Компаративный анализ динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи Украины и России. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Современное украинское общество стоит на пороге нового выбора своего дальнейшего развития. Социально-економические, политические преобразования, которые произошли за годы независимости, затронули все сферы жизнедеятельности и обусловили переоценку старых и формирование новых жизненных ценностей. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, так как именно они определяют ближайшее будущее государства, тем более это важно в отношении студенчества как потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества.
Компаративный анализ динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи Украины и России. Ч.1


Афанасьева Л.В., Букреева И.В., Глинская Л.Ф., Орлов А.В.

Современное украинское общество стоит на пороге нового выбора своего дальнейшего развития. Социально-економические, политические преобразования, которые произошли за годы независимости, затронули все сферы жизнедеятельности и обусловили переоценку старых и формирование новых жизненных ценностей. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, так как именно они определяют ближайшее будущее государства, тем более это важно в отношении студенчества как потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества.

В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.

Это и определило цель данного исследования, которая состоит в изучении ценностных ориентаций студенческой молодежи в переходный период, а также их влияние на формирование жизненной позиции и самоопределение молодежи.

Работа основывается на таких фундаментальных методах как аналитический – использован для определения теоретических и методологических основ исследования; метод классификации – при выявлении положительных и отрицательных аспектов структуры основных видов жизнедеятельности студенческой молодежи; компаративный – при использовании сравнений, выявлении идентичных и отличительных черт ценностных приоритетов российских и украинских студентов. Сочетание вышеуказанных методов позволило определить свой подход к выявлению ценностных ориентаций студенчества, которые и стали предметом нашего исследования.

Эмпирическая база исследования включает три составляющих. Первая – материалы Всероссийского исследования «Анализ динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи России», проведенного Институтом социально-политических исследований РАН. Вторая – материалы анкетных опросов, которые проводили Государственный институт развития семьи и молодежи Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта совместно с Украинским институтом социальных исследований имени Александра Яременко, социологический факультет Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина. Третья составляющая включает материалы анкетного опроса «Анализ динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи Украины», который проводила лаборатория социологических исследования Мелитопольского педагогического университета в рамках совместного с Институтом социально-политических исследований РАН международного проекта «Высшее образование и студенческая молодежь на постсоветском пространстве».

Так, в начале исследования студентам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их поступления в вуз.

Сразу же следует отметить, что на выбор профессионального и образовательного пути молодежи влияют различные социальные факторы как на макро-, так и на микро-уровнях.

Ведь известно, что главными чертами современной социальной ситуации является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем времени и неопределенность относительно будущего. Это касается и системы образования, где ежегодно увеличивается число платных услуг в сфере обучения и происходит рост требований к знаниям абитуриентов, и сферы занятости, где положение в течение последнего времени непрерывно ухудшается, и в целом к длительному экономическому и политическому кризису в стране. В таких условиях абитуриентам действительно тяжело принимать решение, которое имеет жизненно важное значение.

Несомненно, что в выборе профессии важную роль играет интерес к ней, индивидуальные склонности к данному виду деятельности. Но, как правило, эти факторы имеют значение, если социальный статус этой профессии не противоречит социальным и ценностным ориентациям молодого человека.

Проблема заключается в том, что субъективные намерения юноши или девушки сталкиваются с объективно существующими социально-экономическими условиями. Во-первых, выбор профессии связан с возможностями профессионального образования, получение которого для молодежи ограничено определенными условиями и правилами приема на те или другие специальности, а в рыночных условиях еще и материальными возможностями. Во-вторых, структура и наличие свободных рабочих мест в экономике может не соответствовать не только намерениям, но и объему и структуре выпуска специалистов из учебных заведений.

Так, результаты анкетного опроса показали, что основными мотивами получения высшего образования для юношей и девушек выступают такие как возможность будущего трудоустройства (25,6%); получения высокой профессиональной квалификации (18,6%); возможность заниматься творческой деятельностью (11,7%); перспектива будущего профессионального, карьерного роста (11,6%). К каждому из этих мотивов следует добавить «получение диплома как документа о высшем образовании, что повышает возможность будущего маневра на рынке труда» (35,5%).

Такая мотивация вполне оправдана. Ведь современный рынок труда сталкивается с серьезными проблемами и противоречиями. Ежегодно в Украине для 17% безработных (свыше 246 тыс.) причиной незанятости становится нетрудоустройство по окончании учебных заведений. Безработица среди молодежи (свыше 12%) превышает этот уровень по сравнению с другими группами населения вдвое [3].

Уже прошло то время, когда большинство школьников поголовно мечтали стать учителями, военными или космонавтами. Реалии демонстрируют необходимость хорошего, стабильного заработка, чтобы обеспечить свое будущее. И, естественно, молодежь более склонна к востребованным на рынке труда и хорошо оплачиваемым специальностям.

Хорошим подтверждением этому служат и эмпирические данные. Так, 22,3% респондентов выбрали в качестве будущей сферы деятельности экономику, 14,9% – инженерно-технический профиль, 8,0% – юридический, 7,9% – естественнонаучный, 7,0% связывают свое будущее с математикой и компьютерными технологиями. Сферу медицины для себя выбрали 6,6% респондентов. Аналогичный показатель и в области социологии и психологии. 6,4% опрошенных молодых людей выбрали для себя гуманитарный профиль обучения, связанный с философией, историей, журналистикой, филологией, а также с международными отношениями. В качестве будущих учителей себя видят лишь 6,3% респондентов. И только 3,9% опрошенных посвятили себя искусству. Наиболее невостребованными оказались сферы государственного управления (1,1%) и национальной безопасности (0,4%).

Рис.1

42,1% респондентов осуществили выбор вуза, ровно, как и будущей специальности исключительно самостоятельно. Причем для 40,8% опрошенных выбор своей специальности является окончательным, т.е. при возможности они выбрали бы ту же профессию.

На выбор же 32,5% опрошенных оказали влияние родители. 8,5% студентов в выборе будущей профессии помогли определиться учителя. И лишь 1,5% опрошенных совершили свой выбор, опираясь на советы друзей и знакомых.

Рис.3

Непосредственно выбор конкретного учебного заведения для молодых людей определялся следующими факторами: наличие подготовки по интересующей специальности (34,6%), а также престиж и репутация высшего учебного заведения (17,4%).

Интересно, что выбор многих молодых людей определялся не прямыми, а косвенными факторами. К их числу можно отнести следующие: удобное месторасположение учебного заведения (12,4%); приемлемый уровень оплаты за обучение (11,3%); невысокий вступительный конкурс (10,3%); наличие связей в учебном заведении (5,0%); наличие общежития при вузе (4,8%).

Выбор же 2,1% опрошенных вполне можно считать спонтанным, т.е. выбором, не основанным на четкой профессиональной ориентации, поскольку он определялся ответом «пришел за компанию с другом». Это подтверждается и тем, что 18,1% опрошенных выбрали высшее образование как возможность расширить круг общения; 9,2% – как возможность избежать призыва в армию; 5,6% – как возможность еще какое-то время (4-6 лет) не работать.



Поделиться: