"Ар-Намыс": выбор сделан.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
13 августа в Бишкеке в отеле "Хайятт" прошел съезд партии "Ар-Намыс". Представители партии на этом форуме определились с единым кандидатом на предстоящих президентских выборах. Им стал кандидат юридических наук Анарбек Калматов.
"Ар-Намыс": выбор сделан.

13 августа в Бишкеке в отеле "Хайятт" прошел съезд партии "Ар-Намыс". Представители партии на этом форуме определились с единым кандидатом на предстоящих президентских выборах. Им стал кандидат юридических наук Анарбек Калматов.


После окончания съезда мне удалось задать новоявленному избраннику несколько вопросов:


- Анарбек Баратович, ваша оценка сегодняшнего состояния страны?


- Реформы, начавшиеся после распада Советского Союза, приобрели затяжной характер, фактически затормозив естественное развитие и совершенствование экономики страны. Мы то и дело слышали: конституционная реформа, административная реформа, судебная реформа, реформа в правоохранительных органах… Когда работать?! Получается, все эти годы мы не работаем, а реформируем и реформируем…


- Значит, конституционная реформа, создание парламентской республики – это неудача?


- Я бы так не сказал. Бесспорно одно: принятие новой Конституции ознаменовало новый этап развития нашего государства, но вместе с тем породило большое количество коллизий. Явные пробелы в Конституции надо исправлять. Вот вам пример. Президент сегодня, казалось бы, наделен достаточными полномочиями. Президент является главой государства и Главнокомандующим Вооруженными силами Кыргызской Республики, он определяет, назначает и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных сил, возглавляет Совет обороны. Президент наделен функциями арбитра между Жогорку Кенешем и правительством, в конфликтных ситуациях может принимать решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш. Он подписывает принимаемые в стране законы или возвращает их со своими возражениями в парламент на доработку.


Но в то же время президент не несет никакой ответственности за социально-экономическое положение в стране. Президент не является гарантом Конституции. И, наконец, президент даже не обладает правом законодательной инициативы. Это – нонсенс, похожий по символизму на статус английской королевы! Я назвал лишь основные пробелы, допущенные в конституционной реформе, и эти пробелы надо восполнять, устраняя и явные юридические противоречия в действующем праве.


- Анарбек Баратович, к сожалению, пока мы не видим сильной государственной власти, способной на всей территории республики установить правопорядок и законность, добиться стабильности, обеспечить безопасность. Почему?


- Именно потому, что этому мешают пробелы в Конституции. Разве провал судейской реформы – не явное тому подтверждение?! Смотрите, ни президент, ни парламент, ни премьер-министр никоим образом не могут повлиять на ситуацию с созданием Совета по отбору судей! Скандалы сотрясают страну. Какие-то нечистоплотные личности опять понимают головы, заскакивая на гребень мутной политической волны. Уже даже люди, имеющие иностранное гражданство, становятся членами Совета судей, это недопустимое нарушение всех законов! И мы видим неспособность и невозможность для президента самым легитимным образом вмешаться в ситуацию. Ничего не предпринимают ни спикер, ни премьер-министр…


- Это что, паралич госуправления?


- Похоже, это – агония госуправления. И так не может продолжаться. О какой эффективности работы чиновников любого ранга можно говорить в такой атмосфере зыбкости и непостоянства условий труда?


- Так что же делать?


- Думаю, пришло время прекратить развивать реформистские идеи и переходить к конкретным действиям. Народ Кыргызстана устал от ожидания лучших времен. Пора прекращать разглагольствовать и обещать, необходимо кардинально изменить отношение у власти стоящих к своим прямым обязанностям и функциям.


В.Виноградов.

Источник - ЦентрАзия

Поделиться: