Почему идет настоящий информационный вал материалов о Бандере и УПА, но почти не слышно рассказов о Донецко-криворожской республике, о многовековой борьбе славян и кочевников в Донецких степях, а уж о древней истории Донбасса, когда тут был центр скифской цивилизации, так и вообще никто ничего не знает? Хотя, современные терриконы визуально вполне могут показаться римейкам древних курганов.






Нашей бедой является тотальная аполитичность и нежелание участвовать в каких-либо политических мероприятиях, присущее большинству дончан. Нужно понять, что время, когда о тебе заботилось государство, закончилось, и сегодня нужно уметь отстаивать свои права. В том числе, и уличными акциями, как это делают европейцы или львовяне.






Полиэтничность Донбасса, его особый статус в региональном разделении труда при СССР привели к тому, что тут действительно возникла новая историческая общность – советский народ. Не удивительно, что даже после распада Союза именно советская идентичность была в Донецке очень мощной. В девяностые годы мы по-прежнему продолжали себя ощущать не украинцами, не русскими, а советскими людьми… Но сейчас нам нужно искать новые основы для самоидентификации, нужно осознать и развить свою региональную идентичность.







Сергей Бунтовский, г. Донецк, ДоНУ
Теги: Украина

Поделиться: