Ерлан Карин: «Нарастание внутренней нестабильности в Центральной Азии может привести к ослаблению системы национальной и региональной безопасности»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Поэтому очень важно наращивать систему эффективного мониторинга над происходящими в обществе процессами, причем здесь нужна консолидация усилий общества и государства. Хотя бы тех же самых СМИ. В некоторых случаях СМИ допускают героизацию участников событий. Их начинают жалеть, а иногда даже оправдывать. Это нашло отражение, например, в ситуации с самоподрывом возле здания ДКНБ.
Ерлан Карин: «Нарастание внутренней нестабильности в Центральной Азии может привести к ослаблению системы национальной и региональной безопасности»

Для эффективного противостоянияновым угрозам и рискам в Центральной Азии необходимы согласованные меры состороны власти и общественных структур. Об этом и других аспектах региональнойбезопасности в интервью нашему сайту рассказал известный казахстанский политологЕрлан Карин.

-ЕрланТынымбаевич, можно ли назвать центрально-азиатскийрегион зоной повышенного риска? В чем состоят новые вызовы и риски для Центральной Азии?

- На протяжениипоследнего десятилетия проблема безопасности центрально-азиатского региона обсуждаласьпреимущественно в привязке с проблемами терроризма. Достаточно вспомнить баткенскиесобытия на юге Киргизии в 1999 году, затем события на юге Узбекистана, связанныес проникновением на территорию республики боевиков, теракты в Ташкенте в 2003году, и отдельные вылазки террористических групп.

Однако, мне кажется,что сегодня акценты несколько изменилась. Сейчас проблемы безопасности вЦентральной Азии в большей степени связаны не с традиционными вызовами -терроризм, экстремизм, наркотрафик, - а скорее обусловлены некоторымипризнаками внутренней нестабильности в странах региона. Прежде всего, речь идето Киргизии. Вторая революция за пять лет, отсутствие доминирующегополитического центра и, как следствие, внутренняя нестабильность, деморализацияспецслужб, произошедшие в прошлом году этнические конфликты на юге. Вторая проблемнаястрана - Таджикистан. Это развернувшиеся в прошлом году вооруженные конфликты, которыебыли связаны якобы с деятельностью террористических групп, а, по мнению рядаполитологов, стали отражением возобновившихся противоречий между элитнымигруппами.

Но если даже неотталкиваться от ситуации в этих двух странах, положение в целом в регионе будетопределяться нарастанием внутриполитической борьбы. В ближайшее десятилетиеэтот фактор будет иметь критическое значение для Центральной Азии. В этотпериод будет неизбежно происходить смена политических элит.

И приближение момента сменывласти неизбежно будет обострять внутриполитическую ситуацию, соперничество междуразными элитными группами. В свою очередь, нарастание внутренней нестабильностив Центральной Азии приведет к ослаблению системы национальной и региональнойбезопасности. Основные субъекты обеспечения безопасности - правоохранительныеорганы, спецслужбы - будут больше отвлечены на межэлитные конфликты, отражениевнутренних угроз, и менее сосредоточенына борьбе с явными угрозами безопасности. Это мы хорошо видим на примереКиргизии, когда из-за того, что спецслужбы не могут вовремя отреагировать ипредпринять необходимые меры, происходят террористические акты, появляютсяновые экстремистские течения, разгораются межэтнические конфликты.

То есть внутренняяборьбы за власть, внутренняя нестабильность будут оставаться главными угрозамидля Центральной Азии в ближайшейперспективе.

- Учитывая сложнуювнутриполитическую ситуацию, социальную нестабильность в Центральной Азии, возможноли развитие ситуации в регионе по сценарию арабских революций?

- Здесь два момента. Во-первых,насколько события на арабском Востоке могут повлиять на ситуацию в ЦентральнойАзии? Наверное, резонансно не повлияют. Ведьразгоравшиеся дважды революционны события в Киргизии не повлияли существенно наположение в сопредельных странах.

Другой вопрос, могут липодобные арабским революциям события повториться в Центральной Азии. Думаю. Этовозможно. Но все зависит от специфики того или иного политического режима и нев меньшей степени от ментальности и уровня политической культуры. Чем дальше отКазахстана, тем острее могут быть формы конфликтов. Чем неконсолидированнее общество,чем оно более раздроблено, тем более вероятны конфликтные сценарии вовзаимоотношениях населения и власти. Мы все помним события мая 2005 года вАндижане. Хотя по официальной версии, они были вызваны деятельностьюэкстремисткой организации Акромия, тем не менее, факт в том, что в одном изнаселенных пунктов Узбекистана имело место открытое противостояние общества свластью.

- В той же ситуации сарабскими революции часто звучала версия о воздействии внешнего фактора. На Вашвзгляд, каково влияние внешнего фактора на безопасность Центральной Азии?

Внешний фактор,конечно, нельзя сбрасывать со счетов. Но здесь, конечно, нужно говорить не отом, что кто-то за океаном сознательно нагнетает и контролирует ситуацию врегионе. По крайней мере, по ситуации в Киргизии мы видели, как сами киргизскиеполитики метались в своих внешнеполитических ориентациях между Западом иРоссией.

-Нурсултан Назарбаевнеоднократно выступал с идеей более тесной интеграции стран центрально-азиатскогорегиона? Может ли интеграция стать условием обеспечения безопасности в ЦентральнойАзии?

Конечно, ведь это одноиз главных условий решения проблем безопасности. Причем речь идет о разныхвидах безопасности, в том числе экологической, энергетической, экономической.Решение этих вопросов будет зависеть от эффективности совместных действий, оттого, насколько страны региона окажутся способны действовать сообща и приниматьсогласованные меры. Но, к сожалению, общее осознание этой истины пока недостигнуто. Наоборот, некоторые государства придерживаются политикиизоляционизма, есть и открытые противоречия между рядом стран - все это непозволяет надеяться на выработку в ближайшей перспективе совместнойсогласованной позиции по проблемам безопасности.

- Тем не менее,возможно ли, что интеграционные инициативы Нурсултана Назарбаева получат в перспективеновое дыхание? Ведь мы видели по событиям в Киргизии, что действия ОДКБ илиШОС, не всегда эффективны.

- Сама идея президентаКазахстана Нурсултана Назарбаева - своевременна и нужна. Ее важность осознаетсяи экспертами, и политическими элитами стран региона. Но, к сожалению, ситуациятакова, что в ближайшее время развитиеинтеграции в регионе сильно ограничено.

Но это не значит, что интеграционныеинициативы Назарбаева носят такой идеалистический характер и не должныпровозглашаться. Я думаю, что чем чаще и чем громче будут звучать призывы кинтеграции, тем интенсивнее будет взаимное движение друг к другу. Да, вближайшей перспективе вряд ли возможна ускоренная интеграция стран региона. Нотак или иначе постоянно находясь в повестке дня, эта идея будет ориентироватьбудущие поколения политиков к пониманию необратимости региональной интеграции.

Более того, объединениеусилий центрально-азиатских стран выгодно не только с точки зрениябезопасности, но и с точки зренияэкономики. Например, интеграция откроет перед государствами региона новыевозможности для более эффективного использования их транспортно-логистическогопотенциала. По подсчетам некоторых экспертов, Казахстан не использует даже 10%своего транзитного потенциала. Я более чем уверен, что в совокупностииспользование транзитных возможностей странами Центральной Азии еще менеезначительно. Между тем, грамотное использование транзитного потенциала будетспособствовать существенным дополнительным вливаниям в бюджет, сопоставимым сдоходами от нефте и газодобычи.

- В какой степениКазахстан застрахован от тех рисков, которые будут определять картину новогостолетия?

Мы видим, что многимугрозам подвержены неконсолидированное, раздираемое внутренними противоречиями,общество. Лозунги к единству и стабильности кажутся на первый взгляд несколькозатертыми, но тем не менее, казахстанское общество более консолидирован передлицом различных угроз внешних и внутренних. И за 20 лет сформировалась новаясистема базовых ценностей для казахстанского общества, на которые и население,и субъекты политики так или иначе ориентируется.

Однако в теориибезопасности считается, что опасно как искусственное занижение, так иискусственное завышение угроз. И тот, и другой подходы могут привести не просток заблуждениям, но и к потере способности адекватно оценивать ситуацию ипринимать объективные меры. Надо признать наличие внутренних проблем. Тем болеесейчас, когда в казахстанском обществе наблюдается ряд негативных тенденций. Например,угроза религиозного экстремизма. Но объяснять эти тенденции только какими-тосоциальными проблемами недостаточно. Как показывают исследования исравнительный анализ подобных ситуаций в других регионах и странах, бедность,нищета, безработица не всегда являются главным и единственным источников угроз.Не все те, кто себя взрывал и устраивал другие террористические акции, былисоциально неблагополучны.

Поэтому очень важнонаращивать систему эффективного мониторинга над происходящими в обществепроцессами, причем здесь нужна консолидация усилий общества и государства. Хотябы тех же самых СМИ. В некоторых случаях СМИ допускают героизацию участниковсобытий. Их начинают жалеть, а иногда даже оправдывать. Это нашло отражение,например, в ситуации с самоподрывом возле здания ДКНБ. К подобным событиям долженбыть единый, согласованный подход, общие принципы. Не должно быть никакого оправданиянасилия, силовых действий. То же самое относится и к работе общественныхорганизаций, усилия которых должны быть направлены на просветительскую, разъяснительнуюработу, реализацию социальных проектов. Только при достижении консолидацииусилий власти и общества возможнопреодоление негативных тенденций внутри нашего общества.

- Большое спасибо за интересное и содержательное интервью.

Беседовала Юлия Якушева


Поделиться: