Сенат РК: Синекура или локомотив модернизации?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Проблема же расширения полномочий Сената сводится к вопросу о вовлеченности Верхней палаты Парламента в процесс политической модернизации. Между тем, система сдержек и противовесов, формирование которой началось в рамках реформы 2007 года, до сих пор не функционирует.
Сенат РК: Синекура или локомотив модернизации?

Итак, выборы в Сенат РК состоялись, пополнив копилку достижений Казахстана как наиболее демократического государства Центральной Азии.

Никаких поводов для сомнений в успешности проведенных выборов не оставляют отчеты ответственных органов и международных наблюдателей. При этом, по словам председателя ЦИК Куандыка Турганкулова, за выборным процессом осуществляли наблюдение 68международных наблюдателей, 99 доверенных лиц кандидатов, представители зарубежных и казахстанских СМИ. По информации ЦИК, избирательная кампания проходила организованно, открыто и демократично, все участники процесса дейст­вовали в рамках правового поля. Глава миссии наблюдателей СНГ Сергей Лебедев также озвучил позитивную оценку данного события, подчеркнув, что выборы в Сенат прошли в строгом соответствии с законодательством Казахстана, были открытыми и гласными.«Все это говорит о прозрачности, об открытости, и что-либо исказить, сфальсифицировать в такой обстановке было сложно" - подчеркнул С. Лебедев.

Тем не менее, повышенного интереса к выборам в казахстанском обществе не наблюдалось. Этому есть рядобъяснений, но главное - не только простым гражданам, но и экспертам до концане понятна роль верхней палаты Парламента в политической жизни Казахстана. Большинствоиз политологов, с которыми удалось поговорить на эту тему, с большой долейосторожности, а иногда и скепсиса, оценивают степень вовлеченности Сената в реальныеполитические процессы в стране. Показательно, что в Сенат избираютсяпреимущественно уже немолодые, умудренные опытом и обладающие весомымобщественным авторитетом люди. Из 98 выдвинувших свои кандидатуры на избрание вСенат абсолютное большинство - 51 человек - относится к возрастной категории45-55 лет. А средний возраст участниковвыборов- 2011 составил 56 лет. С однойстороны, это подтверждает славу Сената как наиболее авторитетного политическогооргана страны. Но с другой стороны, данное обстоятельство дает почву для версийо его малой активности и некоторой безыинициативности.

В результате, должностьсенатора в Казахстане зачастую трактуется как синекура для отставников. А помнению известного казахстанского политолога Нурлана Еримбетова, для некоторыхдепутатов Сенат является своего рода «политическим хосписом», способомпочетного и безболезненного ухода из активной политической жизни.

Но так ли все однозначно?

Согласно Конституции Республики Казахстан, Спикер Сената является вторым лицом в государстве, и вслучае возникновения форс-мажорной ситуации перенимает полномочия Президента страны. И кстати, то, что депутатский корпус Сената состоит исключительно из представителей партии власти можно считать своего рода гарантией продолжения заданного политического курса при любых обстоятельствах. Поэтому вешать на Сенат какие-либо ярлыки, наверное, преждевременно.

Думаю, следует согласиться с мнением политолога Ерлана Карина о том, что в нынешних условиях Сенат служит обеспечениюинтересов регионов, а также играет стабилизирующуюроль в политико-властной системе Казахстана. Проблема же расширения полномочий Сената сводится к вопросу о вовлеченности Верхней палаты Парламента в процессполитической модернизации. Между тем, система сдержек и противовесов, формированиекоторой началось в рамках реформы 2007года, до сих пор в полной мере не функционирует. А значит, велика возможность того, чтополитическая система Казахстана по-прежнему будет носить в большей степени персонифицированныйхарактер, основываясь на отдельных личностях, а не институциональной базе. Инымисловами, роль институтов в политической жизни страны определяется, преждевсего, конкретной фигурой, их возглавляющей. Вэтом, кстати, отличие казахстанских реалий от российских, где существование ижизнеспособность политических конструкций не зависит напрямую от руководящих персон.

В то же время, в Казахстанеключевые контуры политической модернизации к настоящему моменту остаются доконца не прочерченными. Поэтому какой будет динамика перемен в политическойжизни республики, покажет время.


Теги: Казахстан

Поделиться: